Календарь как строго регламентированная система общепринятого времяисчисления в малоизмененном виде бытует у алтайцев по сей день. Он дошел от предков, в числе которых были и древние тюрки, и монголоязычное население Центральной Азии. Об этом свидетельствуют памятники древнетюркской (орхоно-енисейской) письменности.
Год (jыл) – самая крупная единица измерения времени, состоит из двух больших сезонов: теплого – весенне-летнего и холодного – осенне-зимнего. Они включают времена года – весну (jас), лето (jай), осень (кюс) и зиму (кыш).
Год состоит из двенадцати лунных месяцев по 30 дней в каждом. Дополнительный, уравнивающий лунный и солнечный годы тринадцатый месяц, вероятно, стоял между зимними месяцами, поскольку именно на этот период приходится наибольшее количество вариантов наименований.
Наименования месяцев у северных алтайцев отражают древний охотничье-земледельческий хозяйственно-культурный тип, а у южных – древний охотничье-собирательский. Наиболее архаичными считаются названия, которые содержат фенологическую (фенология – наука о сезонном развитии живой природы) характеристику месяца.
Начало нового года ассоциировалось с приходом весны и оживлением природы. Март алтай-кижи именовали теплым месяцем (тулаан ай), челканцы – месяцем перевала (ажиг ай), туба – бурундука (кёрюк ай). В народе известна поговорка: «В месяц тулаан человек, имеющий косы (женщина), не сидит дома, скот, имеющий копыта, не стоит в стойле, зверь, имеющий когти, не лежит в норе». Первая часть поговорки означала празднование прихода нового года, для чего люди сохраняли лучшие мясные и молочные припасы. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости. В марте пробуждались от зимней спячки так называемые «семь слепых земли» (jеринин jети сокоры) – барсуки, кроты, медведи, тарбаганы, суслики, змеи и лягушки. Скот в это время выходил пастись на пригорки, освободившиеся из-под снега.
С этимологией слова «тулаан» составитель алтайско-русского словаря Н.А. Баскаков связывал значение «животное пятилетнего возраста» (корова или лошадь). Однако для выражения сущности первого теплого месяца после зимы более приемлемо монгольское слово «дулаан» (теплый). Кстати, один из зимних месяцев называется чагаан ай от монгольского слова «цагаан» (белый), и это неудивительно в контексте древних этно-культурных связей тюркских народов Сибири и Монголии.
Второй месяц весны алтай-кижи назыали месяцем растения кандык (кандык ай), а также пестрым месяцем, или сомнительным (чокыр ай), то есть ни то ни сё, ни теплый ни холодный (эренис ай), у теленгитов это месяц удода (ёлдин ай), у чалканцев – бурундука или месяц пашни (тарыг ай), у туба – новый месяц (наус ай), или месяц пашни (тарыг ай). Все это сказано об апреле по григорианскому календарю. Алтайцы говорят, что 15 дней апреля относятся к весне и столько же – к лету, потому что в это время днем очень тепло, а по утрам и вечерам еще холодно.
Первый летний месяц для алтай-кижи – месяц кукушки (куук ай), для чалканцев – месяц травы (оонок), или месяц пашни (тарыг ай), у туба – месяц кошения травы (jал щабар ай), или месяц кошения травы на пашне (кыра щабар ай).
Месяцем малой жары (кичу изу ай) является для алтай-кижи июнь, у туба и чалканцев – месяц сорной травы (от ай). Алтайцы говорят об июне: месяц, в котором «трава уколола глаза лошади» (когда скот досыта наедается на летних выпасах). Это время увеличения надоев и проведения молений jажыл бур (зеленая листва). Теленгиты Улаганского района называют июнь месяцем большого ветра (улурген ай), а алтай-кижи под этим названием подразумевают октябрь.
Июль у алтай-кижи называется месяцем большой жары (jан изу ай), у улаганских теленгитов – месяцем малого ветра (кучурген ай), под которым у алтай-кижи известен ноябрь. У туба второй летний месяц называется пахучим (jиттыг ай), у чалканцев – великим или долгим (улуг ай).
Летний месяц самца косули (jайгы куран ай) – так называется август у алтай-кижи, у чалканцев – сенокоса (пичен щабар ай), а сентябрь у алтай-кижи – месяц косули (куски куран ай), у туба – месяц марала (сыгын ай), так как в этот период у этих животных начинается гон.
У чалканцев начало осени – месяц тропинки (орок ай), так как от постоянного хождения к пашням образуются узкие дорожки.
Октябрь у алтай-кижи – месяц большого ветра (орок ай), у туба – лыж (щана ай), у чалканцев – обжига коло-сьев (урьтун ай).
Ноябрь – месяц малого ветра, или согласно другой интерпретации месяц вхождения силы мороза (кучурген ай). Туба прозвали его месяцем большого мороза (улу кырлащ или кырлач), чалканцы – месяцем старушек (куртынак ай), поскольку дни настолько короткие, что «бабушки не успевают завязать свои пояса».
Декабрь алтай-кижи именуют зимним месяцем косу-ли (кышкы куран ай), туба – малого мороза (кичу кырлач ай), чалканцы – большого мороза (улу кырлащ ай).
Январь у алтай-кижи – месяц жалящих морозов, или белый месяц (чаган ай), у туба – обманчивый месяц (тцгцнцк ай), у чалканцев – месяц малого мороза (кижу кырлащь ай).
Февраль у алтай-кижи – месяц горной овцы (кочкор ай), у туба и чалканцев – месяц ветра (чель или чиин ай, чель ай).
Анализ смыслового содержания названий месяцев у всех этнических групп алтайцев свидетельствует, что они в основном отражают явления природы, характерные для того или иного промежутка времени в конкретных природно-экологических условиях. В них зафиксированы фенологические наблюдения народа. Меньшее количество названий связано с хозяйственной деятельностью – охотой, собирательством, земледелием и скотоводством.
Счет дней алтайцы вели по фазам луны, выделяя два основных периода – новой и старой луны. Первый – (айдын jанызы) начинается днем нарождения Селены и продолжается до полнолуния (айдын толууны). Первый день полной луны называется «белое полнолуние» (айдын ак толууны), «желтое полнолуние» (айдын сары толууны) – второй день и красное полнолуние (айдын кызыл толууны) – третий день, после которого луна начинает «стареть», то есть убывать. Период «старой луны» (айдын эскизи) длится до тех пор, пока диск луны станет невидимым. Это происходит при наступлении «третьей старой луны», за которой следуют невидимые вторая и первая «старая луна», после чего луна «переворачивается». Дни (ночи) без луны называются днями «середины луны» («айдын аразы»).
Счет дней ведется согласно фазам луны. Два первых дня после новолуния лунный диск остается невидимым. Эти дни называют «первая новая луна», «вторая новая луна». Наконец наступает день «третья новая луна» – первая видимая фаза молодого месяца. Таким образом, один месяц состоит из пятнадцати дней «новой луны», причем день «белого полнолуния» считается пятнадцатым, а день «желтого полнолуния» – вновь четырнадцатый день, только уже «старой луны». Счет ведется до дня «первой старой луны». Полагают, что луну в дни двух первых и двух последних фаз могут видеть лишь собака и корова.
Дни новой луны от третьего до пятнадцатого считаются благоприятными для проведения различных благоносных мероприятий, то есть, как говорят алтайцы, когда можно испрашивать благодать для важных начинаний (быйан сураар). В эти дни рекомендуется отправляться в дальний путь, посещать целебные источники, обращаться к лекарям, проводить свадьбы и праздники, важной составной частью которых являются религиозные церемонии.
В основе летосчисления алтайцев лежит двенадцатилетний календарный цикл. Годами этого цикла датированы (с переводом на используемое в царской России юлианское летосчисление) письма алтайских зайсанов (глав алтайских родов), адресованные в Коллегию иностранных дел, а также в Российскую военную администрацию в Сибири. Официальное летосчисление было ориентировано на календарь Джунгарского ханства, данниками которого являлись предки алтайцев начиная с 1630-х годов.
Для обозначения еще более ранних времен имеются термины, которые сегодня сложно соотнести с общепринятой европейской хронологией. Это два слова, означающие древность (дьебрен и солон). Один из наших информаторов, П.Э. Ойношев, называет дьебрен самым древним периодом, аргументируя сказанное поговоркой: «Кумранга – кумак, дьебренге – дьенес», что в переводе значит: «То, что было во времена кумран, стало песком, во времена дьебрен – мхом».
Алтайцы в своих родословных широко используют линейный счет лет, оперируя такой категорией, как время историческое. И сегодня они продолжают вести счет предков как по линии отца, так и по линии матери. Более подробно, как показывают опросы, свою генеалогию знают люди среднего и старшего возраста. Они могут назвать имена предков до седьмого колена. От второго до пятого могут насчитать люди среднего и молодого возраста. Знание своих корней до седьмого колена некогда было обязательным.
В исторической литературе есть сведения об использовании алтайцами календаря, широко распространенного в странах Центральной и Юго-Восточной Азии, именуемого календарем двенадцатилетнего животного цикла. Исследователи подразделяют народы, применявшие и применяющие его по сей день, на две группы – восточную и западную. В западную включаются в основном тюркоязычные, пользующиеся двенадцатилетним циклом, а в восточную – применяющие также шестидесятилетний цикл, используя двенадцатилетний календарь для счета часов, дней, месяцев и лет. Согласно такому подразделению алтайцы относятся к западной группе, так как сведений об использовании ими шестидесятилетнего цикла нет. У большинства тюркоязычных народов циклический 12-летний календарь называется йил, джиль, жил, чыл (год), у алтайцев – jыл.
Как и другие народы, использовавшие календарь 12-летнего животного цикла, алтайцы выделяли годы хорошие (благоприятные), неблагоприятные и средние для жизнедеятельности природы и человека. Однако характеристики одного и того же года у разных народов часто не совпадают. В этом, вероятно, заключается специфика, обусловленная различием природно-климатических зон и хозяйственно-культурных типов, определяющая календарь каждого конкретного народа.
Циклический календарь имел широкое применение в повседневной жизни алтайцев. По нему определяли возраст человека, его характер и ожидаемую судьбу. Как характеристики годов, определяемые по приметам, сопровождающим наступление нового года, так и характеристика родившегося в этот год ребенка непосредственно связывались с повадками того животного, под знаком которого проходил год. Считается, что особенность того или иного года отражается на нраве человека: родившийся в твердый, неблагоприятный год имеет сложный характер, мысли его будут черно-серые, родившийся в мягкий год – хороший, покладистый, он защищен от злых сил, то есть опоясан невидимыми силами добра (курчуулу) и с рождения полезен для своего народа.
Алтайский календарь включает Год Мыши (чычкан дьыл), Коровы (уй или ийнек дьыл), Барса (бар дьыл), Зайца (койон дьыл), Дракона (улуу дьыл), Змеи (дьылан дьыл), Лошади (ат дьыл), Овцы (кой дьыл), Созвездия Плеяд (мечин дьыл), Курицы (такаа дьыл), Собаки (ийт дьыл), Кабана (какай дьыл).
Восприятие возраста человека у алтайцев основано на сравнении его возможностей с теми качествами, которые считаются присущими тем или иным предметам утвари или представителям животного мира. В десять лет человек подобен собаке, в двадцать – белке, в тридцать – волку, в сорок – становится смирным, спокойным, в пятьдесят – преисполнен достоинства, подобно памятнику, в шестьдесят – костылю, в семьдесят – рычагу, в восемьдесят – мешалке, в девяносто – ступе, в сто – яйцу.
Календарь и связанные с ним представления алтайцев до сих пор сохранили архаические, во многом мифологические основы. Сегодня традиционный календарь алтайцев сосуществует и используется параллельно с российским государственным григорианским календарем.
Светлана ТУЛИНОВА (ТЮХТЕНЕВА),
доктор исторических наук.