Счетная палата не должна быть инструментом политических услуг

Счетная палата не должна быть инструментом политических услуг

16.06.2013 0 Автор Администратор

На майской сессии в Госсобрании был рассмотрен вопрос о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Республики Алтай в 2012 году.  Вице-спикер, председатель парламентского комитета по бюджету и налоговой политике Татьяна Гигель поделилась своим мнением об итогах работы контрольного органа, в задачи которого входит анализ эффективности использования средств республиканского бюджета.

— Татьяна Анатольевна, какую оценку можно дать деятельности Счетной палаты за 2012 год?

— Следует отметить, что в течение всего прошлого года велась большая организационная работа. Разработан регламент учреждения, определены стандарты проведения контрольных и экспертных мероприятий, чего раньше не было. Кроме того, созданы коллегия и совет контрольно-счетных органов республики. Заключены соглашения о сотрудничестве с управлениями следственного комитета и казначейства, а также с министерством финансов. Материалы проведенных проверок свидетельствуют о необходимости взаимодействия с надзорными и правоохранительными органами.

Из отчета видно, инспекторы трудились, что называется, на совесть. За год проверками было охвачено 189 объектов различных видов экономической деятельности. Объем проверенных финансовых средств составил почти 18,5 млрд. рублей. А это около двух бюджетов республики. Притом нарушений финансово-бюджетного законодательства и фактов неэффективного использования средств выявлено на сумму более чем 337 млн. рублей.

— В чем причина выявленных финансовых нарушений?

— Большой удельный вес занимает несоблюдение требований Федерального закона №94 при осуществлении государственных и муниципальных закупок и услуг. По итогам контрольных мероприятий для устранения выявленных несоответствий и недостатков в работе в проверенные объекты было направлено 124 представления и два предписания, из них почти половина касается нарушений при составлении бухгалтерской отчетности. Согласно предъявленным требованиям организации привели в порядок свои дела на сумму, которая в общей сложности превышает 75 млн. рублей. В бюджет республики возвращено 1,6 млн. рублей.

— На ваш взгляд, справедливо ли мнение о том, что в деятельности КСП в отношении некоторых организаций просматривается субъективное восприятие?

— Да, действительно, итоги некоторых проверок показывают неоднозначность подхода. К примеру, акт проверки бюджетного учреждения «Эл-Телком» получил большой общественный резонанс: надо же, чиновники за счет бюджета содержат сауну! КСП усмотрела неэффективное использование непрофильного имущества в селе Акташ!

А оказалось, это аварийное здание, построенное в 1982 году, с нулевой балансовой стоимостью используется как складское помещение еще с 2004 года, о чем контрольный орган уведомило Минимущества.

Инспекторы добросовестно исполнили свою работу на основании бухгалтерских документов. Но при подготовке отчета, обрабатывая подобную информацию, надо вникать в суть дела и выводы делать с учетом реального положения. Ведь, по большому счету, избирателей интересуют те финансовые результаты, которые недопустимы и действительно наносят ущерб государственной казне, а также имеют коррупционный характер и, конечно, неэффективные расходы.

Хочу подчеркнуть, что у нас нет вопросов к инспекторам, кропотливо и ответственно делающим свою работу, указывая абсолютно все недостатки бухгалтерских отчетов, финансовых проводок и т.д. Причем, на мой взгляд, — за недопустимо малую для такого труда заработную плату. Справедливости ради следует отметить: благодаря такому ответственному отношению к делу инспекторской службы растет профессионализм финансовых работников в целом. Как показывает статистика, с каждым годом ошибок с их стороны делается все меньше.

— Соответствовал ли отчет ожиданиям депутатов?

— К сожалению, в нем были озвучены в основном количественные показатели. Хотелось бы услышать конкретные предложения по повышению эффективности расходования бюджетных средств, рекомендации по итогам контрольных мероприятий органам государственной власти по совершенствованию нормативно-правовых актов. В деятельности Контрольно-счетной палаты не определены приоритеты и пути их реализации. В отчете не отражены собственные недостатки и упущения, как принято, и механизмы их устранения.

КСП Республики Алтай — это орган внешнего государственного финансового контроля, и основными принципами в ее деятельности являются соблюдение законности, объективность, эффективность, независимость и гласность. Также КСП обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно согласно части 3 статьи 1 Закона «О Контрольно-счетной палате Республики Алтай».

— Выступая на сессии, вы отметили, что результаты проверок не должны превращаться в политический пафос. Что имелось в виду?

— Законом контрольному органу даны большие полномочия, которые в свою очередь требуют не меньшей ответственности. Результаты проверок должны быть четкими, лаконичными, прозрачными, все претензии — обоснованными. А самое главное — не следует превращать деятельность в политический пафос или интриги. Бывает так: в ходе проверки выявляют факты якобы нецелевого расходования бюджетных средств, что так или иначе влечет за собой административную или даже уголовную ответственность, на разбирательство уходят время и средства правоохранительных органов. И не очень хорошо получается, когда подобные факты в итоге не находят подтверждения — значит, деньги налогоплательщиков были потрачены зря.

— Вы уже обозначили недостатки деятельности Контрольно-счетной палаты. Какие будут пожелания работникам?

— Отчет, представленный на 47 страницах, является свидетельством огромной работы инспекторов, которые трудились практически без выходных, чтобы представить качественную информацию в срок. Думается, что в будущем такой расширенный документ должен стать отправной точкой для составления отчета на сессию. Логичнее будет, если для рассмотрения депутатами отчета будет избран другой формат — более сжатый, с анализом и конкретными предложениями. И уже к нему будет приложена вся справочная информация, в каком бы объеме она ни была.

Период формирования кадровой и материально-технической базы КСП РА надо считать завершенным. Остается пожелать плодотворной работы.

Подготовила Н. Васильева.