Не хлебом единым

Не хлебом единым

28.03.2019 0 Автор Журналист

— Вот это червячный механизм, — показывает конструкцию, сделанную своими руками, шестилетний Владик.

— Какой, какой?

Червячный.

— А зачем он нужен? – пытается спасти зашедший в тупик диалог наставник Владислава.

— Ну, для машин…

— Чтобы усилить мощность мотора, да?

— Я на сто поставил, — вдруг констатирует мальчик.

— А что такое сто?

—  Сто – это такая цифра 100.

— Это понятно. А почему именно сто ты выбрал?

— Просто. Вот, — Влад демонстрирует приборчик, в основе которого —  вращающаяся с характерным жужжаньем шестеренка. – Я еще в другую сторону могу, — несложная манипуляция мышкой — и колесико крутится в обратную сторону.

 — Долго ты делал это? – спрашиваю, рассматривая устройство.

— Да нет. Вот сейчас остановится. Раз  и всё.

— Сколько по времени? — вновь приходит на помощь взрослый товарищ Владислава.

— По времени я делал сто.

— Сколько собирал? – находит-таки правильную формулировку наш фотограф.

— Минут 15, да? – подсказывают…

— Ну… Не помню уже — я не засекал.

С такой сцены началось наше знакомство с юными кружковцами робототехники в Баранголе.

Чем вообще примечательно это небольшое (немногим более ста жителей) село? Прежде всего своими красотами, недаром здесь столько туристических баз (если вы бывали на Камышлинском водопаде, наверняка ваш путь, водный или пеший, начинался именно отсюда), хлебом  — в Баранголе есть пекарня, славящаяся своей вкусной и качественной продукцией. И кто знает, может быть,  в скором времени замыкающее Майминский район поселение будет ассоциироваться еще и  с роботами. Тогда совпадёт всё: головокружительные пейзажи, на их фоне – пекарня, а в пекарне – кружок робототехники. Такое барангольское место силы.

На самом деле уже совпало, чуть больше года назад, когда руководитель пекарни стал заниматься с детьми конструированием и программированием роботов. Сначала в здании клуба, затем, поняв, что так удобней, пригласил их к себе на работу. Цех располагается у подножия скалистого массива, выполненного природой в лучших традициях Алтая. А внутри  тепло печей и неповторимый хлебный аромат – главные козыри домашнего уюта.

Три закона робототехники, выведенные Айзеком Азимовым, хорошо знакомы любителям фантастики. Они гласят:

  1. Робот не может причинить вреда человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые даёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в которой это не противоречит Первому или Второму законам.

В одном из более поздних произведений писатель устами своей героини резюмирует: если кто-то следует этим Законам, он «или робот, или очень хороший человек». В нашем повествовании центральное место займет как раз очень хороший человек, главным увлечением которого являются роботы.

Итак, Андрей Тойдонов. По виду совсем молодой, почти юный. В свои 31 является депутатом Барангольского сельского поселения, руководителем собственного производства – семейной пекарни — и кружка робототехники. С ребятами-односельчанами и приезжающими из других деревень занимается в свой выходной (хотя какие у руководителей выходные?), в своем помещении, на своем оборудовании и… совершенно бесплатно.

Это для души? – спрашиваю, осматривая просторное помещение с царящими в нем детьми и роботами.

— Мне не хотелось останавливаться в развитии (По специальности Андрей программист. – Прим. ред.). Я постоянно чему-то учусь.  Благодаря робототехнике продолжаю программировать, чтобы не забыть навыков, изучаю видеомонтаж (в дальнейшем планирую делать какие-то хорошие ролики про Алтай, может быть семейные). Пока не знаю, во что это выльется, но верю, во что-то обязательно, каким-то образом мне всё вернется… Оно уже возвращается: я даю знания детям — и при этом сам получаю, потому что всегда должен быть на шаг впереди них. Я занялся видеомонтажом —  мой ребенок увлекся тем же. Разве это плохо?

А как все начиналось?

Началось все с участия  дочери в «Ученике года». Мы решили сделать светофор. Супруга нашла в соцсетях руководителя проекта «Зелёные роботы» Александра Печёрского. Связалась с ним по телефону. На просьбу о помощи он ответил: «Без проблем,  приходите, покажу вам, дам что нужно». Так мы и познакомились, стали общаться.

У него очень много идей, планов. Прошедшим  летом вместе  ездили в Яйлю. Сделали с заповедником несколько проектов. Данил, например, — управляемый по блютусу катер-катамаран. Там же, на Телецком озере, провели испытания. Еще  сотрудники рассказали, что им нужно  устройство, помечающее животных. При изучении необходимо отличать одну особь от другой. По фото (там камеры, реагирующие на движение) это может сделать только очень опытный глаз. Было бы гораздо проще и надежнее, если бы у каждого зверя была метка. Над этим еще предстоит работать. Одно устройство мы прямо там сделали (оно капает на движущийся объект). Апробировали на  присутствовавшем американце. Ему понравилось. В Яйлю мы жили неделю. Нынче снова собираемся, еще  в Сайлюгемский заповедник и в Коксу нас приглашают.

Здесь, в Баранголе, начинали с того, что нам дал Александр. Буквально несколько светодиодиков, ардуинки, датчики всякие. (Arduino — торговая марка аппаратно-программных средств для построения простых систем автоматики и робототехники. – Прим. ред.) На этом и учились. Сначала в клубе. Потом при подготовке к соревнованиям поняли, что надо чаще, чем раз в неделю, заниматься. И пришли уже сюда. Здесь мне намного удобнее. В пекарне что-то сломалось – я бегу. Дети остаются под присмотром. Я не переживаю ни за что! Теплый туалет, топить благодаря печам практически не надо, пол не холодный…

— А как собирали детей, объявление какое-то давали?..

— Клич кинул опять же Печёрский. Он приехал посмотреть, как у нас идут дела (к тому моменту уже понемногу занимались). Ему понравилось. Тогда он привез своих роботов, и мы пригласили всех желающих посмотреть на них. Целую неделю все ходили под впечатлением, вот с такими глазами. Организовали кружок. Но у меня опыта нет, я же не учитель… Заинтересовать было особо нечем. Пришлось как-то выкручиваться. Притащил большой экран, стал показывать ролики — чтобы как-то удержать аудиторию, не имея ничего. Постепенно стали появляться разные железячки, светодиодики замигали (на этой теме вообще все с ума посходили, Милана, дочка, в школу носила, одноклассникам показывала). Первое время желающих было много, а потом доходило до такого, что только два человека на занятиях сидели. Но мы не отчаивались и продолжали. За год, может, занятия два пропустили, и то по каким-то суперуважительным причинам. Хотелось делать видеоролики, создать свой канал… А между двумя ребятами даже распределить функции было сложно. И буквально на следующее занятие пришли два парня из Черги. Такие бодрые, продвинутые. Развитие пошло дальше. Но проблема была в том, что наши программы устанавливались не на каждый компьютер (у кого-то ноутбуки дома, у кого-то вообще ничего нет). И вот теперь, буквально месяц назад, появились  два бэушных компьютера (один свой обновил, один купил).  Плюс администрация Майминского района нам очень помогла – подарила четыре дорогостоящих набора LEGO. Вот такой, например, около 40 тысяч стоит.

А начинали мы с более дешевых китайских контроллеров. Их также можно программировать и вообще что угодно из них делать, не обязательно роботов. Сам бы я LEGO не стал покупать — для Барангола это нереальные деньги.  Стоимости одного набора нам бы на год существования могло хватить при использовании более простых аналогов. Преимущество подаренных комплектов  в том, что они дают базовые знания по программированию. С них хорошо начинать. Младшим ребятам это интересно. Они сейчас занимаются, их за уши не оттащишь. Могут часа два просидеть не вставая. У нас здесь кухня есть, так их чай попить, бывает, не дозовешься.

И сколько по времени длятся ваши занятия?

Обычно около двух часов раз в неделю. В период подготовки к соревнованиям, конечно, чаще и дольше.

— В жизни ребятам как-то пригождаются полученные здесь знания и умения?

— Конечно. И в будущем пригодятся – они могут стать программистами, инженерами-электриками, механиками…

Так бы дети вряд ли потянулись к программированию, а с помощью робототехники у них появляется интерес. Хочешь, чтобы машинка поехала, – садись пиши скетч (программу). И они сидят, пыхтят… С удовольствием даже, мне кажется.

А в школе где это может пригодиться, на физике?

Да. Вот недавно старшие ребята пришли, говорят, напряжение изучали. «Вообще легко!» Потому что все уже знали…

То, что вы сейчас показываете, ребенок может сделать сам?

Ребята абсолютно всё делают сами. Если что-то не получается, спрашивают, и всё.

— Планами поделитесь?

 — Планов очень много. К лету мы хотим сделать радиоуправляемого робота, который помог бы в исследовании животного мира. У меня есть знакомый в Сайлюгемском заповеднике.  Он с коллегами изучает архаров и ирбисов. Квадрокоптеры, не так давно появившиеся в арсенале зоозащитников, в процессе эксплуатации сильно жужжат, животные их опасаются. Сотрудники заметили, что подползающий объект зверей  не так отпугивает, его  они подпускают на 70 метров. Поэтому  появился запрос на практически бесшумное устройство, управляемое человеком дистанционно. Таким образом можно приблизиться, сфотографировать, снять видео. Пока мы учимся управлять механизмом с помощью блютуза, потом перейдем на дальнобойные модули (до двух км по прямой линии пробивают).

Еще один проект – по точечному земледелию. Мы должны сделать датчик, который будет находиться на поле рядом с растением и измерять влажность почвы и другие параметры. Данные с таких датчиков будут поступать в единую сеть – Александру Печёрскому.

Кроме того, он выложил на своем канале  инструкцию для детей, как собрать метеостанцию. Ребята из разных населенных пунктов, сделав такое устройство, по вай-фаю передавали бы свои данные. Получился бы некий аналог метеослужбы. Идея в чём? Перед стихийными бедствиями (градом, например) происходит резкий скачок атмосферного давления. Мы сможем это отследить и предупредить людей о надвигающейся непогоде. Кто-то успеет спасти свои насаждения.

Умную теплицу мы хотим сделать. В пекарне я уже кое-что применяю…  Идей ещё очень много!

Руководитель Ассоциации инновационного научно-технического развития Республики Алтай Александр Печёрский приглашает к сотрудничеству заинтересованных лиц для организации кружков робототехники в районах республики (помимо Барангола такие уже действуют в Турочаке и Усть-Коксе). Занятия проводятся, в частности, для детей с ограниченными возможностями здоровья (на средства президентского гранта), это дает заметный положительный эффект.

Контакты для готовых к сотрудничеству:

Https://ArduinoMaster.ru

Https://RobotDeti.ru