В ожидании  позитивных перемен

В ожидании позитивных перемен

22.02.2019 0 Автор Администратор

На старте Года театра  в России своими мыслями  с читателями нашей газеты поделилась председатель Алтайского отделения Союза театральных деятелей России Светлана ТАРБАНАКОВА.

— Светлана Николаевна, открытие Года театра на уровне Российской Федерации состоялось в конце прошлого года. Вы, как руководитель Алтайского отделения СТД, присутствовали на этом мероприятии?

— Да, я участвовала в этой церемонии. Она состоялась 13 декабря в Ярославле – городе, где впервые возник русский драматический театр. Год театра открыл лично Президент России Владимир Путин.

— Что, на ваш взгляд, означает Год театра в масштабах страны и какие ожидания связывают с ним работники российских театров?

— Это большое, знаменательное событие. Отдельно театральному сценическому искусству никогда не посвящали целый год ни в Советском Союзе, ни в современной России. И потому по всей стране театры сейчас ожидают улучшения своего положения и других позитивных перемен. Планируется много мероприятий – театральные форумы, гастроли…

— 18 января во Владивостоке стартовал самый крупный проект – Всероссийский театральный марафон.

— Да, это главное мероприятие Года театра. Следующим пунктом следования марафона будет Иркутск, потом – Новосибирск, Екатеринбург… Эстафета дойдет до Калининграда, самой западной точки страны. В каждом городе местные театры будут организовывать показы своих спектаклей. Во время марафона также состоятся восемь форумов Союза театральных деятелей «Российский театр – XXI век. Новый взгляд», где специалисты, теоретики и практики сценического искусства обсудят проблемы театрального дела в России и проведут семинары, мастер-классы, лаборатории по всем театральным профессиям. Финальный форум пройдет в Москве, на нем примут проект документа «Стратегия развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2030 года».

— Что еще планируется в России в Год театра?

— В течение года намечены такие мероприятия, как 25-й фестиваль «Золотая маска», XIV Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, открытие сцены Малого театра в Когалыме, гастрольные проекты в рамках программы «Большие гастроли», Летний фестиваль губернских театров, Фестиваль театров малых городов России, Фестиваль-конкурс любительских театров РФ. Будут в программе и мероприятия Союза театральных деятелей России. Планируются издание «Театральной энциклопедии России», тематические форумы, встречи, мастер-классы, семинары, «круглые столы» и конкурсы, направленные на поддержку современной драматургии и молодой режиссуры.

— На официальном сайте Года театра его организаторами обозначены российское правительство, Министерство культуры и Союз театральных деятелей…

— Министерство культуры до сих пор мало занималось театром. Проведение семинаров, форумов, мастер-классов было полностью возложено на СТД. И он очень толково этим занимался. Например, у нас в республике дважды проводились мастер-классы по сценическому и один раз – по актерскому искусству, что для провинции очень неплохо.

— Ждете, что теперь Минкультуры будет больше уделять внимания театрам?

— Да, мы ждем этого, особенно в части финансового обеспечения их деятельности.

— Как сейчас обстоят дела с поддержкой малых театров в регионах, в том числе детских, кукольных? Связываете ли какие-то перспективы в этом плане со стартовавшим театральным годом?

— Детским и кукольным театрам будет уделяться и сейчас уделяется большое внимание. На уровне Федерации есть понимание, что будущее театра, как и в целом нашей страны, – это дети. Главные сложности – с детской драматургией, сценариями. В прошлом году в Национальном театре поставили две сказки. А где актуальные темы? В республике, как и в целом по стране, прошла волна суицидов. Именно такие проблемы, волнующие детей и юношество, должен вскрывать театр.

— То есть он должен нести не только развлекательную, но и воспитательную функцию?

— Театр – это и развлечение, и наставление, и примеры для подражания. В Москве сегодня внедряют новые постановочные формы, в том числе учитывающие воздействие на подсознание зрителя. Но нашей провинции до этого пока далеко.

— Председатель СТД Александр Калягин говорил, что Год театра должен стать толчком для дальнейшего развития, рассчитанного не на один год. По его мнению, первым шагом должен стать сбор полной информации о проблемах театров. Какие, на ваш взгляд, проблемы стоят перед нашим Национальным театром им. П.В. Кучияка?

— На эту тему разговор очень долгий. Во-первых, большие проблемы с помещениями: у театра недостаток репетиционных комнат. Но при этом в Малом зале устроили кинотеатр. На мой взгляд, это было недопустимое решение.

— Как обстоят дела с кадрами?

— Близится третий выпуск наших студентов, обучающихся в Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина в Москве. В этом году они завершают свою учебу. Это очень интересные ребята, летом они привезут в Горно-Алтайск свои дипломные спектакли. Но вопрос в том, куда их поселить. Я считаю, что нашему театру необходимо общежитие для актеров и постановщиков.

— Наверное, новые помещения нужны и для того, чтобы осуществлялся взаимообмен с другими театрами?

— Да. Если у театра они появятся, с этим тоже будет проще.
Еще одна проблема – среди выпускников, которые приезжают работать в республику, очень мало парней. А ведь театр со времен античности – это прежде всего мужское дело. Этот перекос тоже надо как-то выправлять.

— Но как?

— Раньше актерам выделяли квартиры или хотя бы комнаты в общежитиях во временное пользование. Если предложить людям жилье и деньги, все проблемы с кадрами можно легко закрыть.

— А какие сейчас зарплаты у работников театра? Скажем, сколько будет получать вчерашний выпускник?

— Насколько мне известно, не больше 15 тысяч рублей.

— Как я понимаю, сейчас продолжается реализация майских указов президента в части повышения оплаты труда работников культуры. Может быть, в Год театра будет предусмотрено какое-то дополнительное финансирование для работников театральной сцены?

— На открытии в Ярославле гендиректор Большого театра Владимир Урин говорил о том, что нужно все-таки найти средства на постановку новых спектаклей и повышение зарплат работников театров.

— Но, я полагаю, финансы – не единственная проблема?

— Два самых больных вопроса у нашего театра – режиссура и репертуар. Повторюсь: театр должен привлекать молодую аудиторию, но у нас не хватает постановок, ориентированных на нее. Совсем нет спектаклей о любви, которые интересны молодежи. Недостает сценаристов и режиссеров, а с приглашаемыми в республику режиссерами случаются большие накладки. Пример – кукольный спектакль «Шелковая кисточка» по мотивам алтайской сказки Ногона Шумарова, поставленный в прошлом году калмыцким режиссером Баатром Колаевым. В прежних постановках это была нежная сказка с песнями и народными обрядами, а что теперь? Огромные куклы, символизирующие по замыслу режиссера алтайский народ, способны только напугать маленьких зрителей. Мне наши актеры рассказывали, что, представляя этот спектакль в детском саду, не смогли закончить представление: дети кричали и плакали. Эти куклы, как мне известно, еще в 90-е годы использовали в постановках в Хакасии, и там местные зрители тоже были возмущены, что в таком странном виде представили хакасский народ. Много вопросов возникает и по поводу другой постановки Колаева – спектакля «Кабай» по мотивам романа Чингиза Айтматова.

— Как происходит приглашение в театр режиссера? С ним заключается контракт?

— Да, подписывается контракт, он приезжает, осуществляет постановку и, когда проходят две-три премьеры, возвращается домой. Я считаю, что к выбору приглашаемых режиссеров театр должен подходить более разумно. Выбор велик. Если говорить о молодых кадрах, совсем рядом с нами Алтайская академия культуры и искусства, там тоже есть режиссерский факультет, и не все его выпускники устраиваются работать в Барнауле.

— В каких мероприятиях всероссийского масштаба будет участвовать наша республика в этом году?

— Осенью в Грозном под эгидой Союза театральных деятелей состоится Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация». В нем примут участие 14 лучших театров, которые пройдут отбор. Претенденты должны прислать организаторам видеоматериалы своих спектаклей. Наш Национальный театр намерен представить там спектакль «Туба» по поэме Лазаря Кокышева. Решение спорное: по мнению членов республиканского отделения СТД, тематика этого спектакля скорее региональная, на всероссийском уровне можно было бы представить, к примеру, «Восхождение на Хан-Алтай».

— Какие события в театральной жизни республики последнего времени вы бы отметили?

— В этом году главное событие – это, конечно, постановка спектакля «Маадай-Кара» по мотивам одноименного алтайского эпоса. Это интересные актерские работы.
Большие надежды я связываю с предстоящим приездом в республику наших студентов-щепкинцев. Они поставят на сцене Национального театра пять дипломных спектаклей, которые должны войти в дальнейшем в его репертуар. Это новая «молодая кровь» в творческой жизни театра, новые идеи. Ребята должны показаться нашему зрителю, особенно молодому, привлечь его внимание.

— Что бы вы пожелали нашим актерам, режиссерам, сценаристам в Год театра?

— Театр – это язык народа, его обряды и обычаи, которые должны передаваться от одного поколения к другому. Поэтому работники нашего театра продолжают работать над национальным репертуаром. В труппе множество талантливых людей, в том числе молодежь – надежда и опора нашей сцены. Я верю, что они не утратят своего энтузиазма и, как и прежде, будут отдавать творчеству всю свою душу!

Беседовал
Алексей МИШИН
Фото Владимира Сухова