Работа детского телефона доверия играет важную роль в деятельности по защите прав ребенка. Дети звонят не только потому, что ищут помощь и поддержку взрослого, но и потому, что чувствуют себя одинокими. Они стремятся преодолеть трудные жизненные ситуации, и в этом им помогают телефонные консультанты, а потом и другие специалисты – психологи и педагоги, работники органов опеки и попечительства и просто дружественные взрослые из их ближайшего окружения. Обращение за помощью на телефон доверия – большой и важный шаг в жизни ребенка, потому что с этого начинается работа системы социальной защиты детства.
Международный день детского телефона доверия в Российской Федерации отмечается с 2009 года. 17 мая по всей стране проводятся мероприятия, направленные на популяризацию деятельности детского телефона доверия в среде детей и подростков.
Не стала исключением и наша республика. В рамках мероприятий, приуроченных к этому дню, уже в апреле проведены информационные классные часы для обучающихся Горно-Алтайска, на которых специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения рассказывали о деятельности службы телефона доверия, очной психологической службы для детей «Доверие», службы примирения.
Чтобы узнать непосредственно от ребят, знают ли они о существовании телефона доверия и о том, для кого он работает, специалисты центра провели опрос. В нем приняли участие 195 обучающихся средних специальных и общеобразовательных учреждений города.
Так, на вопрос, для кого работает телефон доверия, 75 человек (38,5%) ответили: «Для детей». «Для детей и родителей» – таково мнение 110 респондентов (56,4%), 10 человек считают, что данная услуга – для пожилых людей.
По данным анкет, лидирующую позицию занимают проблемы (с которыми бы ребята обратились в службу), обусловленные личными переживаниями. На втором месте проблемы, связанные со сдачей экзаменов, поскольку большинство опрашиваемых – студенты. На третьем – отношения с противоположным полом.
Проблемы в школе и сложности в общении с родителями значимы для 43 респондентов. Чуть больше учащихся связывают свое обращение на телефон доверия с переживаниями по поводу своей внешности, неуверенности в себе.
Менее значимыми считают проблемы с учителями (36 опрошенных), конфликты со сверстниками, сложности при выполнении домашнего задания (26).
Сегодня многое делается для того, чтобы ребята не оставались со своими проблемами один на один. На страницах республиканских газет «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны» были опубликованы тематические плакаты, направленные на детскую аудиторию, под названием «Смешарики». Два раза в неделю по ГТРК «Горный Алтай» транслируются видеоролики, снятые и рекомендованные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по радио «Россия» – радиоролик. С участием добровольческих агентств «Детство – для детей!» при Управлении социальной поддержки населения проведены акции по раздаче листовок и распространению номера телефона доверия. Кроме того, на одной из центральных улиц нашего города размещен баннер с номером детского телефона доверия. Впервые в регионе силами Министерства образования и науки Республики Алтай проведена Всероссийская акция «Минута телефона доверия» во всех образовательных организациях республики. Также подведены итоги республиканского детского конкурса плакатов «Мой друг – телефон доверия». Имена победителей уже известны: третье место у Екатерины Попугаевой (школа-лицей №6), Дарьи Башкировой (с. Актел), второе место заняли Анастасия Кудрявцева (гимназия №3) и Аягоз Ботаканова (Кош-Агач), первое место присуждено Таисии Толстик (школа №12). У жюри осталось хорошее впечатление от представленных работ.
Учитывая количество обратившихся за помощью на телефон доверия, можно предположить, что высокий процент удовлетворенных деятельностью службы связан с тем, что ребятам нравится идея о получении помощи на расстоянии, бесплатно и круглосуточно, у них появилась уверенность, что при необходимости им есть куда обратиться, где их всегда выслушают.
Подготовила
Алина АНДРЕЕВА