Ининский мост – чудо того времени

Ининский мост – чудо того времени

04.04.2016 0 Автор Журналист

Ининский_мост_01

31 марта 1936 года, 80 лет назад, были завершены строительные работы
по введению в эксплуатацию моста через Катунь
близ села Иня
Онгудайского района.

Ининский подвесной мост — памятник архитектуры, построенный по проекту Сергея Афанасьевича Цаплина, представляет интерес как первый двухцепной висячий мост на территории России. Основной особенностью конструкции является оригинальная система висячего моста, основанная на теории многоцепных висячих ферм. Общая длина моста по настилу — 142 м, пролёт над Катунью — 100 м. Пилоны высотой 21 метр представляют собой качающиеся железобетонные рамы. Цепи моста перекинуты через вершины пилонов и закреплены в анкерных плитах.
В 1934 году студент Московского автодорожного института Сергей Цаплин был отправлен на летнюю практику в район строительства Чуйского тракта. Со студенческой скамьи он увлекался теорией висячих мостов. В своей работе «Многоцепные висячие фермы» представил разработанный ряд новых и оригинальных систем висячих мостов. 26-летний пятикурсник, вдохновленный строительством дороги, показал главному инженеру строительства Анатолию Мирюкову свою дипломную работу — двухтросовый мост с фермами Гау-Журавского. Главному инженеру понравился студенческий проект, и он решил его осуществить на одном из сложных участков — 356-м километре Чуйского тракта, где дорога пересекала Катунь у деревни Иня. До постройки моста движение через реку здесь осуществлялось с помощью паромной переправы.
Строительство моста началось в декабре 1934 года. Цаплин сам претворял свой проект в жизнь, был главным инженером и начальником строительства. В подготовительных работах принимали участие местные жители, они отбирали для моста первосортную древесину лиственницы. Мост строили около 3000 заключенных седьмого отделения Сиб-
лага НКВД. На левом берегу на пригорке стоял огражденный колючей проволокой лагерь, а чуть выше располагалась охрана. Все работы велись вручную, люди руками натягивали тросы, крутили гайки. Канаты для моста скручивали на месте, прямо на льду застывшей Катуни с использованием задней оси грузового автомобиля. Всех заключенных обещали амнистировать после завершения работ, поэтому у моста было ещё одно название — «дембельский». Работы велись как днем, так и ночью при свете фонарей. В апреле 1936-го начались испытания объекта. Шесть автомобилей ЗИС с полным грузом от шести до восьми тонн медленно проехали с берега на берег. 1 мая 1936 года мост открыли.
Как и было обещано, наиболее активных строителей моста амнистировали. Но по дороге в Бийск автомобиль ЗИС-5, которым управлял водитель-стажёр, упал в обрыв. Погибли 27 человек.
Ининский подвесной мост был выведен из эксплуатации в сентябре 1970 года в связи с постройкой рядом нового железобетонного автомобильного моста. С 1994-го Ининский мост является памятником архитектуры и внесен в Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

По материалам Интернета и хронографа Республики Алтай