Вопросы о дорогах, их ремонте и строительстве так и не теряют своей актуальности, остро звучат из уст населения почти на всех встречах с органами власти. Накануне выборов в Госдуму для кандидатов в депутаты тема дорог и вовсе стала одним из главных инструментов воздействия на электорат: среди них немало тех, кто горячо критикует бездействие чиновников, изо всех сил стараясь убедить избирателей в своих возможностях изменить реалии, не пренебрегая в том числе популистскими заявлениями. Тем не менее проблема, надо признать, существует. В нашем регионе, где, кроме автомобильного, других путей сообщения нет, её решение имеет глубоко социальное значение. Именно на машинах людям в населенные пункты доставляются продукты, лекарства, топливо, стройматериалы, в общем, всё необходимое для полноценной жизни. Кроме того, от качества дорог, их безопасности зависит возможность организовать регулярные автобусные маршруты. Мы попросили прокомментировать ситуацию депутата Республики Алтай, председателя Комитета Госсобрания по финансовой, налоговой и экономической политике Сергея ЕФИМОВА.
— Сергей Александрович, какие перемены ожидаются в дорожной отрасли республики? Когда наши дороги обретут достойный, надлежащий вид? Речь идет, как вы понимаете, о региональных и муниципальных дорогах.
— Действительно, вопросы дорожного строительства в нашем регионе сегодня стоят очень остро. Содержание и ремонт дорог – довольно дорогостоящие мероприятия, не говоря уже о возведении новых, и республике навряд ли удастся самостоятельно решить эту проблему. Однако подобные трудности стоят не только перед нашим регионом, они, можно сказать, повсеместны в стране. Федеральный центр уже довольно долгое время изучает возможности исправить положение. Так, например, Президент России в свое время внес предложение направлять часть доходов от акцизов на топливо в региональные дорожные фонды, а все средства этих фондов тратить только на капитальный ремонт дорог.
Сейчас в парламенте готовится к обсуждению проект республиканского бюджета на следующий год, где как раз дорожная тема одна из главных, поскольку она волнует почти всех избирателей.
Депутатский корпус рассматривал этот вопрос на майской сессии. По итогам обсуждения нашим сенаторам было рекомендовано, чтобы они учли и защитили интересы республики при распределении средств Федерального дорожного фонда. Конечно, мы все надеемся, что после выборов депутаты Госдумы от нашего региона активно подключатся к решению «дорожных» вопросов. Нам надо увеличивать региональный фонд. Без финансов ничего не сделать. Сегодня собственные доходы республиканского бюджета не позволяют направлять серьезные суммы на развитие дорожной сети. Вместе с этим есть надежда, что со строительством большого газового трубопровода у нас появятся дополнительные финансовые ресурсы, на которые мы сможем качественно выстраивать логистику по перемещению грузового, легкового и пассажирского транспорта.
— Ну раз затронута тема пассажирских перевозок, то, как вы считаете, закрыта ли на сегодня потребность населения в регулярных автобусных маршрутах по региону?
— Конечно нет. Плохое состояние дорожной сети не позволяет полностью обеспечить жителей услугами регулярных пассажирских перевозок. По направлениям в такие сибирские города, как Барнаул, Новосибирск, Томск, и другие система более или менее налажена. Однако в отношении высокогорных районов так говорить пока не приходится.
Вообще организация регулярных автобусных маршрутов внутри республики всегда находится на контроле органов власти.
Но межмуниципальное автобусное сообщение – только одна сторона проблемы. Сегодня мы сталкиваемся с другой и не менее острой: в Горно-Алтайске нет низкопольного общественного транспорта, а в нем нуждаются маломобильная категория граждан, люди с инвалидностью, мамы с колясками и т.д.
Чтобы запустить низкопольный автобус, нужны качественные дороги. Это о чем говорит? В настоящий момент необходима совместная программа для Горно-Алтайска и Маймы, где всё четко, пошагово было бы прописано, чтобы в конечном итоге наши люди могли свободно пользоваться услугами таких автобусов и передвигаться куда им нужно.
Следует отметить, что парламентом РА в марте 2016 года был принят Республиканский закон «О регулировании отдельных вопросов в сфере организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Республики Алтай». В статье 3 данного закона среди других полномочий Правительства РА указано требование об обеспечении инвалидов условиями именно для беспрепятственного пользования автотранспортом.
Поэтому в конце 2016 – начале 2017-го планируется решить вопрос о расширении городского автобусного парка путем приобретения низкопольного транспорта.
— Сергей Александрович, пользуясь случаем, задам ещё один вопрос. Как вы прокомментируете информацию о том, что автовокзал в Горно-Алтайске якобы будет закрыт?
— Горно-Алтайск – это столица Республики Алтай и единственный город в нашем регионе. Без автовокзала он просто не может существовать. Поэтому сразу скажу, что информация о закрытии вокзального комплекса в столице нашей республики абсолютно неверна. Мало того, доводы, которые приводились недавно в СМИ относительно сложившейся ситуации, тоже не соответствуют действительности. Поэтому хочу пояснить, что автовокзал в Горно-Алтайске как работал, так и будет работать дальше. Собственником имущества автовокзала является ООО «ПАТП» («Пассажирское автотранспортное предприятие»). У ПАТП на сегодня три учредителя – Д.С. Ефимов, А.А. Арепьев и К.Ю. Криворученко, которые вот уже долгое время не могут договориться о кандидатуре на должность директора. В результате предприятие не может развиваться.
Мы, как орган власти, несем ответственность перед населением за любые действия, в том числе за качество дорог и обеспечение жителей региона пассажирскими перевозками. Поэтому совместно с правительством республики ведется постоянная работа над тем, как помочь предпринимателям, особенно тем, кто ведет такой социально ответственный бизнес, как организация регулярных пассажироперевозок, путем предоставления субсидий и прочего.
Поскольку автовокзал расположен на территории Горно-Алтайска, есть смысл рассмотреть варианты частно-государственного партнерства, а дельные предложения закрепить в отдельной программе, в которой прослеживалась бы стратегия дальнейшего комплексного развития сети регулярных пассажирских перевозок и автовокзала.
Беседовала Н. МАНЫШЕВА