Борис УКАЧИН. Случай у аржана Адышту

14.11.2013 0 Автор Администратор

Там, в устье бурливой реки Челушман, откуда начинается знаменитое Телецкое озеро, на его правой стороне из-под огромной скалы медленно сочится светлоглазый аржан – целебный источник Адышту. В тех святых местах я бывал не один раз. Пил воду из Адышту. Очень холодная вода, аж ломит зубы. Но, говорят, и очень полезная для здоровья. Потому-то сюда каждое лето приезжают много людей, надеясь избавиться от различных болезней и недугов. Правда, тут нет никаких курортных построек и удобств. Добираются сюда кто как может. Ставят палатки. Живут, кому сколько вздумается.

Кусты и тальники, что растут возле аржана Адышту, украшены по местному обычаю разноцветными ленточками и лоскутами. Это дань уважения и способ задабривания Хозяина горы и целебного источника. Некоторые местные жители, пожилые люди, верят, что Хозяин горы Адышту живет на вершине под небесами. Он простым смертным не показывается. Но некоторые счастливчики будто бы видели его воочию. У него белая, как волны реки Челушман, борода, а сам он в белом одеянии.

Всем, особенно тем, кто приехал сюда просить помощи и лечиться, рекомендовано не шуметь, не кричать, не смеяться, не петь, а блюсти соответствующие дисциплину и порядок.

Когда подходишь к Адышту, нельзя не почувствовать устойчивого запаха железа и пороха, что ли. Побывавшие и живущие вблизи Адышту люди уверяют, что этот источник хорошо лечит головную боль. Но особенно мастерски сращивает переломы костей и суставов. Это возможно. Ибо в этом источнике немалая концентрация серебра и меди. Охотники же свидетельствуют, что в горах пораненные пулями и дробью звери тоже отлеживаются в подобных редких источниках, пока не выздоровеют и не встанут на ноги. А про Адышту сказывают, что нашли здесь однажды раненого дикого марала. Он приполз к этому источнику и несколько дней лежал в болотистой тине, затем поднялся и как ни в чем не бывало ушел в родные горы.

В окрестностях Адышту я видел брошенные гипсы и костыли. Мне говорили, что их оставили исцелившиеся тут от разных недугов больные…

Аржан Адышту, оказывается, был открыт еще в дореволюционное время геологами Всероссийского географического общества. О том свидетельствует жестяная бирка, что укреплена прямо на камне, из-под которого медленно сочатся капли и струйки этого чудесного дара природы. Но не только об этих фактах хотел проинформировать я своего читателя, хотя они, думается, небезынтересны.

Меня однажды прямо-таки ошарашил и удивил совершенно невероятный случай.

Было это летом 1979 года. Я приплыл на теплоходе «Пионер Алтая» по Телецкому озеру в совхоз «Чолушманский» по заданию радиокомитета, где в то время работал, чтобы написать цикл очерков о людях этого отдаленного труднодоступного хозяйства. Закончив свои основные дела в совхозе, на обратном пути решил заглянуть к Адышту. В летние дни эти места не пустовали. На полуостровке рядом с аржаном там и тут, как и в прежние годы, высились небольшие палатки. Когда я подошел к аржану, то возле него среди лечившихся бегали и суетились какие-то молодые люди с киноаппаратами. Они трогали, рассматривали те самые разноцветные ленточки и лоскутки ткани, навешенные на ветках кустов, редких деревьев и тальников, удивлялись, смеялись, расспрашивали у тех, кто приехал лечиться, для чего эти украшения, кому они предназначены. Киношники-любители, к тому же весьма развязные и чрезмерно любопытные, начали снимать эти пестрые украшения. Некоторые просили у лечившихся алтайцев их национальные шапки и другую одежду, чтобы запечатлеть себя в национальных костюмах у святого источника.

И вдруг… Честное слово, вдруг вода из источника-аржана, к удивлению всех и даже к испугу некоторых, постепенно перестала сочиться. Иссякла она, что ли? Не идет — и все тут. Разумеется, приехавшие лечиться люди начали ругать прежде всего киношников и гнать их. Те перестали галдеть и суетиться, а вскоре и вовсе ушли. Вынуждены были уйти. А воды нет. Куда она, интересно, делась?

Скажу честно, мне было не по себе. Как это так?! Ведь и я в свое время ухмылялся, слушая разные рассказы о суевериях и легенды, касающиеся аржана Адышту и его Хозяина в белом одеянии.

Прошло больше двух часов с того времени, как перестала биться и пульсировать вода из-под камней. Ошарашенные этим событием люди не знали, что делать, как быть. Молчали. Боялись смотреть друг на друга. Каждый, наверное, в душе винил себя. Но больше всего, конечно, тех веселых кинолюбителей.

…………………………………

— Аржан! – вдруг прошептал кто-то робко.

И этот робкий шепот пронзил нас, как удар грома. Слава Кудаю-богу, появилась вода – наша слеза и надежда!

Божественный наш аржан!

Случай редчайший. Этот момент у Адышту я никак не могу забыть. Почему это случилось, объяснить не сумею ни себе, ни другим. Другие-то могут не поверить, поскольку в тот момент там не были. Но все же я решил поведать об этом. Почему? Мы же знаем, чувствуем, что в природе какие-то совершенно неведомые нам загадки и тайны существуют. Вероятно, источник Адышту на какой-то миг иногда замирает. У некоторых гор, видимо, свои «вдохи» и «выдохи». Мы по стечению обстоятельств, может быть, оказались у Адышту во время его не совсем длительного «вдоха». Горы ведь, как и люди-человеки, дышат, живут своей тайной жизнью.

Хочется верить, что такое случилось не от прибытия туда тех суетливых и неугомонных киношников. А может быть, кто знает, от моего приезда туда случилось это?

Но самое главное, что я хочу сказать по этому поводу и в чем уверен: в каждой неожиданной тайне сокрыты дух и одна из загадок поэзии. Как известно, впервые космос и космические просторы открыли не космонавты нашего двадцатого века — за много веков до них там побывали великие поэты!

Идеями неисчерпаемости космической жизни, природы и Вселенной горел и постоянно мучился один из гениев человечества Михайло Ломоносов, великий поэт и ученый. В своем «Вечернем размышлении», глядя на северное сияние, вдохновился и единым дыханием мудреца из глубины души и неистового духа как бы выдохнул:

Открылась бездна, звезд полна:

Звездам числа нет, бездне – дна…

…………………………………

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мыслью утомлен.

А как забудешь, как пройдешь мимо лермонтовского проникновения в космические миры:

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Голос природы и Вселенной смогут услышать и понять только поэты! И тогда у Адышту, повторяю, проявились одна из интереснейших загадок и явление земной поэзии.

Борис УКАЧИН.
Из книги «На мой взгляд…»

Алтайское книжное издательство, Барнаул, 1996 год.