Военная история семьи Красниковых

Дата:

У моего прадеда по линии матери Александра Ефимовича Красникова  и его жены Федосьи Николаевны было девять детей, родившихся с 1890 по 1914 год: Василий (мой дед), Акулина, Марина, Лаврентий, Иван, Ефим, Мария, Таисия, Лука.  Все они к началу Великой Отечественной войны создали свои семьи, имели детей,  и всех их задело черным крылом военное лихолетье. Все дети и внуки Александра Ефимовича родились и выросли в селе Колывань Алтайского края,  и почти все были призваны на войну оттуда.

Самый младший сын Александра Ефимовича Лука 1911 года рождения погиб под Тулой 29 ноября 1941 года. Сержант Л.А. Красников похоронен в г. Алексине. Без отца остался сын.
Старший сын Василий 1890 г.р., мой дед, потерял на фронте троих сыновей: Ивана 1913 г.р., Леонтия 1917 г.р. и Егора 1922 г.р. Это мои родные дяди, братья моей матери Александры.
Не вернулся с войны сын Лаврентия Александровича Георгий.
Погибли мужья дочерей: муж Марии Александровны Павел Иванович Вишняков, муж Таисии Александровны Семен Иванович Трофимов. Марина Александровна Болтунова не дождалась с войны сына.
Сыну Ефима Александровича Валентину повезло – он вернулся живым, только дважды был ранен.
У старшей дочери Александра Ефимовича Акулины Черемновой муж погиб ещё в Гражданскую войну, осталась единственная дочь Екатерина. Но во время Великой Отечественной она несколько лет работала взрывником в шахтах Колыван-строя и не убереглась… Нашли засыпанную камнями. На руках Акулины остался внук Валентин.
Самый большой военный опыт среди фронтовиков семьи Красниковых был у Ивана Васильевича. Он воевал с Японией на озере Хасан в 1938 году, участвовал в боях на р. Халхин-Гол, которые проходили на территории Монголии. Боролся с белофиннами в 1940-м. Но опыт не помог выжить в Великой Отечественной. И.В. Красников погиб в боях с немцами в 1944 г. уже в звании гвардии майора. Награжден медалью «За отвагу», двумя орденами.
Привожу описание его подвигов, за которые он получил орден Красной Звезды.
иван«Красников Иван Васильевич проявил мужество и отвагу в наступательных боях от Вазузы до Днепра. 07.03.1943 г. в бою за деревню Глинное помог командиру батальона установить связь с левым и правым соседом, установить расположение противника и его огневую систему. Под сильным огнем противника расставил по огневым точкам пулеметные расчеты, указал им цель и сектор обстрела, тем самым обеспечил успешное наступление наших стрелковых рот и овладение населенным пунктом Глинное. В этом же бою организовал вынос раненых с поля боя и сам лично вынес двух раненых средних командиров и одного младшего командира. 08.03.1943 в бою за деревню Пенкино, будучи в минометной роте, в разгар боя заменил выбывшего из строя наводчика и огнем из миномета уничтожил до 20 немецких солдат, засевших в одном доме, мешавших своим огнем продвижению нашей пехоты вперед.
За время наступательных боев тов. Красников непосредственно на поле боя проводил заседания бюро, где было принято в партию 56 человек из числа отличившихся в боях, из них 23 бойцам выданы партийные билеты там же».

А вот выписка из приказа от 11 апреля 1944 г.: «Тов. Красников И.В. 14.02.1944 г. в бою за населенный пункт Вешки (под г. Оршей) погиб смертью храбрых, посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени».
Вишняков Павел Иванович 1904 года рождения, муж Марии Красниковой, погиб за две недели до окончания войны на территории Германии. Награжден орденом Красной Звезды. Копии документов я нашла на сайте «Подвиг народа».
«22.04.1945 года в боях за форсирование реки Шпрее т. Вишняков первым бросился на форсирование водного рубежа. Форсировал реку и принял участие в отражении контратаки противника, где уничтожил четырех немецких солдат. В тот же день в боях за расширение плацдарма он один из первых ворвался в траншею противника. Гранатами и огнем автомата уничтожил шесть вражеских солдат, тем самым способствовал общему успеху по расширению плацдарма». 23.04.1945 г. Павел Иванович был ранен, а 24 апреля 1945 года скончался. ПохороненЛеонтий на воинском кладбище Мюнхеберга».

У всех погибших остались семьи. У Ивана Васильевича от каждой войны, как шутили
родственники, было по ребенку. Его жена Антонина Ефимовна растила троих детей как могла. Работала бухгалтером на руднике Акжал (Казахстан), а по вечерам шла трудиться на шахту. И огород обрабатывала, чтобы были «живые» витамины. Всем своим детям – Нине, Геннадию, Вячеславу – помогла получить высшее образование.
У Вишнякова Павла Ивановича осталось четверо детей.

Младший политрук Красников Леонтий Васильевич пропал без вести в сентябре 1941-го. Рос без отца сын Геннадий.
ЕгорЕгор Васильевич Красников (1922 – 1942), третий сын Василия и Татьяны Красниковых, также пропал без вести на войне. Он был самым красивым и обаятельным парнем из всей семьи. Девки, как вспоминала моя мать, ходили за ним табунами. Даже в армию его забрали с больничной койки – накануне избили соперники. В Саратове он окончил курсы парашютистов, успел 25 раз прыгнуть с парашютом и пропал.
Дата призыва – 1941 год, дата выбытия – 06.1942.
Таисия Александровна Красникова 1914 года рождения рано вышла замуж за Семёна Ивановича Трофимова, родила ему троих детей – Бориса, Лидию и Нину. Жили они в общежитии для стахановцев на руднике в Колыван-строе (Алтайский край).
Этот рудник интенсивно работал во время войны, добывали вольфрам для нужд военной промышленности, металлургических, электротехнических предприятий. За время действия рудника с 1935 по 1960 год было разработано 150 вольфрамовых жил различной мощности на глубине до 200 м. Поднято на поверхность 315 тысяч тонн руды.
Трудились во время войны без соблюдения элементарных норм техники безопасности. Бурильщики умирали от силикоза легких после двух месяцев работы, так как бурили «на сухую». Не знаю, кем работал Семён, он имел бронь до 1943 года, обучал новичков. Когда Семён ушел на фронт, Таисию из общежития заставили уйти. И в том же 1943-м, в 27 лет, она овдовела. Перешла с детьми из общежития в полуразвалившийся дом родителей. Ее брат Ефим помогал ей как мог. Стянул дом брусьями, болтами, досками. Жила огородом да у людей где огород вскопает, где дом побелит. Потом ей назначили пенсию в 32 рубля за погибшего мужа. Дети как-то выросли.
Людей на шахте Колыван-строя не хватало. Мобилизовывали подростков. Настал черед идти в бурильщики младшего брата моей матери, Гриши. Вместо него попросился на тяжелую работу его отец Василий, спас сына. Сам потом мучительно умирал от силикоза легких.
НиколайМой отец Николай Васильевич Дударев (1925 – 2010) вошел в семью Красниковых, став мужем моей матери Александры Васильевны. Он вернулся с войны с двумя ранениями. Его боевой путь начался в 1943 году. Войну закончил под Прагой, награжден орденами Славы III степени, Красной Звезды, Отечественной войны, двумя медалями «За отвагу».
Самое страшное воспоминание о войне у него связано со словами «форсирование Днепра». Сам он описывал этот период так: «После взятия Полтавы мы сделали бросок до Днепра, 70 км без отдыха и без пищи. Ночью 26 сентября 1943 года 7-я гвардейская дивизия форсировала Днепр. Мы прибыли в пять утра, и тут начался кромешный ад. Дали нам по 50 граммов сухарей – и в бой. Я был уже пулеметчиком. Погрузили нас, 120 человек, на американский паром, его подцепил катер. Доплыли до середины, и тут налетело штук 70 немецких самолетов, начали бомбить, катер был разбит. Ну, думаю, пропал. Но тут паром догнал другой катер, подцепил нас. Когда до берега осталось метров 20, крикнули: «Прыгайте!» Глубина уже была по горло. Вылезли – и в атаку. Отогнали немцев на полтора километра от берега. От 7-й гвардейской почти никого не осталось.
Самолеты наши и немецкие – рой за роем. У немцев много танков, а наших половина утонули в реке при переправе.
В первый день боев у нас в полку было 800 раненых, во второй – 400, а на третий день от дивизии в 12 тысяч остался один батальон, человек 600. Но к этому времени через Днепр переправилось около 10 дивизий, которые также убывали.
Бои шли с переменным успехом до 3 октября. Ходили в атаку до десяти раз в сутки. 3 октября мы продвинулись на 15 км до станции Пятихатка на Черкесском направлении. Но тут немцы подогнали бронепоезд и 120 танков. Мы побежали до Днепра. Всю дорогу устлали шинелями, бросали даже пулеметы. Левее нас немцы подошли к берегу. Нас собралось на берегу тысячи две. Плыли назад на досках, бревнах… И тут началась бомбежка, да не простая: немцы бросали простреленные бочки и бороны, а они так выли, просто выворачивали душу! Думал, все, пропал.
После обеда заревели с того берега «катюши», как после я узнал, их было 170, и они ударили термитными снарядами первый и последний раз (потом их использование было запрещено). А это такая штука: в 10 м от танка упадет – танк вспыхивает и плавится. Три года на этом месте трава не растет. За пять минут у немцев из 120 осталось 30 танков, враги в панике бежали. Наши офицеры и даже полковники набирали по 10 – 15 человек (невзирая, из какой дивизии) и вели в атаку. Пошли мы вперед до станции Пятихатка, где и захватили эти 30 танков, уже погруженных в эшелон».
В битве за Днепр с обеих сторон погибло более четырех миллионов человек.
Отец остался жив в этой мясорубке, но на него пришла похоронка. Якобы похоронен он 03.10.1943 г. у станции Погребной Верх-Днепровского района Днепропетровской области. А было ему в ту пору 17 лет.
Старшему сержанту Н.В. Дудареву предстоял долгий военный путь через всю Европу. В 1944 году он был удостоен ордена Славы III степени, но награда нашла его лишь через 52 года, когда отец стал оформлять инвалидность. В документе сказано: «…смелый телефонист, устранил 23 порыва линии связи…»
Как связиста наградили его и в 1945-м. Отец рассказывал об этом событии так:
«Привезли нас на берег реки Вислы в Польше. Форсировали Вислу в марте по льду, и ночью 31 марта подошли к реке Одер. На берегу уже был огромный плакат: «Вот она, проклятая Германия». Солдаты рушили постройки, тащили бревна, плахи и переплавлялись на тот берег. Очень много потонуло, особенно связистов. Нас из семи связистов осталось двое.
Комбат говорит: «Сынок, твоя очередь».
Нашли небольшую лодку, и я поплыл. Вода кипела от мин и снарядов, а катушка с кабелем – 400 м. Кабель сносит водой, еле-еле плыву. Недалеко от берега лодка затонула. Ко мне прыгнули старший лейтенант и ефрейтор и вытащили из воды вместе с кабелем. Так я первым в армии на этом участке обеспечил связь.
Скоро переплыл командир полка, и с развернутым знаменем пошли в атаку, а я следом тянул «нитку». Метров через 300 нарвались на минное поле, окопались. За обеспечение связи я получил орден Красной Звезды. Вручил награду генерал Кропоткин».
ВасилийМуж Анны Васильевны Красниковой Василий Николаевич Волочугов был призван на войну в ноябре 1943 года 17-летним мальчишкой. Он хотел отомстить за погибших брата и отца, рвался на фронт. Стрелок Волочугов немного не дошел до Берлина. 8 апреля 1945 года его полк попал под бомбежку. Василия просто вдавило в землю взорванной машиной. Получил тяжелое ранение в бедро, ногу смогли сохранить, но она стала на 14 сантиметров короче. Нам, его племянникам, казалось, что это не очень мешало ему в мирной жизни. Нрав у него веселый и добрый. Единственный из всех фронтовиков нашего рода он жив, принимал участие в Параде Победы 2014 года в селе Майма, где живет в настоящее время.
На сайте объединенной базы данных (ОБД) «Мемориал» с фамилией Красников имеется 169 страниц, по 20 человек на каждой. Больше трёх тысяч погибших и пропавших без вести – Красниковы.
Война отняла у нашей семьи девять человек, несколько вернулись с ранениями. Без отцов остались 13 детей.
Мы помним…

Г.Н. Светлакова (Дударева)

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

У нас появились новые друзья!

7 ноября республиканская газета «Звезда Алтая» отметила 102-летие своего...

Открыл файл и скачал вирус: новая схема мошенничества

Отделение Банка России в Республике Алтай предупреждает о новой...