Поляна возле села Подгорного. Съезд с основной дороги отсыпан гравием, улица, носящая красивое
название – Спортивная, представляет собой что-то наподобие арыка после схода селя – жидкая грязь, ямы, бугры… Впрочем, так выглядят все «улицы» новостроек. Территориально этот кусок земли, продуваемый всеми ветрами, относится к Майминскому району, на деле – никому не нужен. Подталкиваемые в спину порывами ледяного ветра, мы беседуем со Светланой Шнайдер, многодетной мамой, на краю цивилизации: к ее дому невозможно проехать не то что на легковом автомобиле – в грязи вязнут внедорожники.
В 2011 году семья, как многодетная, получила в Подгорном участок под строительство жилого дома. Оба бюджетники, учителя в одной из майминских школ, супруги Шнайдер обрадовались долгожданному счастью. Но на деле все оказалось совсем не так, как хотелось, и условия – совсем не такими, какие ждали.
Дом семья Шнайдер, правда, построила. На дизельном генераторе – свет к участкам был еще не подведен. Как говорит Светлана, электричества они добивались три года.
– Поставили два столба и тянули провода за свой счет. Столбы были выставлены лишь по основной линии, а к домам было сказано тянуть провода самим. Нам это обошлось более чем в 10 тысяч рублей. Ходили в районную администрацию. Все нам обещали, в том числе и свет провести, так и не сделали.
До сих пор в новом микрорайоне нет воды – супруги возят ее в бачках в багажнике собственного автомобиля, когда по дороге можно проехать. Когда нельзя (а это большая часть года), экономят каждую капельку, не имеют возможности вымыться и постирать белье.
– Пробурить скважину сложно, так как очень высокие берега, и надо 120 тысяч на эти работы. Мы дом построили в кредит, сейчас не можем взять еще один.
В администрации района лишь пожимают плечами – вы знали, куда совали свой нос, – и советуют копить деньги. В общем, помочь не обещают. А Светлана чуть не плачет:
– Когда мужа нет дома (а это бывает часто, он спортсмен, выступает за республику и район, регулярно уезжает на соревнования), мне самой приходится через силу поднимать бачки, ставить их в багажник на колонке в Подгорном, выгружать дома, переливать воду. Сейчас к дому не проехать, воды у нас осталось на донышке ведра, отсюда нести очень тяжело. Как быть, я не знаю.
По большому счету до дома Шнайдер с основной дороги недалеко – метров 500. Это если по ровному да по сухому. А когда по грязи да с маленькими детьми и тяжелой поклажей – дорога кажется бесконечной.
Старшая дочь учится в четвертом классе, две девочки-близняшки нынче пойдут в первый. Светлана старается не выпускать детей гулять на улицу, потому что нет возможности лишний раз стирать испачканные вещи.
– Зимой еще кое-как стирала, подвозили воду на машине. Сейчас гружу грязное белье в пакеты, еду к родителям в Алтайский край, там стираю и везу назад. Иногда – у друзей в Майме, но это же не выход!
В Подгорном есть водонапорная башня, но она старая и нашу поляну дополнительно не потянет. Прошлой осенью нам сказали, что есть план, выделено 900 тысяч, мы дождемся воды. Наши женщины пошли к главе, и он им сказал: денег нет, и проекта тоже нет.
К новому микрорайону отказывается ехать «скорая» – вызывали соседской бабушке, а дороги-то нет. Не едут пожарные. Вернее, они едут до Платовского моста, закрытого для грузовых машин, дальше пути тоже нет. Зимой горел дом на той же Спортивной, позвонили в пожарную часть и стали тушить своими силами – снегом. Пламя удалось сбить, но если бы возгорание произошло летом, последствия могли быть куда страшнее.
Зимой на продуваемой поляне очередная напасть – снежные переметы.
– Первый раз нас замело на новогодние праздники. Трактор в Подгорном есть, но очень старенький: то лопата отвалится, то еще что. Все Подгорное на нем и наша поляна. Когда мы не смогли выбраться из дома, позвонили главе сельского поселения Перфильеву, он дал номер телефона тракториста. Позвонили трактористу, он ответил: «Со мной на этот год никто договор не заключил, я не поеду чистить!» Опять обратились к Перфильеву, он сказал: «Вы трактористу еще раз позвоните, скажите, что после выходных мы с ним договор перезаключим». Почему мы должны были уговаривать человека работать? Кое-как потом приехал трактор, часам к десяти вечера. Все это время мы сидели без воды. Один раз у нас двое суток не чистили. Ходили на маршрутку, которая очень редко ходит, с детьми, по высоким сугробам. Для нас буран – это вообще страшно. Чуть ветер, уже переживаем: успеем на работу или нет?
В машине Светлана возит резиновые сапоги для всех членов своей немаленькой семьи – иначе к дому не пробраться. А еще обязательно старается прихватить что-то вроде палки и не отпускает детей одних – на углу стая полуодичавших агрессивных собак.
– В доме жила бабушка, на зиму она съехала, а собак бросила. Они чем могут, тем и питаются. А во дворе напротив часто отпускают с цепи немецкую овчарку. Каждый раз идем и боимся, что покусают.
Когда я слушала Светлану, у меня возник вопрос: почему руководители муниципального образования не идут на диалог, не разговаривают с людьми? Словно в унисон моим мыслям, собеседница с горечью констатирует:
– Здесь никто никому ничего не объясняет. Только перед выборами с нами встречаются. Всего добиваемся сами, узнаем, решаем, довольствуемся слухами… Вот услышали, что в ближайшем будущем планируют закрыть Платовский мост. Получается, нам через Аю в Майму на работу добираться придется? Кто наши машины заправлять будет? Да и дорога там ужасная!
Сначала вроде пообещали, что поставят понтонный мост либо будут открывать в определенное время старый. А когда муж пошел в администрацию, ему сказали, что понтонный мост на течении ставить нельзя, скорее всего отсыпят дорогу через Аю. То ли отсыпят, как нам обещали, то ли так отставят…
Вот так, без дорог, без воды, без элементарных бытовых условий, живет на подаренном участке молодая многодетная семья. По выходным с лопатами «воюют» с лужами на дороге, запасаются водой, едут помыться и постирать за десятки километров. А в будние дни входят в учебные классы и воспитывают в майминских ребятишках доброе, светлое – любовь к своей малой родине. Отстаивают спортивную честь республики – и тренируются дома, перетаскивая бачки с водой да толкая застрявшие машины.
Наталья АНТЮФЬЕВА
Дата:
Все самые последние новости в нашем телеграм канале