В последнее время в Республике Алтай усиленно раскручивается резонансная тема захоронения Принцессы Укока. Говорят об этом практически все: журналистская братия, общественность, обыватели. Не слышно в этом «хоре» только голоса науки, представители которой имеют свою позицию по данному вопросу. Каким образом возросший интерес вокруг принцессы может повлиять на развитие нашего сообщества, а также место науки и государства в разрешении проблемы наследия коренных народов обсуждали члены научного сообщества региона — специалисты в области археологии, истории, этнографии, других дисциплин 28 августа в Малом зале Правительства РА под председательством первого вице-премьера Натальи Екеевой.
Наталья Михайловна обратила внимание собравшихся, что они, как исследователи, занимающиеся каждый в своей отрасли и имеющие вес не только в республике, но и за ее пределами, должны сегодня четко объяснить свою позицию по данной теме, участвовать в популяризации историко-культурного наследия, которое сегодня еще достаточно слабо пропагандируется среди населения.
– Мы не должны политизировать данный вопрос, нельзя устраивать спекуляции вокруг Принцессы Укока, позволять отдельным псевдодеятелям выступать от имени всего народа, манипулируя при этом стихийными бедствиями, — задала тон собранию Екеева. — Мы уважаем мнение десятков тысяч людей, которые высказываются за захоронение мумии, но необходимо также услышать мнение государства и науки.
От имени археологов высказался кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории ГАГУ Александр Эбел. Он, в частности, сказал:
– У некоторых складывается впечатление, что наука уже получила свое и Принцессу можно захоронить. Это не так. Наука развивается большими темпами, и мы не можем сегодня сказать, что нам откроется завтра.
Свою позицию озвучила кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой алтайской литературы и народной художественной культуры Института алтаистики имени С.С. Суразакова Майя Чочкина, отметив, что всегда, когда в сообществе возникают волнения, тревога, вызванные некими социальными или природными катаклизмами, создаются новые мифологические воззрения. Может быть, именно поэтому в конце 80-х, во время перестройки, в республике появился праздник «Эл Ойын». Когда вокруг хаос, именно в возрождении обычаев, традиций люди ищут некий порядок и покой. Безусловно, ни наводнение, ни ураган и град не стоит связывать с Принцессой, но нельзя отрицать того, что в нашем сообществе присутствует некая напряженность. Возможно, она вызвана нарушением норм поведения в священных местах, вырубкой леса вдоль берегов рек. Об этом стоит задуматься. Если говорить о захоронении мумии, продолжила Майя Петровна, то встает вопрос: по каким обычаям хоронить принцессу — по скифским или в соответствии с традиционной культурой?
Тему сохранения традиционной культуры продолжила Наталья Тадышева, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института алтаистики, сказав, что традиционная культура – это живой организм, который изменяется и трансформируется. По этому она и сохраняется. То, что десять лет назад казалось нерушимым, сегодня благодаря современным методам находит свое продолжение.
– Некоторые темы, — сказала Наталья Олеговна, — раньше были табуированы, и их никто не касался. Сегодня под воздействием современных явлений многие элементы традиционной культуры меняются, но это не значит, что она исчезает. У нас сейчас есть уникальная возможность вернуться и взглянуть через время на укокскую Принцессу.
Олеся Бородина
Фото В. Володина
О продолжении дискуссии читайте в следующем номере газеты