Документальный фильм ГТРК «Горный Алтай» занял первое место на всероссийском фестивале
В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 21 ноября Всемирным днем телевидения. В настоящее время голубой экран играет в мире огромную роль, влияя на формирование общественного мнения и на воспитание подрастающего поколения. ООН призывает тележурналистов отдавать предпочтение программам, посвященным образованию, просвещению и пропаганде общечеловеческих и культурных ценностей, толерантности, мира и расширению культурного обмена.
Приятно сознавать, что журналисты ГТРК «Горный Алтай» и здесь оказались в первых рядах. Документальный фильм «Бугузун», повествующий о сакральном аржане, недавно занял первое место на Всероссийском фестивале «Человек и вера».
Конкурс работ СМИ холдинг ВГТРК проводил уже второй раз. В Казани собрались десятки именитых журналистов со всей страны. Жюри высоко оценило работу Айсулу Кыйгасовой, присудив ей победу в номинации «Святые места России». Директор филиала ВГТРК ГТРК «Горный Алтай» Татьяна Кончева сказала: «Для нас это большая честь. Приятно, что Алтай россияне увидят с еще одной, новой точки зрения».
Режиссером проекта выступил Михаил Кулунаков. Оператор – Алексей Суйманаков, его ассистент – Евгений Туденев. Монтаж фильма выполнил Юрий Шандыбаев. Напомним, в прошлом году творческой группой в этом же составе была создана лента о первом руководителе республики Валерии Чаптынове.
Фильм «Бугузун» посвящен традиционным верованиям алтайцев о пользе целебных источников. Его составили истории местных жителей, приезжающих на аржан во время новолуния для лечения. Согласно преданию, дух источника в Бугузуне – 12-летняя девочка, к ней-то местные жители и паломники и обращаются с просьбами об избавлении от болезней.
Татьяна Кончева считает: есть такие священные, намоленные места, где человек, независимо от того, язычник он, христианин или буддист, если он относится к ним с должным уважением и благоговением, может получить благословение и избавление от физических недугов, которые, как известно, чаще всего идут от душевного состояния. Такие «места силы» были издревле известны предкам современных алтайцев, они есть практически во всех районах.
Прежде чем отправиться туда, человек должен пройти определенную подготовку – бай тудар, имеющую сходство с православным постом. Как призналась Айсулу Кыйгасова, члены съемочной группы тоже ее проходили перед отправкой в Кош-Агачский район.
Автор фильма считает, что творческий коллектив состоялся, все его участники теперь понимают друг друга с полуслова. Съемки далеко не всегда шли по заранее спланированному сценарию. Фильм стал жить своей собственной жизнью, и им самим уже приходилось подстраиваться под его «диктовку».
Нынешний проект отличает то, что он полностью соответствует канонам документалистики, тогда как прежние работы носили более публицистический характер. Фильм должен заставить зрителя остановиться и осмыслить свое место в этой жизни, задуматься, почему мы продолжаем поклоняться священным местам, несмотря на то что на дворе XXI век. «Мы привыкли смотреть на национальные обычаи через призму публичных мероприятий. Нам же больше хотелось интимности, мы старались показать личное отношение людей к сакральному», – отметила Айсулу Кыйгасова.
Михаил ГОВОРОВ