Игорь Яимов: «Россию всегда скрепляло единство нации»

Дата:

OLYMPUS DIGITAL CAMERAЭтим интервью мы открываем цикл публикаций, посвященных проблемам межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Алтай. Об особенностях их регулирования и задачах, которые в условиях новых вызовов, рождаемых современной политической ситуацией в России и мире, нацелен решать реформированный недавно указом главы региона Комитет по национальной политике и связям с общественностью РА, рассказал в интервью «ЗА» его руководитель Игорь ЯИМОВ.

– Игорь Эжерович, в чем, на ваш взгляд, состоит специфика межнациональных отношений в современной России?

– Начну с событий, уже ставших историей. Не секрет, что последние 25 лет в нашей стране проблематика межэтнических отношений как бы находилась в тени. После того как распался Советский Союз, в Российской Федерации было создано Министерство по делам национальностей, но вскоре его упразднили, распределив функции между другими структурами, хотя актуальность национального вопроса для страны, в которой проживают представители 192 национальностей, никто не упразднял.
После событий «крымской весны» была предпринята попытка экономической изоляции России путем введения санкций, что привело к определенным трудностям экономического и социального развития страны. Однако те же события привели и к наивысшему патриотическому подъему у россиян. Думаю, мы пока недооцениваем важность этого исторического момента. Впервые с тех пор, когда произошла геополитическая катастрофа, приведшая к развалу СССР, люди сбросили с себя униженное состояние, ставшее незаживающей раной для всех родившихся во времена, когда мы могли гордиться величием своей страны. Впервые за долгое время эти патриотические чувства у нас всколыхнулись вновь.

– Президент России Владимир Путин отождествил патриотизм с той самой главной национальной идеей, которую страна искала последние десятилетия…

– Действительно, патриотизм объединял наших сограждан всегда – и при царях, и в советские годы. Это понятие не зависит от политического и экономического строя. Цивилизация остается та же. В самые тяжелые времена в России, по сути, не было межнациональных, межрелигиозных войн. Россию всегда скрепляло единство нации. Надо сказать, сегодня в нашем обществе наметилась важная тенденция: в массе своей мы готовы пережидать и терпеть экономические трудности, разделяя их со своей страной. Ведь расходы на Крым и военные действия в Сирии, режим санкций – все это сильно ударило по экономике государства.
Сохранению национального единства призвана способствовать новая Стратегия государственной национальной политики, рассчитанная до 2025 года, реализацией которой занимается созданное в прошлом году Федеральное агентство по делам национальностей.

– Должно быть, именно возросшей важностью темы межнациональных отношений вызвано создание в правительстве региона структуры, чьей основной задачей является их позитивное развитие?

– Да, это не простое переименование. Александр Бердников своим указом о реформировании комитета подчеркнул, что национальная политика является для республики важнейшим приоритетом. Согласно последней переписи населения, на территории нашего региона проживают представители 91 национальности. Если мы не учтем проблемы на почве межнациональных отношений, последствия могут оказаться непредсказуемыми.

– А какой вы видите другую сторону деятельности комитета, касающуюся общественных объединений?

– В республике на сегодня зарегистрировано более 490 общественных организаций. Конечно, многие существуют лишь на бумаге, но и реально действующих немало. Как бы государство ни заботилось о населении, у этой работы всегда будут недостатки. Поэтому так важен конструктивный диалог с гражданским обществом. Он необходим, чтобы знать, что о тех или иных решениях власти думают люди. Становится очевидным: прежняя практика, когда государство все решало и само оценивало эффективность своих действий, изжила себя. Когда заработает общественный контроль, к чему мы стремимся, у людей появится понимание: от нас тоже зависит, какой будет наша жизнь.
Надо понимать: есть две разновидности общественных организаций. У одних критика нацелена на то, чтобы вопрос был решен, они высказывают дельные предложения, привлекают людей, глубоко знающих суть проблем. Другие по разным причинам – прежде всего политическим – заведомо не хотят слышать власть, ставят ей условия, которые ни по здравому смыслу, ни по законодательству реализованы быть не могут. Их цель всегда провокация, желание путем демагогии поставить под сомнение уважение граждан к правительству и региональным властям.
Примеров по нашей республике, когда какие-то группы лиц пытаются добиться политических «дивидендов», политизируя ситуацию с проектами и решениями, осуществляемыми для улучшения условий жизни населения, увы, немало. Задача же нашего комитета состоит в том, чтобы организовать взаимодействие власти и населения, усадить стороны за стол переговоров, чтобы они услышали друг друга.

– Какие задачи ставит комитет в части регулирования межрелигиозных отношений?

– У нас уникальный регион в смысле национального и религиозного состава населения. В настоящее время в республике действуют 53 религиозные организации: 28 православных, восемь мусульманских, четыре буддистских, семь евангелистских, три – адвентистов, по одной – католиков, пресвитериан и свидетелей Иеговы. Мы исходим из того, что в российской цивилизации центральная роль принадлежит русскому народу, русскому языку.
Среди основных конфессий сформировался очень высокий уровень терпимости друг к другу. Тем не менее если постоянно провозглашать, что у нас все хорошо, рано или поздно проявится негатив. Данную проблематику необходимо постоянно сопровождать – в отношении кадровой политики, при проведении массовых мероприятий и т.п. Как мы знаем, случается, в Интернете отдельные граждане высказывают идеи национализма, религиозной нетерпимости и даже нацизма. За этим необходимо следить.

– Но ведь проблема религиозной нетерпимости у нас существует и за пределами интернет-пространства?

– Конечно. Помимо перечисленных мной религиозных групп у нас имеются и незарегистрированные. К ним относится, к примеру, исповедующее традиционные верования движение «Ак Jaн» – так называемая Каракольская группировка.
Как ни парадоксально, члены этого движения – земляки многих деятелей, стоявших у истоков возрождения буддизма на Алтае, и даже состоят с ними в близкородственных связях. То есть в данном случае нельзя сказать, что разделение существует издревле.
Суть проблемы в том, что сторонники этой организации занимают непримиримую позицию по отношению к религиозным взглядам других алтайцев и твердо убеждены, что только они знают истину.
У нас было несколько попыток провести с ними семинары и другие мероприятия – они не слушают… Но ведь говорить, что исторически буддизма не было на территории Горного Алтая, нельзя, этот факт известен любому религиоведу, это подтверждают находки археологов. Наш государственный праздник Чага байрам значим для многих поколений представителей алтайского народа, однако актяновцы не обращают на это внимания – пишут петиции, собирают подписи за его отмену.
На самом деле все просто: сам ты можешь верить во что угодно, но навязывать в агрессивной манере свое мнение другим, совершать иные недопустимые с точки зрения закона действия – это уже экстремизм.
Имеются ведь и факты вандализма: был срублен Поклонный крест, разбита буддистская ступа. Звучали оскорбительные высказывания в адрес известных людей. Все это говорит о том, что эти люди недуховны. Умеренность, степенность, почитание старших и другие черты, традиционно отличавшие наш народ, им чужды.
Многие не хотят обращать внимания на подобные сектантские объединения, но такая позиция лишь порождает ощущение безнаказанности. Являясь, по сути, агрессивными меньшинствами, секты противостоят единству народа, разобщая людей.

– Как должна действовать по отношению к ним власть?

– Представители всех уровней власти должны понимать: если деятельность какой-либо религиозной организации приводит к розни, деструктивным явлениям, с ней нужно работать – в рамках закона, разумеется. В первую очередь это касается местных властей. Именно они должны быстро реагировать, когда на территории поселения появляются «агитаторы» или кто-то начинает строить ритуальный объект. В случае необходимости приглашать участкового инспектора, устанавливать личности людей, проверять распространяемые ими материалы и т.д. Горный Алтай – место притяжения для многих, поэтому органы власти должны вести себя как хозяева своей земли.

– Стало известно, что по инициативе главы республики в нынешнем Доме печати в Горно-Алтайске будет создан Дом дружбы народов. Раскроете подробности?

– Это решение также продиктовано задачами по обеспечению народного единства, которые ставит перед нами руководство страны. Идея собрать под одной крышей представителей разных национальностей продиктована желанием сделать так, чтобы каждый житель региона, независимо от этнической и религиозной принадлежности, ощущал свою причастность к великой России.
В Доме дружбы народов разместятся орган власти – наш комитет, координирующий межнациональную политику в республике, а также «приводные ремни» этой политики – общественные организации, включая национальные объединения алтайцев, казахов, русских, казачества и т.д. В их распоряжение предоставим зал и офисы для проведения мероприятий. Также там будут работать специалисты, оказывающие консультационную помощь общественникам при написании ими грантов: как известно, эта форма финансовой поддержки позволяет организациям вести свою деятельность.

– Игорь Эжерович, в завершение – несколько слов в связи с отмечающимся в этом году 25-летием республики. Как вы оцениваете пройденный путь?

– Так получилось, что я с первых лет существования республики трудился в составе представительной, а затем исполнительной власти региона. Могу сказать свое мнение: как в России благодаря президенту Путину была укреплена государственность страны, так и в Республике Алтай за истекшие годы произошли разительные перемены к лучшему. Последние десять лет стабильность власти стала, на мой взгляд, ключевым фактором развития нашего региона и страны в целом. Так бывало и в прежние времена – расцвет всегда приходился на периоды стабильности, а частая смена власти отмечала «смутные времена». Для нас залогом успеха стала эффективная совместная работа двух руководителей – Александра Васильевича Бердникова и Ивана Итуловича Белекова, позволившая добиться очень серьезных результатов в восстановлении инфраструктуры, социальном строительстве, культуре. Именно благодаря их тандему Горный Алтай стал полноценным регионом и туристическим брендом, известным по всей стране.

Беседовал
Алексей МИШИН

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...