Высокотехнологичная специальность может стать разумной альтернативой высшему образованию для прагматичных молодых людей
О чем обычно мечтает выпускник школы после того, как сдаст ЕГЭ и получит на руки аттестат? Конечно, о поступлении в вуз, по крайней мере в техникум или колледж. «Пойти работать на производство – совершенно незаманчиво и неперспективно, – скажут многие, – это скорее вынужденная необходимость в ситуации провала на госэкзаменах либо на вступительных испытаниях». Да и что умеет вчерашний школьник, каким специалистом он будет без профессиональной подготовки? Разве такого сотрудника ждет работодатель? Без диплома найти рабочее место с хорошей зарплатой невозможно – сегодня это распространенное мнение.
С другой стороны, ежегодно ряды безработных пополняют новоиспеченные дипломированные специалисты. Казалось бы, целых пять лет (в среднем) человек тратит на получение теоретических знаний, а найти им практическое применение получается далеко не всегда. Где же выход?
Если разобраться, то выпускники вполне могут быть востребованными на рынке труда сразу, как только покинут стены родной школы. В настоящее время на любом производстве испытывают недостаток в специалистах рабочих профессий. Сначала, конечно, придется учиться. Постепенно, шаг за шагом появятся навыки. За сравнительно короткое время есть возможность освоить хорошо оплачиваемую рабочую специальность, а то и не одну. Два-три года практики – путь к высокой квалификации и профессионализму. А таких ценят особенно. Тут уже они сами выбирают, где им выгодней. При наличии практического опыта подход к обучению в образовательном заведении строится иначе – с большей заинтересованностью и пониманием.
А что думают на этот счет работодатели? Своим мнением делится Юрий Лебедев, генеральный директор АО «СИЛЭН Супергидравлика», президент российского инновационного консорциума «ВЕДУЩАЯ ГРУППА»:
– Мы организовали на территории Республики Алтай высокотехнологичное производство. Наша инновационная продукция имеет высокий спрос за рубежом, поэтому «СИЛЭН Супергидравлика» стремится выпускать агрегаты высокого качества. Для этого кроме современного оборудования, которое, кстати, мы закупаем и устанавливаем в своих цехах, нам требуются высококвалифицированные специалисты рабочих профессий. Но их сегодня нет или очень мало на рынке труда не только в нашем регионе, но и в стране.
Многие считают, что за границей (в развитых странах) производят только высококачественный продукт. Я не согласен. К примеру, ручные гидравлические насосы высокого давления нашей компании на сегодня лучшие в мире. Мы знаем, как их сделать, но нужны профессионалы, которые смогут работать на современных станках, выпуская качественную инновационную продукцию с логотипом «Сделано в России». На кону, можно сказать, судьба экспорта, доходы компании и, соответственно, бюджета республики.
Наша страна слишком увлеклась предоставлением широкого спектра образовательных услуг высшей школы, растеряв профессиональное техническое образование. Необходимо менять мышление, стереотипы.
Я приведу в пример собственное предприятие. Поступивший к нам учеником молодой человек гораздо раньше, чем через пять лет, которые он может потратить на вуз, станет высокооплачиваемым профессионалом, освоившим дефицитную техническую специальность. Его доходы к этому времени позволят ему приобрести с помощью нашей корпоративной ипотеки дом, автомобиль, устроить быт для своей будущей семьи.
В любом случае, если человек почувствует, что ему необходим карьерный рост, то, имея за плечами практический опыт, ему будет гораздо проще выбрать свою будущую специальность или карьеру руководителя или предпринимателя. Тогда можно будет осознанно выбрать заочный или очный вариант высшего или специального образования.
Какие плюсы получат те, кто сразу после школы пожелает встать за станок? Они научатся самостоятельно принимать правильные решения и ориентироваться в жизненных обстоятельствах, полностью обеспечат себя материально, вольются в команду профессионалов высокотехнологичного бизнеса и будут иметь возможность с полным основанием гордиться тем, что эта команда делает лучшее в мире оборудование, когда «за державу не обидно». А главное, займут нишу востребованных высокотехнологичных специальностей, которая не будет заполнена как минимум ещё около 20 ближайших лет. Такого профи даже в случае его переезда в другой регион захотят видеть на своем производстве сразу несколько компаний одновременно.
Тренд, который сформировался за последние десятилетия, – после школы ещё пять лет потратить на приобретение знаний в университете. Если следовать ему, то человек становится информационным потребителем. Да, он получает много теории, но не знает, где и как её можно применить на практике. К сожалению, полученная в вузе информация на 90% не пригодится в дальнейшей жизни. Главный итог университета или института – там учат учиться (как работать со специальной литературой, с базами данных и прочее). В результате, чтобы постичь какую-то отрасль, стать в ней настоящим профессионалом, необходимо будет приобретать практический опыт еще несколько лет. По моему мнению, более разумно начать свою реальную жизнь с получения высокотехнологичной и востребованной на рынке рабочей профессии.
Такой путь к успеху может быть гораздо короче и намного эффективнее как в плане реального практического образования, так и, что важно для гармоничного развития личности, в плане материального дохода. Сам я всегда благодарю судьбу за то, что до получения первого высшего образования я освоил несколько рабочих специальностей, что очень помогло мне в изобретательстве и инновационном предпринимательстве.