Отчет Главы Республики Алтай А. Бердникова о результатах деятельности Правительства РА за 2013 год

Дата:

Отчет Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай о результатах деятельности Правительства Республики Алтай за 2013 год

Бердников

 Уважаемый Иван Итулович, уважаемые депутаты, приглашенные!

Сегодня я буду говорить только о главном – о человеке, о жителях Республики Алтай, о том, что определило 2013 год, осталось и останется в памяти людей, уже формирует настоящее и послужит основой для будущего. Я постараюсь коснуться всех аспектов нашей общей работы по улучшению жизни в республике – республике, которая совсем недавно выдержала испытание стихией и жизнь которой сегодня постепенно входит в нормальное русло.

Основными приоритетами для меня как для руководителя региона остаются межнациональный мир и согласие, качество жизни наших людей и развитие экономики. Именно это определяло и определяет содержание моей работы. А, как известно, изменение экономической конъюнктуры, политический форс-мажор и даже паводок – не повод для ревизии наших главных целей.

Мой предыдущий отчет традиционно был посвящен практической деятельности Правительства Республики Алтай на ближайшую перспективу. И я обещал вам, что она будет направлена на реализацию указов Президента России, который определил основные направления. В тесном взаимодействии с депутатским корпусом мы ведем эту работу второй год.

Вначале справочно представлю основные макроэкономические результаты 2013 года. Валовой региональный продукт в текущих ценах вырос в 3,5 раза. Объем производства продукции сельского хозяйства – в 3,4 раза. Устойчиво снижалась инфляция: с 11% в 2006 году до 6,4% на конец 2013 года. Объем инвестиций в основной капитал в текущих ценах вырос в 4 раза. Изменилась структура и направление инвестиций, активно начали вкладывать частные инвесторы в реальный сектор экономики, в развитие туризма и инфраструктуры. Доля частных инвестиций увеличилась с 28% до почти 72%, на чем я чуть позже остановлюсь подробнее.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

Достигнутые темпы экономического роста оказали влияние на уровень жизни населения республики. О том, чтоон значительно изменился – и в лучшую сторону, об уверенности людей в завтрашнем дне свидетельствуют, в первую очередь, демографические показатели. Республика Алтай стабильно входит в число регионов России с неизменным приростом населения. При этом смертность населения имеет устойчивую тенденцию к снижению. Продолжительность жизни за этот период увеличилась с 60 до 67 лет.

Уважаемые депутаты! Уважаемые коллеги! Хочу еще раз подчеркнуть, что в своей деятельности Правительство и я руководствовались одной стратегической целью – это повышение благосостояния населения республики. А, как известно, важнейшим индикатором благосостояния является величина материальная. Поэтому акцент хотелось бы сделать на то, что в отчетном году среднемесячная заработная плата одного работника составила порядка 21 тыс. рублей. Уровень среднедушевых денежных доходов населения оказался на отметке 14 тыс. рублей. Число жителей с доходами ниже прожиточного минимума сократилось на 28 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы снизился до 2,4%.

Вместе с тем, и одной из основных задач, которую также ставит перед нами Президент страны, является повышение заработной платы работников бюджетной сферы. Хотел бы остановиться на результатах работы в этом направлении за прошлый год.

Бюджет, к сожалению, не размножается делением, но нам, похоже, кое-что удалось. В частности, по восьми параметрам мы не просто достигли плановых показателей, но и ухитрились увеличить контрольные цифры. Другое дело, конечно, что сами эти цифры объективно низкие и некоторые пока не дотягивают  до средней зарплаты по экономике. К примеру, мы увеличили уровень зарплаты работников учреждений культуры по сравнению с 2006 годом почти втрое, но  довели его только до 57% от средней зарплаты по экономике. В 2013 году она составила 11 794 рублей. К 2018 году ее средний уровень необходимо довести до средней заработной платы в республике.

На 3% удалось увеличить и контрольные показатели уровня оплаты труда социальных работников и младшего медперсонала. Они составили 10 321 и 9 844 рубля соответственно.

Чуть  не дотянула до средней по региону зарплата среднего медицинского персонала, составив 19 482 рубля.

Предстоит работать и над увеличением оплаты за труд педработникам, которые оказывают социальные услуги детям-сиротам, и в системе профессионального образования – 13,5 тыс. и 18 тыс. рублей соответственно. Мягко говоря, невысокая зарплата. Хотя у нас и получилось увеличить ее почти на треть к уровню 2011 года.

К более-менее достойному уровню мы привели зарплату учителей и врачей. В прошлом году средняя заработная плата работников системы общего образования составляла уже 20 821 рубль, что выше среднего показателя по экономике. И, кстати, в 2 раза больше, чем в 2010 году.

Средняя заработная плата врачей и вовсе составила 194% от средней по региону – 39 845 рублей.

Однако есть показатели, где мы, к сожалению, что называется, не дотянули. Так, не достигнуты плановые показатели в отношении педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и допобразования: их средняя зарплата составила 16,5 тысяч и 15,5 тысяч рублей соответственно.

На предстоящий период перед Правительством стоит задача более тщательно контролировать вопрос достижения целевых значений в части оплаты труда, так как это затрагивает жизненные интересы людей.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Для меня самый главный актив – это люди. А значит – все усилия должны быть направлены на подготовку и поддержку этого самого главного актива.

Сфера образования всегда была приоритетом. И в Указах Президента она проходит красной линией.

Так, в плане развития системы дошкольного образования перед нами стоит задача обеспечить доступность и качество услуг путем строительства, реконструкции и проведения капитального ремонта дошкольных образовательных учреждений.

В 2013 году из федерального бюджета на эти цели поступило около 186 млн. рублей, из регионального бюджета было направлено более 84 млн. руб. В итоге введено 1776 мест при плане 1680.

В результате число детей, охваченных дошкольным образованием, с 2006 по 2013 год увеличилось почти вдвое (с 7 тыс. до 12 тыс. детей). В 2014 году планируется ввод еще 1 140 мест. Планируемое финансирование из федерального бюджета составляет 79,5 млн. руб., республиканского — 85,7 млн. руб.

В качестве важнейшей задачи развития и модернизации системы общего образования Правительством определено создание условий для обучения детей, включая поэтапные меры по благоустройству и оснащению школ.

Так, в 2013 году на подготовку общеобразовательных организаций к новому учебному году было направлено порядка 733 млн. руб. В результате доля школ, в которых проведен капитальный ремонт, составила 64% (в 2009 году – 35%), школ, имеющих водопровод, – 73% (2009 год – 52%), центральное отопление – 67%, канализацию – 65% (2009 год. – 36%).

На решение проблемы материально-технической оснащенности школ в 2011-2013 годах было направлено около 525 млн. руб., в том числе в 2013 году – почти 182 млн. рублей. На эти средства закупалось учебно-лабораторное, учебно-производственное оборудование, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, пополнялся учебный фонд библиотек. 100% базовых сельских школ, где учатся дети из отдаленных сел, оснащены средствами транспорта.

Сегодня 99,8% учеников обеспечены горячим питанием. В 80% школ произведен ремонт пищеблоков.

Напомню, наш регион по числу школ на 10 тыс населения занимает первое место в России.

Что касается этнокультурной составляющей – а данный вопросв последнее время волновал многих – в 43 школах (это четверть от общего числа) почти 2 тыс. учащихся проходят обучение на алтайском языке, в 106 школах (больше половины) изучается алтайский язык, в 13 школах изучается казахский язык. В рамках мероприятий целевой программы «Развитие алтайского языка на 2012-2015 годы» разрабатываются образовательные программы, учебники, учебные и методические пособия для школ республики.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что благодаря комплексному подходу к решению задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации, направленности на модернизацию образования осуществляется переход системы образования республики на новый, более высокий качественный уровень.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Уважаемые депутаты! В последние годы нам многое удалось сделать и для развития системы здравоохранения республики.

Как следствие – по уровню рождаемости мы по-прежнему занимаем высокое четвертое место в России. Выросла продолжительность жизни – почти 67 лет. Уровень смертности снизился на 2%.

Однако демографический поворот должен быть необратим. В республике же при снижении общей смертности населения остается высоким уровень младенческой смертности, смертности от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. И здесь необходим целый комплекс мероприятий – от строительства и оборудования учреждений здравоохранения до качественного улучшения кадрового состава.

Именно поэтому в 2013 году мы продолжили капитальные ремонты учреждений здравоохранения – таких как городская поликлиника, сосудистый центр, стационарное отделение хирургического корпуса, реанимации и интенсивной терапии, амбулаторно-поликлиническое отделение Республиканской больницы,  здание стоматологической поликлиники №1, корпуса детской туберкулезной больницы и многое другое.  В 2014 году мы будем продолжать это направление. В частности, к 8 марта мы открыли Республиканскую детскую поликлинику. Европейский уровень. Это наша гордость. Уже к осени в планах – запуск первой очереди Майминской ЦРБ и второй очереди Турочакской центральной районной больницы. Продолжается строительство Чемальской ЦРБ. За восемь лет 8 ЦРБ! Согласитесь, это не так уж мало?!

По программе модернизации республиканские учреждения получили самое современное оборудование. Так, в Республиканской больнице заработал томограф. Здесь же в прошлом году был образован сосудистый центр Республиканской больницы.

Высокотехнологичную помощь по квотам Минздравсоцразвития России получили 745 жителей республики. По количеству больных, получивших высокотехнологичную медицинскую помощь, на душу населения Республика Алтай является одним из лидеров в СФО, уступая лишь Новосибирской области. А министр здравоохранения республики Владимир Алексеевич Пелеганчук лично оперирует таких больных, которые раньше всегда получали помощь только за пределами республики.

Вместе с тем, какие бы современные больницы мы ни строили, каким бы современным оборудованием их ни оснащали, они будут бесполезны без высококлассных специалистов. Поэтому в 2013 году был реализован ряд мер по привлечению в отрасль высококвалифицированных специалистов и обеспечению достойной оплаты их труда.

Так, выросла заработная плата врачей, среднего и младшего медперсонала, о чем я сказал ранее.

В 2013 году единовременную выплату в размере 1 млн. рублей получили 11 молодых врачей, которые прибыли работать в село, и это позволило сократить дефицит врачей узкой специальности на местах. 12 специалистам системы здравоохранения выделены квартиры. Кроме того, мы осуществляем субсидирование расходов на ЖКХ для врачей.

СПОРТ

Приоритетным направлением остается и развитие физической культуры и спорта. Тем более, что 2013 год, напомню, был объявлен в республике Годом спорта. Было проведено почти 500 мероприятий,  в которых приняли участие свыше 17 тысяч человек.  Наши спортсмены завоевали немало титулов. Впервые представитель Горного Алтая Аймерген Аткунов стал чемпионом Всемирной летней Универсиады (по борьбе самбо).

Одним из самых ярких и памятных событий прошлого года стало открытие стадиона «Спартак» – глобального спортивного сооружения, аналогов которому до сих пор просто не было в регионе. И теперь у нас есть современный европейского уровня стадион, бассейн, зал для занятий художественной гимнастикой в Майме, борцовские залы, физкультурно-оздоровительный комплекс в Онгудае, спортивные залы и стадионы в самых отдаленных селах. Так что, когда мы завершим строительство ледового дворца в Майме, сможем по праву называть себя спортивным регионом, где уже сегодня каждый пятый занимается физкультурой и спортом.

В декабре прошлого года на территории республики мы встречали Олимпийский огонь Сочинских зимних Олимпийских игр-2014. Это стало еще одним событием, которое сплотило наших людей, – только факелоносцев у нас было почти 90 человек, сотни волонтеров, тысячи зрителей на каждом этапе. Мы провели эстафету на достойном уровне.

Соглашение между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Алтай обеспечило серьезную финансовую поддержку тех организаций, которые осуществляют подготовку спортивного резерва для сборных команд страны по базовым олимпийским и параолимпийским видам спорта. А вообще сегодня 43 спортсмена представляют Республику Алтай в составе сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.

Всего же в 2013 году на развитие спорта было направлено более 148 млн рублей, что принесло свои результаты.

КУЛЬТУРА

Уважаемые коллеги! 2014 год в Российской Федерации и в Республике Алтай объявлен Годом культуры, а значит – годом просветительства, обращения к нашим культурным корням, к вопросам патриотизма, нравственности и морали.

За восемь лет на строительство и реконструкцию объектов культуры было израсходовано около 1,5 млрд. рублей. Сегодня жители региона могут гордиться зданиями Национального театра имени П.В. Кучияк, Национального музея им. А.В. Анохина в г. Горно-Алтайске. Появился в столице региона и свой памятник А. С. Пушкину напротив здания университета. Центральные площади в селах Майма и Усть-Кан,  мемориальный комплекс Н.У. Улагашева в с. Паспаул Чойского района и другие объекты стали настоящими культурными центрами муниципальных образований республики.

В 2011-2013 годах из федерального бюджета поступило более 2 млн  руб., которые были направлены на комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов муниципальных библиотек, подключение общедоступных библиотек к сети Интернет и развитие системы библиотечного дела.

В июне 2013 года в Горно-Алтайске прошло заседание Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию, культуре и информационной политике, на котором рассматривался вопрос о межкультурном сотворчестве и формировании единого евразийского пространства. Примечательно, что именно с этого мероприятия у нас в республике Совет Федерации при участии Председателя Валентины Матвиенко начал этап подготовки к Году культуры.

Результативно прошли выездные слушания комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Российской Федерации.

В преддверии года мы первые в России открыли филиал Всероссийского хорового общества, и это событие будет иметь исторический смысл для нашего поколения и наших детей.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

«Эффективность социальной политики измеряется мнением людей – справедливо ли устроено общество, в котором мы живем», – не единожды отмечал Президент страны. И в первую очередь,  речь, конечно же, идет о социальных гарантиях.  Так, если в 2006 году в республике было более 89 тысяч получателей мер социальной поддержки, то на 1 января 2014 года их число выросло почти до 100 тысяч человек. А это – практически половина населения республики. Вместе с тем, на финансовое обеспечение мер социальной поддержки в 2013 году направлено около 885 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2006 году.

И не случайно, в 2013 году Республика Алтай вошла в число 15 регионов с «очень высоким рейтингом социального самочувствия».

Особое внимание мы уделяем обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и инвалидов. За 8 лет на эти цели было направлено почти 1,5 млрд. рублей.

Также за период с 2006 по 2013 годы 136 участников и инвалидов Великой Отечественной войны получили автотранспорт и столько же – единовременную денежную компенсацию в размере 100 тыс. рублей. За счет республиканского и муниципальных бюджетов был проведен ремонт жилья участникам войны и труженикам тыла на общую сумму 6,5 млн. рублей.

Еще одним из приоритетных направлений для нас остается поддержка многодетных семей, число которых в республике постоянно увеличивается. На 1 января 2014 года в таких семьях воспитывалось почти 18 тыс. детей, что практически вдвое больше, чем в 2006 году.

Более 5 тыс многодетных семей в прошлом году  воспользовались мерами социальной поддержки. Это денежная компенсация на оплату коммунальных услуг, бесплатные лекарства для детей, бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте. Расходы из республиканского бюджета в 2013 году на эти цели составили 43,5 млн. рублей и по сравнению с 2006 годом выросли почти втрое.

В 2013 году ежемесячные пособия на ребенка получали 28 тыс. малообеспеченных семей. Для бюджета сумма по этому направлению составила около 100 млн. рублей.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Возвращаясь к майским указам Президента, напомню, что в них были обозначены конкретные меры, призванные обеспечить динамичное развитие во всех сферах. Это, конечно же, серьезная нагрузка на региональные бюджеты.

В свое время Правительство республики при поддержке депутатского корпуса расставило акценты в своей деятельности в соответствии с четко обозначенными стратегическими ориентирами развития.

Сегодня первостепенной задачей Правительства в бюджетной политике является обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств регионального бюджета. Сейчас, когда в России складывается непростая финансово-экономическая конъюнктура, достаточно остро встает вопрос обеспечения роста налоговых и неналоговых доходов нашего бюджета. Они за  период с 2006 года в республике увеличились в 2,7 раза.

При этом объем федеральных средств, привлекаемых в республиканский бюджет, вырос в 3 раза.

В результате проведенной работы нам удается обеспечивать не только реализацию первоочередных задач и социальных обязательств, но и устойчивое функционирование всех республиканских отраслей, не допускать образования кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.

Приоритеты бюджетных расходов республиканского бюджета остаются неизменными. В первую очередь, бюджетные ресурсы направляются на финансирование сфер здравоохранения, образования, социальную сферу, агропромышленный комплекс, жилищное строительство. На их долю приходится более 80% расходной части.

В период с 2006 по 2013 годы на республиканский уровень власти было передано дополнительно более 20 полномочий, в результате чего почти в 2,5 раза увеличилась нагрузка на бюджет.

А начиная с 2012 года значительный объем новых расходных обязательств приходится на реализацию указов Президента, в том числе в связи с увеличением оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. За период с начала действия указов рост расходов на выплату заработной платы с начислениями составил 2,2 раза, на социальные выплаты – 2,5 раза, на бюджетные инвестиции – 1,2 раза.

Вместе с тем, Минфин России при подготовке ежегодного рейтинга качества управления региональными финансами в течение трех последних лет включает Республику Алтай, единственную из высокодотационных регионов, в группу субъектов Российской Федерации с высоким качеством управления региональными финансами. Это, безусловно, высокая оценка.

ИНВЕСТИЦИИ

Уважаемые коллеги! Мы понимаем, что базовое условие для решения задач социального развития – это возобновление устойчивого экономического роста, что конкурентоспособным сегодня может быть только регион с развивающейся экономикой. Поэтому усилия Правительства должны быть сосредоточены на формировании благоприятного инвестиционного климата и обеспечения притока инвестиций в секторы экономики.

Правительство выстраивает партнерство с бизнесом в соответствии с избранной стратегией. В частности, на конкурсной основе инвестиционным проектам предоставляется статус проектов регионального значения, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования – государственной поддержкой на льготных условиях. Так, расходы республиканского бюджета на это направление оцениваются в размере 1 млрд. рублей. Поскольку цифра немаленькая, следует сказать и о бюджетном и социальном эффекте реализации данных проектов.

По состоянию на 1 января 2014 года в реализацию инвестиционных проектов регионального значения инвесторы вложили 6 млрд. 138 млн. рублей частных инвестиций. Таким образом, на 1 рубль республиканского бюджета приходится более 6 рублей частных инвесторов. Кроме того, при успешной реализации проектов инвесторы планируют вложить еще более 28 млрд. рублей.

В рамках реализации проектов на конец 2013 года было создано 711 рабочих мест. В дальнейшем планируется создание еще около 950 рабочих мест.

Инвесторы, реализующие инвестиционные проекты регионального значения, уплатили более 400 млн. рублей налогов, что в 2,8 раз превышает размер предоставленных налоговых льгот. При выходе на проектную мощность размер налоговых отчислений по этим проектам составит более 700 млн. рублей ежегодно.

В целях стимулирования развития туризма и санаторно-курортной сферы установлены налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

Также приняты необходимые законодательные и нормативные документы по конкретной поддержке инвесторов, особенно при решении земельных вопросов.

Усилия по стимулированию инвестиционной активности в Республике Алтай принесли свои положительные результаты. Так, темпы прироста инвестиций в основной капитал за 2006-2013 годы превысили аналогичный показатель по России (увеличение по республике в 3,8 раза, по России – в 3,6 раза). Всего за прошедшие 8 лет в экономику и социальную сферу было инвестировано более 70 млрд. рублей.

Более чем в два раза выросла доля частных инвестиций в структуре инвестиций в основной капитал. Если в 2005 году данный показатель составлял 28%, то в 2013 году – 72% от общего объема инвестиций.

Основными крупными объектами частных инвестиций в 2013 году стали строительство гостиничного комплекса – ООО «Алтай Резорт», завода по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса – ООО «БиоТехнологии», газификация региона – ООО «Газпром Межрегионгаз»; строительство и реконструкция электросетей – ОАО «МРСК Сибири»; строительство многоэтажных жилых домов – ООО «Горно-Строй», ОАО «Катуньгэсстрой», ОАО «АИЖК», строительство и реконструкция станций сотовой связи, строительство очистных сооружений, производственно-эксплуатационной базы на площадке ОЭЗ «Долина Алтая», строительство объектов всесезонного горнолыжного комплекса «Манжерок»; строительство и запуск первой в стране солнечной электростанции в с. Яйлю – при участии ООО «Авелар» и компании «Хевел». В 2014-15 годах планируем запустить солнечные станции – на порядок мощнее – в Кош-Агачском, Онгудайском и Усть-Канском районах. Через два месяца начнется строительство суперсовременного завода по производству бальзамов лекарственных форм нового поколения. И все это, еще раз отмечу, – частные инвестиции в экономику республики.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Об улучшении инвестиционного климата свидетельствует и стабильный рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства – более чем в 10 раз за 8 лет. Число занятых на малых предприятиях увеличилось с 2006 года в 1,5 раза и к началу 2014 года составило более 11,7 тысяч человек, это около 21% от общей численности работников, занятых на всех предприятиях республики.

В 2013 году государственная поддержка была оказана 7,5 тысячам субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму почти 1 млрд рублей (157% к уровню 2012 года), в том числе по линии Министерства сельского хозяйства РА поддержку получили более 7тыс. сельхозтоваропроизводителей.

За счет оказания государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства в 2013 году было создано 123 рабочих места, сохранено 4884.

Оборот продукции, производимой малыми предприятиями, по итогам 2013 года составил более 10 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 5,2% (на 512 млн. рублей).

Налоговые поступления от субъектов бизнеса увеличились по сравнению с 2012 годом на 38% и составили около 770 млн. рублей, что составляет почти четверть от общих поступлениях в консолидированный бюджет Республики Алтай.

С начала деятельности Гарантийного фонда в 2009 году поддержка была оказана 761 субъекту малого и среднего предпринимательства на сумму более 710 млн. рублей. С участием Гарантийного фонда были привлечены заемные средства в размере 1 млрд. 270 млн. руб.

Фонд развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай в 2013 году предоставил 100 микрозаймов на сумму 63 млн. рублей, а с 2009 года количество заемщиков составило 347 на сумму 216 млн. рублей.

И в дальнейшем главным вектором деятельности Правительства будет решение комплекса задач по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, обеспечению эффективного и качественного взаимодействия власти и бизнеса, а также снижение административных барьеров. В результате, республика должна стать регионом с благоприятным предпринимательским климатом, где удобно, выгодно и эффективно вести бизнес, в частности туристический.

ТУРИЗМ

Туризм – направление, которое в республике последовательно развивается. В целом мы стабильно вышли на показатель 1,5 млн. туристов в год. С увеличением количества туристов увеличивается оборот денежных средств, приходящих в республику, возрастает сезонная занятость населения в этой сфере.

Инфраструктура туристической отрасли сегодня – это 228 специализированных средств размещения (турбаз, гостиниц), 400 частных домовладений, занимающихся размещением туристов, 86 турфирм, оказывающих экскурсионные услуги, организующих многодневные активные турпоходы. В целом турбизнесом занимаются в республике 714 хозяйствующих субъектов. Минимальный объем реализованного турпродукта в 2013 году составил 2,6 млрд. рублей.

Сегодня туробъекты могут предоставить отдыхающим более 17 тысяч мест единовременного размещения, из которых 8 тысяч – круглогодичные. Ежегодно турпредприятия закупают продукцию местных сельхозтоваропроизводителей на сумму не менее чем 150 млн. рублей. Единовременно в течение турсезона занято 6 тысяч работающих.

С 2012 года проекты Республики Алтай по созданию туристских кластеров включены в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы)». В рамках указанной программы реализуется инвестиционный проект «Строительство всесезонного горнолыжного, спортивно-оздоровительного комплекса «Манжерок».

Ведется проработка новых инвестиционных проектов в сфере туризма в целях включения в указанную федеральную программу. На сегодняшний день разработаны концепции создания туристско-рекреационных кластеров в Турочакском («Алтын-Ай — Золотое озеро») и Шебалинском районах («Семинский берег»). Инвесторы ведут работу по подготовке проектно-сметной документации.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Развитие сельского хозяйства всегда было и остается одним из стратегических приоритетов в деятельности Правительства, поскольку у нас в сельской местности проживает более 70% населения республики.

И в последние годы агропромышленный комплекс  респубюлики демонстрировал стабильный рост со среднегодовым значением 6,7%, что значительно выше, чем в России – 3,6% и в СФО – 1,5%.

В 2013 году валовой выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 10,5 млрд. руб.

Так, в отличие от ситуации в целом на молочном рынке России, Республика Алтай, начиная с 2006 года, ежегодно наращивала объемы производства молока. В 2013 году валовой объем производства молока в хозяйствах всех категорий составил около 93 тыс. тонн. Этому результату способствовала региональная программа по развитию молочного скотоводства, финансирование которой с 2009 по 2013 годы составило более 307 млн. руб.

Объем производства мяса скота и птицы на убой, в хозяйствах всех категорий в 2013 году составил порядка 29 тыс. тонн, что почти на 6% выше предыдущего года.

Весомый вклад в данные показатели внесли 107 откормочных площадок общей мощностью 13 016 скотомест, созданные в рамках программы «Развитие мясного скотоводства Республики Алтай на 2011 — 2020 годы». Всего с 2009 по 2013 годы данная программа профинансирована в объеме 442 млн. руб.

Из года в год стабильными темпами в республике наблюдается рост поголовья скота. На конец 2013 года эта цифра достигла уже 440 тысяч условных голов.

При этом поголовье КРС выросло почти в 2 раза – 245 тысяч голов, овец и коз – в 1,5 раза – 635 тысяч голов, лошадей – в 2,5 раза – 142 тыс. голов, маралов – в 2 раза..

Это говорит о том, что сельское хозяйство республики поэтапно переходит на путь интенсивного развития, становится более конкурентоспособным.

По личному распоряжению Президента страны Владимира Владимировича Путина, создается лаборатория ФМБА (федерального медико-биалогического агентства) Управления делами Президента по изучению влияния пантов марала на организм человека. А это – новый импульс для развития такой отрасли, как мараловодство.

Решается вопрос по созданию экспериментального питомника с целью воспроизводства  и сохранения кабарги, уничтоженной в 90-е годы.

Несмотря на крайне жесткие бюджетные ограничения, необходимость направления основной части бюджетных средств на исполнение социальных обязательств, объем государственной поддержки реального сектора АПК, предусмотренный на 2014 год, не уменьшился и составил 227,7 млн. руб. из республиканского бюджета с ожидаемым объемом привлечения средств из федерального бюджета – 490 млн. руб.

В целом, за последние 8 лет на государственную поддержку АПК Республики Алтай направлено 5 млрд. 762 млн. руб.

Доля расходов на АПК в общих расходах бюджета увеличилась с 3,6% в 2006 году до 6,2% в 2013 году. В 2014 году, по предварительным оценкам, этот показатель составит 6,7%. О необходимости довести расходы бюджета на АПК до 7%, много  говорилось. И нам это удалось!.

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА

Создание комфортных условий проживания на селеявляется одним из важнейших условий привлекательности и повышения производительности сельского труда, закрепления на селе квалифицированных кадров и привлечения молодых специалистов.

Республика Алтай на протяжении многих лет активно участвовала в ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». В результате участия в программе в период с 2006 по 2013 год в сельской местности было введено 68,7 тыс. кв.м. жилья, что позволило улучшить жилищные условия 1070 семей. Построено почти 114 км водопроводов, в том числе 5 водопроводов в селах Усть-Кан, Чоя, Онгудай, Чемал и 15 водопроводных сетей в селах Шаргайта, Верх-Уймон, Кайтанак, Талда, Артыбаш, Кызыл-Озек и др. Почти 147 км газопроводов, 67 км электролиний.

Мы построили 2 клуба – в селах Саратан и Усть-Сема, 5 ФАПов в селах Инегень, Малая-Черга, Кумалыр, Коо, Мухор-Тархата.

Ведется строительство школы в селе Верх-Уймон, детского сада в микрорайоне «Алгаир-2» села Майма.

В микрорайоне «Алагир-2» реализовывался проект комплексной компактной застройки сельских поселений. В рамках пилотного проекта построено 50 жилых домов общей площадью более 2700 кв.м. Торжественное открытие микрорайона состоялось в мае отчетного года во время визита в Республику Алтай министра сельского хозяйства России Николая Федорова.

Всего с 2006 по 2013 годы по программе социального развития села освоено более 1,7 млрд. руб.

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

Социальная сфера имеет довольно сложную инфраструктуру. Именно поэтому в  строительство и реконструкцию соцобъектов мы вкладываем серьезные средства. Так, в 2013 году на эти цели было направлено почти565 млн. рублей.

273 млн. было выделено на объекты образования: это Республиканская гимназия в Горно-Алтайске, школы в селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района, в селах Онгудай и Иня Онгудайского района, в селе Кокоря Кош-Агачского района, в селах Усть-Мута, Белый Ануй и Кырлык Усть-Канского района, в селе Улаган Улаганского района, в селе Беш-Озек Шебалинского района.

93 млн. мы направили на строительство и реконструкцию четырех детских садов – в селе Кызыл-Озек Майминского района на 140 мест, дополнительный корпус на 60 мест детского сада «Солоны» в Горно-Алтайске, а также на детские сады в Алгаире-2 и Бельтире.

168 млн рублей пошли на учреждени здравоохранения – это ЦРБ в Кош-Агаче, Турочаке, Онгудае и пристройка к республиканской детской больнице в г. Горно-Алтайске.

На реконструкцию республиканского стадиона «Спартак» было направлено 57 млн. рублей. Открытие его стало кульминацией года Спорта в республике.

Также средства направлялись на реконструкцию Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина, на спортивный зал Усть-Коксинского профессионального училища №2.

Всего за 2006-2013 годы на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы (школы, больницы, детские сады, объекты культуры, бассейн) было выделено порядка 7,3 млрд. рублей за счет средств бюджетов всех уровней.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Начиная с 2006 года, на территории Республики Алтай ежегодно увеличивается и ввод жилья. За восемь летэтот показатель вырос почти в три раза. В 2013 году было построено 752 жилых дома общей площадью около 90 тыс. кв. м.

Предприятиями и организациями было ведено 11 многоквартирных домов, населением за свой счет и с помощью кредитов построено индивидуального жилья 60,5 тыс. кв. м, что больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года почти на треть.

Столь существенный рост обусловлен рядом мер, принимаемых как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, в соответствии с Указом Президента создаются специальные условия ипотечного кредитования отдельных категорий граждан. В 2013 году 62 семьи получили социальную выплату на возмещение части процентной ставки либо на уплату части первоначального взноса ипотечного кредита.

Было введено два 30-квартирных арендных дома. На субсидии организациям, выкупающим это жилье для дальнейшей сдачи в аренду, и гражданам на компенсацию части расходов на аренду из средств республиканского бюджета в 2013 году было выделено около 4,5 млн. рублей. Работа по формированию рынка арендного жилья продолжается и в этом году.

Больше тысячи многодетных семей получили земельные участки под строительство на бесплатной основе. По состоянию на 1 января 2014 года заявки на земельные участки подали 2 042 семьи. На обеспечение этих участков коммунальной инфраструктурой из республиканского и муниципальных бюджетов было выделено более 30 млн. рублей.

В 2013 году было выдано 19 государственных жилищных сертификатов на сумму почти 29 млн. рублей гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и вынужденным переселенцам.

По программе переселения граждан из аварийного жилья новоселье отметили 140 человек, которые были переселены из 4 аварийных многоквартирных домов. Было  освоено 380 млн. рублей, и 309 млн из них – это средства Фонда содействия реформированию ЖКХ. Хочу отметить, что Республика Алтай вошла в число десяти субъектов Федерации, где наиболее эффективно идет процесс реформирования ЖКХ, поэтому нам было выделено дополнительно из средств Фонда 190 млн. рублей, тогда как ранее лимиты составляли только 128 млн.

Также в 2013 году было отремонтировано 9 многоквартирных домов почти на 44 млн. рублей.

ГАЗИФИКАЦИЯ

Приоритетных направлений не может быть много. Социальная сфера, поскольку она напрямую определяет принципиальные моменты в жизни любого из нас. Жилищное строительство, так как крыша над головой, это – то, о чем мы задумываемся в первую очередь. И для жителей республики, пожалуй, еще газификация. Потому что именно газ пять лет назад изменил наши представления о том, какой должна быть жизнь в экологически чистом регионе.

Общий объем финансирования программы газификации за период с 2008 по 2013 год составил 4 млрд. 325 млн. рублей, из которых 3 млрд. 531 млн. рублей – это средства ОАО «Газпром». Всего в республике построено 257 км газопроводов, в том числе меж- и внутрипоселковых. Газифицировано 1887 домовладений. Переведены на газ 63 котельные.

В 2013 г. окончено строительство межпоселкового газопровода «Горно-Алтайск — Кызыл-Озёк – Бирюля – Александровка – Урлу-Аспак» протяженностью 43 км, введены в эксплуатацию подводящие газопроводы к ряду микрорайонов в Майме и Горно-Алтайске.

При поддержке республиканского бюджета в 2013 году мы перевели на природный газ 64 автомобиля.

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ

Качество жизни человека зависит не только от того, где он живет, что покупает в магазине, в какой школе учатся его дети, но и от того, по каким дорогам он ездит. Транспортная инфраструктура – один из столпов экономики региона и показателей качества жизни людей, живущих на его территории.

Дорожный фонд республики на 2013 год составил около 745 млн. рублей. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог регионального значения было направлено 188 млн. рублей из республиканского бюджета и 354 млн. рублей – из федерального бюджета. 416 млн. из республиканского бюджета было направлено на содержание и ремонт дорог, 55 млн. рублей направлено в виде субсидий муниципальным образованиям на дороги местного значения.

В целом за восемь лет дорожное хозяйство республики было профинансировано на 6 млрд 324 млн рублей. За это время было построено и реконструировано более 50 км автомобильных дорог общего пользования, отремонтировано 631 км дорог и 99 мостовых переходов.

В 2013 году введен в эксплуатацию мостовой переход через реку Тюгурюк на участке дороги «Талда – Тюнгур» (почти 138 млн. рублей) и участок автодороги «Бирюля – Урлу-Аспак» (почти 547 млн. рублей). Мы построили и открыли мосты через Башкаус и Аргут. Строим мостовой переход в Кебезене и приступаем буквально через месяц к строительству моста в с. Кучерла через Катунь.

В отчетном году введен после реконструкции первый участок Чуйского тракта. Реконструкция началась в 2011 году в целях увеличения пропускной способности и повышения аварийной безопасности на автодороге М-52 «Чуйский тракт». Всего планируется реконструировать 68 километров – от въезда в республику до Усть-Семы. На этом участке движение наиболее интенсивное, так как здесь расположены самые посещаемые туристические объекты. Общая стоимость реконструкции составит 16 млрд. рублей. В июле 2013 года введены в эксплуатацию 6 и 7 пусковой комплексы общей протяженностью 8,4 км. Стоимость работ на объекте составила 1 млрд. 673 млн. рублей.

В ближайшем будущем мы будем концентрировать средства Дорожного фонда республики на наиболее критических участках республиканских дорог.

Хотя, конечно, природа внесла в наши планы серьезные коррективы.  Стихия повредила 19 опор линий электропередач, разрушила 281 мост, 16 из которых не подлежат восстановлению и должны быть заново возведены. Кроме того, оказалось повреждено 462 километра автомобильных дорог. Транспортное сообщение было нарушено с 41 населенным пунктом (в Чемальском, Усть-Канском, Онгудайском  и Усть-Коксинском районах). Масштабы разрушений в разы превышают последствия землетрясения 2003 года. Но главное – мы не допустили гибели людей.

И сейчас для республики наступил не менее сложный этап – ликвидация последствий стихийного бедствия. Мы задействовали все силы. Республики на помощь пришли соседи. Оперативно отреагировал и моментально подключился федеральный центр. Реальную помощь оказали полномочный представитель Президента  в Сибирском федеральном округе Николай Евгеньевич Рогожкин, Министр транспорта Российской Федерации Максим Юрьевич Соколов, Министр труда и социального развития РФ Максим Анатольевич Топилин, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Анна Юрьевна Попова  и, конечно же, заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Юрьевна Голодец. Все они побывали в республике, осмотрели пункты временного размещения, ознакомились с цифрами, побывали на объектах и предложили реальные решения по разным направлениям – от техники и людей до вакцин и дополнительных путевок в лагеря страны для детей из пострадавших от паводка районов.

Дважды у меня состоялся разговор с Президентом страны Владимиром Владимировичем Путиным и Председателем правительства РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым. 9 июня было подписано распоряжение «О выделении бюджетных ассигнований на ликвидацию последствий паводка в Республике Алтай». Согласно документу, региону будет выделено 1 млрд 915 тысяч  520 рублей.

С начала паводка все силы были брошены не только на то, чтобы поставить заслон стихии, но и на проведение аварийно-восстановительных работ.

Приоритетным было  обеспечение проезда к населенным пунктам. Восстановление разрушенной трассы к райцентру Усть-Кокса потребует значительных усилий и средств (порядка 220 млн рублей). В числе первоочередных объектов, подлежащих восстановлению, 4 моста – предварительная стоимость работ около 1 млрд рублей.

В настоящее время на территории республики не осталось подтопленных домов, проводится возведение дорожного полотна,  ремонт и строительство мостов, практически повсеместно восстановлена связь, электрификация, улицы и дворы очищаются от мусора. Жизнь продолжается, и мы стараемся не отступать от намеченного. Так, в 2014 году планируется отремонтировать наиболее проблемные, опасные участки дороги «Туекта – Усть-Кан», «Усть-Кан – Усть-Кокса» и «Акташ – Улаган». В будущем так же, с концентрацией средств на тех или иных участках, будут ремонтироваться другие дороги.

Что касается авиасообщения, то в 2013 году аэропорт обслужил более 30 тысяч пассажиров, на 2014 год планируется это число удвоить.

В целях обеспечения доступности воздушных перевозок в 2013 году организациям, осуществляющим авиаперевозки населения, были предоставлены субсидии в размере 68 млн. рублей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Правительство проводило работу по совершенствованию системы государственного управления. Планомерно развивается «электронное правительство». Для обеспечения максимальной доступности граждан и организаций к государственным и муниципальным услугам продолжает развиваться сеть многофункциональных центров в муниципальных образованиях. В 2013 году открыты филиалы МФЦ в Шебалинском, Кош-Агачском, Чемальском, Чойском районах.

В итоге, сетью МФЦ сегодня охвачено 7 муниципальных образований. Сейчас на их базе можно получить 212 государственных услуг. В 2013 году в электронный вид дополнительно были переведены еще 14 государственных и муниципальных услуг. В результате граждане республики имеют возможность подать заявку на получение этих услуг, не выходя из дома, по Интернету через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

В целях оптимизации и рационализации бюджетных расходов проводится работа по совершенствованию системы государственных и муниципальных закупок. С прошлого года внедряется новая система в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Всего за период с 2011 по 2013 год на закупки продукции, работ и услуг для республиканских нужд направлено 7 млрд. 723 млн. рублей.

Рациональный отбор предложений поставщиков и подрядчиков, конкурсный порядок закупок позволил получить экономический эффект от размещения республиканского заказа в сумме 797 млн. рублей.

В 2013 году общая сумма размещенных заказов составила 1млрд. 872 млн. рублей.

К сожалению, время, отведенное регламентом, не позволяет подробно остановиться на каждой проблеме, которых, как все мы понимаем, в республике еще немало. Но многие темы, которые я сегодня не затронул, были освещены в ответах на ваши вопросы, уважаемые депутаты, и сейчас находятся перед каждым из вас. Причем, это не только факты, цифры и динамика, это еще и графики, диаграммы и другой наглядный справочный материал.

ИТОГИ

Уважаемые коллеги! 2014 год «тестирует» нас, проверяет, насколько прочно и уверенно наша республика стоит на ногах.

Мы в едином порыве поддержали жителей Крыма. Мы справились с такой бедой, как паводок. Вызовы, стоящие перед республикой, перед страной, еще наверняка потребуют единения и напряженной работы. Но мы готовы к ним.

Важно, чтобы в дальнейшем в республике не только сохранилась намеченная позитивная тенденция социально-экономического развития, а динамика развития стала выше, качественнее и эффективнее. При этом, главное – сохранить стабильность, межнациональный мир и согласие, не смотря на приближающиеся выборы в Республике Алтай.

Благодарю за внимание.

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...