Как стать звездой

Дата:

Мы сидим на уютной кухне, мебель в которой изготовлена торгово-мебельной компанией «Victoria». Мой собеседник – генеральный директор этого предприятия. Заботливый сын и брат, любящий муж, отец двоих детей, внимательный тесть и довольно молодой дедушка очаровательной внучки Валерий Владимирович Дулин.

Мы говорим о его деле, о расширении клиентской базы, небольшом падении спроса в условиях кризиса. Валерий Владимирович делится планами на будущее. Вроде бы обычный разговор с обыкновенным предпринимателем. Необычно лишь одно: его стаж в инвалидной коляске – 20 лет.
– Женился рано, окончил техникум, у отца работал – строили, озеро хотели зарыблять. Планов громадье, и вдруг травма… Испуг, растерянность, отчаяние и одиночество. Как вспомню свои первые годы в коляске: Интернета не было, сотовых телефонов тоже, только стационарный. Ко мне, кроме родственников, не заходил никто. Столько было друзей – все как исчезли, я год сидел один. Никому не было дела. К тяжелым инвалидам, а если еще и на коляске, относились очень плохо, вернее, никак. Да их никто и не видел – сидели мы все по домам. Ни пандусов, ни памперсов, никуда нельзя было попасть, глухо, сплошное равнодушие и отмашки. В администрации района не знали, что делать с инвалидами, соцзащита делала вид, что занималась… То, что происходит сейчас, ни в какое сравнение не идет. Программы государственные разрабатываются по доступной среде, обеспечение ТСР на уровне. Колясочники из республики становятся чемпионами по спорту – о таком в то время даже не мечтали!
Валерий Владимирович рассказывал, а я вспоминала наше первое знакомство, когда мы с коллегой по ОИсД «Возрождение» пришли к нему домой. Он жил один. Не каждый вынесет такое, многие после травмы спивались, кто-то пытался расстаться с жизнью. Валерия спасала мысль о дочери и родителях. Тогда с первой женой он уже был практически в разводе, ребенка с ней оставлять было никак нельзя! Эти мысли его и заставляли двигаться вперед.
Мы с Тамарой Александровной Зиновьевой, председателем АРО ВОИ, буквально обманом «заманивали» его, как и большинство других участников, на семинар по философии независимой жизни и пониманию инвалидности, проходивший в рамках проекта «Преодоление». Тот семинар на базе санатория «Катунские зори» в 2001 году впервые собрал социальных чиновников республиканского и муниципального уровней и людей с инвалидностью за один стол. Разговор за этим столом был трудный, долгий, но очень полезный для обеих сторон. Это общение изменило многих и многое. И самое важное, пришло понимание, кто такой инвалид, что такое инвалидность и как со всем этим жить.
Валерий в качестве эксперта и водителя (продал квартиру, купил машину, сделал ручное управление) объехал всю республику, преодолевая сотни километров в день. Мы с ног валились, а он нас еще и поддерживал. Его уже начали показывать по телевизору, постепенно он становился звездой, так называемой «ролевой моделью». Жители отдаленных сел подходили к нему и просили разрешения потрогать его и его коляску, не веря, что по телевизору могут показать настоящего инвалида… Вот такое тогда было время.
Особенно запомнился мальчик из Улаганского района. У него коляска была в жутком состоянии, досталась от умершего инвалида. Его мама говорила, что у сына висит над кроватью вырезанный из газеты портрет Валеры… Новой коляски этот мальчик так и не успел дождаться… В Усть-Коксе участница семинара Светлана никак не соглашалась прийти на встречу. После тяжелой аварии несколько лет она не выходила из дома. После разговора с Валерием Светлана согласилась и даже впервые на коляске вместе с ним проехала по центру села, а потом дала интервью местному телевидению о своем понимании инвалидности…
С грустью вспоминал Валерий Владимирович о своей работе в Обществе инвалидов, как приходилось уговаривать прийти на мероприятие, как объяснял, что общественная организация не занимается оказанием материальной помощи и что решать проблемы надо сообща, в том числе и работая с властью, отстаивая свои права.
Общественная работа чаще всего не оплачивается. А семью кормить надо – он ведь мужик! На тот момент у Валерия уже была Валентина, не просто любимая и заботливая жена, а настоящий друг, вместе с ним разделяющая все его горести и радости. Подрастали дочь и сын. Обеспечение техническими средствами реабилитации, памперсами тогда оставляло желать лучшего. Валерий Владимирович взялся за этот пласт работы – поставку ТСР и абсорбирующего белья для людей с ограниченными возможностями здоровья. И делал это, надо сказать, качественнее, нежели другие коммерческие структуры, так как сам был экспертом в этом вопросе. Затем пришли планы по открытию мебельного цеха. Нашли заброшенное здание, провели небольшой ремонт, закупили оборудование. Когда уже начали работу – приехала комиссия из правительства.
– Юрий Васильевич Антарадонов сказал министру имущественных отношений: «Отдай помещение, видишь, они действительно работают!» Тот и отдал. Взяли мы в кредит миллион и пять лет выкупали здание…
Торгово-мебельной компании «Victoria» больше 10 лет. На предприятии созданы рабочие места для людей с инвалидностью. Но не все выдерживали требований, которые Валерий Владимирович предъявляет к своему окружению: работникам, близким, родным. Хотя самые строгие требования у него к самому себе. Я ни разу от него не слышала ни одной жалобы на жизнь, судьбу. А ведь что такое пролежни, гемодиализ, нарушение обмена веществ, Валерий, к сожалению, знает не понаслышке.
Уже несколько лет Валерий Владимирович оказывает помощь Храму сошествия Святага Духа в Майме. Он член Попечительского совета строящегося Храма Петра и Февронии в Горно-Алтайске. На мой вопрос, почему он это делает, улыбаясь отвечает: «Тянет…»
– О чем жалею? О том, что потерял много лет, надеясь встать на ноги. Мечтал выздороветь – все мысли были только об этом. Врачи говорили: занимайся – встанешь! Я и занимался по восемь часов в сутки, качался – здоровье раскачивал. Хотел свой спортзал для себя и таких же молодых пацанов. Врачи зря обманывают, наверное, не хотят «убивать» морально. Но так называемым «свеженьким» инвалидам как можно раньше надо понять, что можешь и не встать с коляски, а жить надо в любой ситуации и с любой травмой! Не существовать, а активно жить! Встраиваться, быстро адаптироваться, ведь времени у колясочников катастрофически мало. Сегодня надо делать, завтра может не наступить… А успеть надо многое!

Алёна Казанцева

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Предыдущая статья
Следующая статья

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Горно-Алтайске пройдет ежегодный фестиваль «Книга Алтая»

Одиннадцатый ежегодный фестиваль «Книга Алтая» пройдёт с 8 по...

«Манжерок» запустил специальный тариф для школьников

Всесезонный курорт «Манжерок» запустил специальный тариф для школьников. Акция...

Под счастливым числом

Сегодня, 29 марта, в Перинатальном центре Республики Алтай по...

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...