Что такое алтай-шатра

Что такое алтай-шатра

14.11.2013 0 Автор Администратор

Многих жителей Республики Алтай наверняка интересует, что за игра такая – алтай-шатра, поэтому есть необходимость хотя бы немного рассказать о ней.

В 1960-м в «Ученых записках» Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы была напечатана статья С.Я. Пахаева «Шатра» с описанием правил народной игры.

шатра

Публикация была результатом целенаправленных поисков автора в разных районах области людей, которые знали и играли в эту игру.

Подробное описание правил игры Пахаевым было составлено на основе ряда партий, сыгранных им со старейшими животноводами Кош-Агачского аймака Сур Тахановым (1878 г.р., из урочища Балтырганды) и Никитой Ивановичем Параевым (1876 г.р., из урочища Бельтир).

Трудно переоценить роль данной исследовательской работы в деле сохранения алтай-шатры как важнейшего элемента духовной культуры алтайского народа.

Не вдаваясь в подробности, отмечу, что в тех правилах, как и в ныне существующих, на игровой доске были крепость, ворота, большое поле, а фигуры назывались резервом, баатыром и шатра-воинами. Ударный ход был обязательным. Покажу только форму игровой доски.

В 60 — 70 годы прошлого века стали проводиться личные и командные чемпионаты области по правилам, утвержденным Комитетом по физической культуре и спорту при исполнительном комитете Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов от 23.11.1974 г.

Первыми чемпионами области по алтай-шатре в 1975 году стали студенты Горно-Алтайского педагогического института А. Набытов и Н. Никитина, среди школьников — Н. Селекова и Н. Лучкин.

В дальнейшем, по мере разработки теории ведущими шатристами области Ю.П. Малковым, О.Р. Арбыновым, Б.В. Кортиным, А.А. Сельбиковым, Н. Сорочайкиным, А.Ф. Дановым, В.Л. Таушкановым, в правила игры по алтай-шатре были внесены некоторые изменения (утверждены облспорткомитетом 28.04.1978 г.). В 70 — 80 годах огромный вклад в развитие и распространение игры внес В.Л. Таушканов, именно его усилиями был разработан «Шатра-кодекс РСФСР», который утвердил Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров РСФСР 1 марта 1983 года. Благодаря организаторской работе В.Л. Таушканова были проведены первые чемпионаты области, четыре чемпионата Сибири и Дальнего Востока.

Фото0075

Так, в 1983-м в Горно-Алтайске прошел первый чемпионат Сибири и Дальнего Востока, чемпионом среди мужчин стал А. Торбоков, среди женщин — Л. Бахтушкина.

В 1984 году в Улан-Удэ состоялся второй чемпионат, победителями стали: среди мужчин — А. Торбоков, среди женщин — Л. Ермакова, среди девушек до 18 лет — 16-летняя шатристка из Бурятии Дарима Гурджапова.

В 1985-м в г. Черногорске (Хакасия) прошел третий чемпионат, среди мужчин сильнейшим стал В. Модоров, среди женщин — В. Тобоева.

В 1986-м в г. Кызыле (Тува) на четвертом чемпионате победили А. Сельбиков и Л. Ермакова.

Хотя условия игры дорабатывались и улучшались усилиями многих ведущих шатристов 80-х годов, следует отметить, что главную роль в создании правил, по которым сейчас проводятся официальные соревнования, сыграл В.Л. Таушканов.

В 1988 г. игра была включена в программу народного праздника «Эл Ойын». Первым чемпионом среди мужчин стал А. Битешев, среди женщин — З. Шадеева.

С 1988-го Эл Ойын проходил 12 раз. В этих играх по одному разу чемпионами среди мужчин становились универсальный шатрист, одинаково хорошо играющий на всех стадиях партии, В. Эдешев, самый молодой чемпион игр С. Барбачаков, два раза — замечательный шатрист А. Манышев (к сожалению, рано ушедший из жизни), три раза — «непробиваемый» А. Битешев, пять раз — самый старший по возрасту среди действующих ныне шатристов А. Торбоков.

Из-за отсутствия полной информации не буду перечислять чемпионок Эл Ойына (пусть простят меня женщины), а также победителей и призеров многочисленных чемпионатов и спартакиад.

В 80 — 90 годы совершенствование и попытки улучшить правила игры продолжились. Был интересный вариант с введением фигур, аналогичных шахматным, но, к сожалению, он остался не до конца изученным. Последний официальный турнир по этим правилам состоялся в Кызыле в 1986-м.

В настоящее время все соревнования проводятся по правилам «Шатра-кодекса РСФСР» 1983 года. В них добавлено так называемое «правило хода шатры через ход», которое в свое время предложили А. Сельбиков и Б. Кортин.

Большую и полезную работу по распространению игры и привлечению молодежи к ней проводит в последние годы Федерация алтай-шатры, возглавляемая Г.Л. Ядагаевым. Тренерская работа в кружке алтай-шатры педагогического колледжа оказалась удачной формой развития игры в республике, и в настоящее время во многих наших школах выпускники колледжа ведут подобные кружки.

Настало время восстановить утерянные связи с другими субъектами РФ и установить новые. Если вариант шатры, предложенный С.Я. Пахаевым, – это элемент наследия духовной культуры алтайского народа, которым мы можем по праву гордиться, то современный спортивный вариант – продукт коллективного творчества представителей народов нашей республики, который заслуживает всемерной поддержки и распространения не только у нас, но и за пределами региона.

Игра может и должна сыграть свою роль в культурном сотрудничестве между народами России при условии отношения к ней как к культурному достоянию Республики Алтай. Насколько мне известно, игры такого уровня среди настольных интеллектуальных игр в других субъектах страны нет, поэтому нужна действенная поддержка властей, особенно при организации турниров в части обеспечения транспортом детей, занимающихся алтай-шатрой в школах. Почему я акцентирую внимание на этом вопросе? Потому, что он «больной» для всех руководителей кружков в школах. Например, просьбу помочь транспортом для перевозки команды гимназии на республиканский турнир в село Ябоган директор Республиканской гимназии Л.К. Манатова восприняла как непомерное требование, и только благодаря поддержке министерства детям удалось принять участие в соревновании. Обращение руководителя кружка за помощью в министерство образования привело к тому, что он был отстранен от ведения занятий. При этом не были приняты во внимание ни желание учащихся, ни их мнение, ни интересы.

Заканчивается Год спорта, впереди — Год культуры. Шатра, как и шахматы, — это и спорт, и искусство. То есть эти два года для алтай-шатры особенные, есть надежда, что мы начнем относиться к ней не просто как к одному из видов спорта, а как к культурному, духовному достоянию нашей республики. И пока шатра не станет широко распространенной игрой, нельзя связывать ее развитие с желаниями и настроениями спонсоров.

Почему бы, например, не дарить нашим гостям (официальным и неофициальным, почетным и просто дружественным) не только национальные шапки, а и сувенирные комплекты шатры? Мастеров изготовить их у нас немало. Найдутся и другие формы поддержки.

А.С. Торбоков, мастер спорта РСФСР по алтай-шатре, бывший руководитель кружка по шатре Республиканской гимназии имени В.К. Плакаса.