Родом из детства

Родом из детства

25.04.2019 0 Автор redaktor2

О живописи Игоря Катонова

Как известно, все мы родом из детства. Первые жизненные впечатления для большинства людей становятся определяющими и оказывают воздействие на всю их последующую судьбу. Еще не придавленные грузом прожитых лет, они позволяют беспристрастно прикоснуться к окружающему миру, почувствовать в нем главное, открыть потаенные глубины существования. Самое сложное – сохранить свежесть этих ощущений на протяжении всей извилистой линии жизни. Такая глубокая внутренняя жизненная установка проявилось в творчестве Игоря Катонова – одного из самых одаренных молодых художников Республики Алтай.

Игорь родился и вырос в Улагане. Его родители хранили память о древних традициях своего народа и старались передать ее сыну. Еще в раннем детстве они рассказывали ему о далеких предках, о сёоках кобок и саал, алтайских родах, к которым принадлежит их семья. Улаганский район – место, уникальное само по себе; здесь до 90-х годов прошлого века сохранились элементы традиционного алтайского уклада, а в Долине царей находится уникальный археологический памятник мирового значения – Пазырыкские курганы. Район известен и как родина известного алтайского художника-графика Игната Ивановича Ортонулова, сумевшего возродить национальную художественную традицию, придавшую новое своеобразие и самобытность алтайскому искусству.

Должно быть, незабываемые пейзажи суровой алтайской природы подвигли родителей Игоря направить его учиться в местную художественную школу. Сам он с теплотой вспоминает свою наставницу по рисунку и живописи А.А. Челчушеву, которая одной из первых оценила неординарные таланты неофита.

После окончания средней школы встал вопрос, куда идти учиться. В то время уже четыре года работал Колледж культуры и искусства Республики Алтай. В 2006-м Игорь Катонов стал его студентом.

Три года под руководством разных педагогов, таких как А.В. Садаков, А.В. Эдоков, С.В. Дыков, А.Б. Укачин, он проходил основы профессионального обучения изобразительному искусству, однако самым большим потрясением для него стала встреча с оригиналами картин Г.И. Чорос-Гуркина в Национальном музее им. А.В. Анохина. Как вспоминает сам Игорь, именно тогда он открыл для себя настоящее искусство и принял судьбоносное решение стать художником. Фортуна была благосклонна к нему: на защиту дипломных работ в 2009 году в качестве председателя комиссии был приглашен ректор Красноярского филиала Российской академии художеств Александр Покровский. Благодаря такому счастливому стечению обстоятельств части лучших выпускников колледжа было предложено обучаться в Красноярске.

Игорь продолжил свое художественное образование в мастерской профессора Покровского на отделении живописи академического факультета Красноярского государственного художественного института. Другим важным событием стала служба по призыву в пограничных войсках, пройдя которую он еще больше уверовал в свое призвание.

В институте у Игоря проявился интерес к классическим мастерам русской реалистической школы, таким как Валентин Серов и Илья Репин, восхищающим его и сегодня. Их наследие он считает своим основным ориентиром в мире искусства.

Отличная профессиональная подготовка, академическая школа определили творческое кредо и жанр, в котором работает И.Н. Катонова. Это тематическая картина, где главные герои – алтайские дети. В своих произведениях Игорь Николаевич показывает Алтай через детей и природу. Он пытается передать атмосферу, присущую удивительно самобытному, чистому, величественному Горному Алтаю, где чтут память предков, поклоняются силам природы, ступают по отпечаткам прошедших времен.

С наступлением весны молодежь поднимается пасти скот на высокогорные луга, а старики в это время остаются внизу, в деревне. На Алтае дети помогают родителям с ранних лет, а старшие в свою очередь учат их тому, что в дальнейшем перейдет следующему поколению. Здесь дети подобны птицам: сидят на жердочках, окруженные бесконечной красотой, и смотрят вслед уходящему за горы солнцу. Они выше, чище, даже мудрее взрослых, они – будущее народа.

С 2013 года Игорь Николаевич стал активным участником различных художественных выставок: республиканских, краевых, всероссийских, стран ближнего и дальнего зарубежья. В 2017-м его приняли в Союз художников России. Одобрением профессионального сообщества выбранного им творческого направления стали диплом и медаль лауреата межрегиональной выставки «Сибирь-XII», проходившей в 2018 году в Новокузнецке.

Молодым людям часто присуща идеализация действительности, не избежал этого в своем творческом развитии и Игорь Катонов. В его работах последних лет появились некоторая салонная манерность исполнения и использование ряда повторяющихся живописных приемов. С одной стороны, это обеспечивает узнаваемость авторского живописного подхода, с другой – сдерживает полноценное раскрытие творческого потенциала. Существуют и объективные факторы «сдерживания роста»: отсутствие персональной мастерской, неустроенность быта. Хотя в плане трудоустройства Игорю Николаевичу повезло – он вернулся в Колледж культуры и искусства им. Г.И. Чорос-Гуркина уже в качестве преподавателя.

Как педагог, Игорь Николаевич считает, что учитель должен считаться с индивидуальностью ученика. Свою роль он видит в том, чтобы разъяснить и на практике показать учащимся, что занятие искусством – это постоянный труд, результаты которого не всегда видны сразу. В педагогике он придерживается принципа «невозможно научить, можно только научиться».

Как отражение настоящего, в творчестве художника появился жанр портрета – как правило, Катонов рисует студентов и педагогов учебного заведения, где преподает. Впрочем, следует отметить, что эти произведения носят рабочий и вспомогательный характер этюдного плана.

Наш мир постоянно меняется, и то, что недавно казалось незыблемым, становится неактуальным и преходящим. Но все это не касается еще не придавленных опытом пережитого первых впечатлений детства, которые стали главным стержнем, питающим своим живительным соком творчество алтайского художника Игоря Катонова.

 

Алексей ЭДОКОВ, член Союза художников России