Осенью мы делали материал о манжерокском участковом уполномоченном Сергее Рюмкине. Именно тогда Сергей Александрович и представил нам одного из своих бывших подопечных, который кардинально изменился сам и изменил свою жизнь, став примером, своего рода путеводной звездой для тех, кто вольно или невольно нарушил закон.
Молодой, застенчивый, проникновенным голосом он читал свои стихи… Таким я увидела Виктора Меркурьева в первый раз. И решила написать о нем, ведь просто так стихи не рождаются и поэмы не складываются.
Сейчас Виктор много времени уделяет творчеству, вернее, он целиком погружен в него: пишет песни, стихи, поэмы, выпустил несколько книг… По его признанию, хорошего дохода это занятие пока не приносит, но он всю жизнь мечтал заниматься любимым делом и счастлив оттого, что пока все получается.
– Тяга к творчеству была всегда?
– Наверное, да. Окончил в свое время музыкальную школу по классу игры на фортепиано, детскую школу искусств. Потом судьба меня «покидала» (так уж вышло), а затем я принялся за написание стихов.
– В каком возрасте начал писать?
– Года два назад. Если честно, писать песни я начал еще в местах лишения свободы, а уж когда вернулся домой, больше ни о чем и думать не мог — хотелось только сочинять.
Трудно судить о том, чего сам не испытал. Но, как гласит народная мудрость, от сумы да от тюрьмы не зарекайся. Всякое бывает. Просто кто-то навсегда ломается, а некоторые становятся еще сильнее, целостнее. Виктор не сломался.
– Мне многие «палки в колеса вставляли», когда я там был. Прямым текстом говорили: «Посмотри на себя! Какой из тебя поэт? У тебя на лице написано: всю жизнь сидеть будешь!» Но я себе цель уже поставил и всем отвечал: «Я в 25 лет уже книгу выпущу». Так и случилось. Называется она «Стихи. Любовь, чарующая сном». Вскоре вышла вторая часть. Сейчас готов материал для третьей книги, но пока не могу ее издать.
Однажды Виктор решил стать «всамделишным» автором — понес документы в республиканский Союз писателей. Не приняли. Сказали: молодой еще, писать не умеешь. В газете «Листок» с начинающим поэтом были более откровенны: пояснили, что раз он сидевший, то его стихи публиковать не будут. Надо сказать, парень к жизненным неурядицам относится с философским спокойствием: все течет, все меняется, сегодня я иду к вам, завтра — вы ко мне. Таков закон жизни. Жаль только, что не все его понимают…
Сейчас имя Виктора Меркурьева хорошо известно в поэтических кругах и сообществах далеко за пределами нашей республики. А зимой прошлого года песня Виктора прозвучала в программе «Голос» на Первом канале. Ее спела Тереза Гамбарян.
Как получилось, что наш земляк написал песню для девушки, живущей за много сотен километров, даже не будучи знакомым с ней лично? Через Интернет!
– Общался в соцсетях с ее мамой. Знать не знал, что дочь женщины, читающей мои стихи, собирается участвовать в конкурсе. И вдруг предложение: напиши нам песню, у тебя слог певучий. Написал. Тереза с ней и кастинг прошла, и на программу попала, и в Интернете сотни тысячи просмотров собрала.
Занимается ли Виктор чем-то еще, кроме творчества? Безусловно.
– Инструменты дорогие, вот и приходится зарабатывать на них другими способами. Вот, недавно синтезатор купил.
– Ты планируешь выйти на высокий профессиональный уровень?
– Я уже на профессиональном уровне пишу стихи, но хочется еще и музыку сочинять, чтобы звук соответствовал студийному.
– О чем мечтаешь? Чего хочешь добиться?
– Честно? Хочу жить вечно, если в трех словах. Хочу, чтобы мое творчество осталось. А секундной славы мне не надо. Забудется она через какое-то время, а я хочу, чтобы мои стихи потом в учебниках печатали.
– Людям с течением времени свойственно менять взгляды, отношение к жизни. Может случиться так, что лет через 20 ты захочешь все переписать?
– Я «болен» поэзией. И вряд ли что-то перепишу. Когда сочиняю, никогда потом не редактирую. Могу пунктуацию поправить, чтобы правильная интонация была. Порой стихи мне снятся, встаю тогда посреди ночи и начинаю записывать. Иногда только в семь утра спать ложусь.
– Теряешь контроль над временем?
– Я вообще не живу по времени. Поэтому и не числюсь на официальной работе — для меня это тяжело. Свободу люблю. Вот накатило — надо писать. Даже в отношениях из-за этого проблемы: все нормальные люди ко сну готовятся, а я к столу сажусь, работать. Из-за этого со многими девушками расстался. Некоторые из них мне условия ставили — выбирай: или я, или поэзия. Я всегда отвечаю: у меня одна любимая женщина — поэзия.
– Не жалеешь о своем выборе?
– Нет. Может, не время еще мне встретить свою единственную, понимающую. Хотя, безусловно, хочется тепла, своей семьи.
– Виктор, у тебя такой необычный жизненный путь, яркий талант… Находишь ли ты общий язык с односельчанами, сверстниками? Как они тебя воспринимают?
– Не знаю… Сначала многие не верили в то, что я пишу стихи, удивлялись. Сейчас уже нормально общаемся.
– В судьбу веришь?
– Верю. Еще в слово верю, потому что уже много было тому подтверждений: скажешь на эмоциях, со злостью, напишешь стихи, а они человека потом из колеи выбивают. Когда я сажусь писать о ком-то, то сразу чувствую человека от и до, что его ждет. Об этом и пишу.
Однажды был такой случай: познакомился в Интернете с девушкой, и в какой-то момент она рассказала о своем горе — у нее от рака головного мозга умирал отец. По всем прогнозам жить ему оставалось максимум несколько месяцев. И мне внезапно так захотелось изменить ситуацию… Сел писать стих и с пожеланиями выздоровления, рука словно сама по себе строчки выводила на бумаге. Я за ней просто не успевал. Отправил им свое стихотворение, попросил, чтобы читали почаще, как молитву. Вы не поверите, но ее отец встал, начал понемногу ходить.
– Получается, ты иногда не совсем словами пишешь? Эмоциями, посылами?
– Звуками. Порой некоторые люди даже смысла в моих стихах не видят, читают и не понимают. А когда им тут же сам прочтешь, с правильной интонацией, с выражением, так сказать, осознают.
Есть у меня знакомая, работает главным редактором международного поэтического альманаха «Чувство без границ». Она всегда советует: сам читай свои стихи, чтобы люди понимали смысл.
– Легко ли тебе общаться с людьми?
– По большому счету, наверное, я их больше понимаю, а не они меня. Я больше слушаю, а говорю когда нужно. Плохо, что современные молодые люди, мои сверстники в том числе, не хотят развиваться. И бесполезно что-то объяснять, доказывать.
В то же время я люблю одиночество. Порой охота тишины: иду на Катунь, сижу, думаю…
– Часто сталкиваешься с тем, что после прочтения стихов тебя воспринимают как другого человека?
– Постоянно. Некоторые даже говорят, что Витя и поэт Виктор Меркурьев — это несовместимые вещи. Сам чувствую, что во мне — два разных человека.
Несмотря ни на что, Виктор Меркурьев считает себя счастливым: он сумел осуществить мечту. Немного сожалеет о потраченных годах, но твердо уверен, что успеет в этой жизни все, что только пожелает.
С открытым сердцем Виктор говорит:
– Хочу, чтобы люди совершенствовались, могли любить всей душой и были счастливы.
Ася Максимова.
Верь, что эхом отзовется
Всё, что хочешь, на земле.
Теплота добром вернется.
Не жалей любовь нигде!
Не жалей стихи и песни.
Легкой дрожью ветерка
Исцеляет всем болезни
Гениальный слог века!
Он живет душой глубинной
В омуте невинных глаз.
Не украсть, не знать старинной
Тайны, заложившей в нас!
Верь, что эхом отзовется
Всё, что хочешь, навсегда.
И душа твоя проснется
Милой, любящей сполна!
(Виктор Меркурьев).