Возродить историческое место

Возродить историческое место

15.09.2016 0 Автор Администратор

2Общественности представили проект реконструкции усадьбы Григория Ивановича Чорос-Гуркина в Аносе

8 и 9 сентября в Национальном музее имени А.В. Анохина и в селе Анос Чемальского района прошли презентации проекта по воссозданию исторического облика музея-усадьбы Г.И. Чорос-Гуркина, в которых приняли участие заместитель министра культуры Артур Марлужоков, директор музея Римма Еркинова, ученые, дизайнеры, представители республиканской общественности.

Григорий Иванович жил и работал в Аносе с 1903 по 1937 год. Усадьба художника состояла из жилого дома, художественной студии-мастерской, шестигранного алтайского аила, флигеля, дома для гостей, амбара, бани, пригона для скота, омшаника, пруда, арыка, сада, огорода, изгороди и других строений. Общая площадь усадьбы согласно архивным материалам и фотодокументам составляла 1 гектар 10 соток.
Благодаря Чорос-Гуркину Анос стал своеобразным культурным центром не только Алтая, но и Сибири. Сюда приезжали Г.П. Потанин, В.Я. Шишков, Г.Д. Гребенщиков, А.В. Анохин, художники из Новосибирска и других городов России. Здесь с большим успехом проходили «Аносские вечера», прослушивались музыкальные произведения А.В. Анохина, готовился к изданию «Аносский сборник» Н.Я. Никифорова под редакцией Г.Н. Потанина, просматривались цветные фотографии и диапозитивы с видами Алтая талантливого фотографа С.И. Гуркина, работала первая публичная библиотека. В мастерской демонстрировались законченные произведения художника, а в 1930 году открылась выставка картин для туристов и гостей Алтая. В Аносе обсуждались вопросы политического, экономического и культурного строительства будущей национальной автономии Горного Алтая – прообраза Республики Алтай.
В 1937-м после ареста и расстрела Г.И. Чорос-Гуркина усадьба и имущество художника были конфискованы и переданы колхозу им. Кирова. Мастерскую на время заняла Ойротская художественная школа. Во время войны мастерская, шестигранный аил и хозяйственный двор были разобраны на дрова, жилой дом и сад переданы Аносской средней школе.
С 1956-го после формальной реабилитации Чорос-Гуркина трижды, в 1957, 1982 и 1989 годах, предпринимались попытки восстановить усадьбу, но все они потерпели неудачу, так как имя художника по-прежнему оставалось под запретом.
В 1992-м на доме мастера была установлена мемориальная доска. В 1996-м постановлением Государственного Собрания – Эл Курултай РА дом-усадьба Г.И. Чорос-Гуркина внесен в Перечень особо ценных памятников истории и культуры Республики Алтай.
На территории усадьбы к 2000 году сохранились мемориальный дом, фундамент мастерской и часть сада. В 2005-м в целях сохранения, изучения и популяризации наследия выдающегося алтайского художника, общественного деятеля, основателя современной государственности Горного Алтая вышло постановление Правительства Республики Алтай, согласно которому музею-усадьбе придан статус филиала Национального музея. Торжественное открытие филиала состоялось 12 января 2006-го, в день рождения художника.
Годом ранее на основе биографических материалов и фотодокументов была составлена Концепция создания и развития музея-усадьбы. Она предполагала полную реконструкцию исторического облика объекта – реставрацию мемориального дома, воссоздание мастерской, шестигранного аила, флигеля, сада, пруда, пасеки, амбара, ограды и ворот на исторических местах, разработку историко-архитектурного плана охранной зоны, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, охраняемого природного ландшафта, создание культурно-досуговой и туристической инфраструктуры, открытие галереи картин Г.И. Чорос-Гуркина, временных выставок современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, разработку развлекательных программ, экскурсионных и туристических маршрутов и экологических троп в окрестностях Аноса, связанных с жизнью и творчеством нашего выдающегося земляка. Планировалось также создание малокомплектного гостиничного комплекса для обслуживания туристов и реализации замысла Г.И. Чорос-Гуркина – организации творческих мастерских для художников, которые могут возродить значение Аноса как одного из культурных центров Алтая и Сибири.
К настоящему времени реконструированы исторический интерьер мемориального дома, шестигранный аил, мастерская художника, произведен монтаж экспозиций, разработан историко-архитектурный план охранной зоны, зон регулирования застройки, хозяйственной деятельности и охраняемого природного ландшафта. На базе филиала проходят научно-практические конференции «Аносские встречи», «Г.И. Чорос-Гуркин и современность» с участием художников, ведущих музееведов и искусствоведов России.
Директор Национального музея Римма Еркинова в 2011 году была удостоена Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» за разработку музейного мемориального проекта.
В условиях экономического кризиса в стране произошло сокращение бюджетных расходов, которое серьезно сказалось на объемах финансирования культуры и искусства. Из-за сокращения бюджетного финансирования была отложена реализация ряда значимых проектов, в том числе и дальнейшие восстановительные работы в музее-усадьбе.
В поисках дополнительных средств Национальный музей принимал участие в различных грантовых конкурсах. В итоге распоряжением Президента РФ от 23 марта 2015 года был выделен грант на осуществление проекта.
Техническим заданием предусмотрены археологические и архитектурные исследования, точечные фрагментарные раскопки культурного слоя, выполнение чертежей, концептуального предложения по разработке и развитию рекреационной части музея-усадьбы, архитектурной концепции зданий мастерских, выставочного зала, конференц-зала, гостевого комплекса, реновация музея и другие работы.
Исполнителями проекта являются Национальный музей имени А.В. Анохина, Горно-Алтайский государственный университет и Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. В ходе презентаций представители этих учреждений доложили о проделанной работе.
Заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории ГАГУ кандидат исторических наук Александр Эбель рассказал о предварительных результатах археологических изысканий, проведенных в Аносе с применением новых геофизических методов в июле — августе текущего года. В ходе работ, в которых в рамках полевой практики участвовали студенты исторического факультета, на территории усадьбы были найдены остатки строений и водоемов. Полученные результаты исследователи тщательно соотносят с воспоминаниями современников Чорос-Гуркина, старыми фотографиями и рисунками, чтобы облик восстанавливаемой усадьбы оказался в итоге максимально аутентичным.
Преподаватель кафедры «Художественное проектирование интерьеров» МГХПА им. С.Г. Строганова Александра Горлицына и дипломант кафедры «Дизайн интерьера» Ксения Худякова представили собравшимся проект музейно-гостиничного комплекса. Он включает две части – мемориальную, на которой располагаются исторические постройки и сооружения музея-усадьбы, и рекреационную (гостинично-выставочную). Как отметили выступавшие, при разработке проекта в планировку было заложено этническое начало и учтены все особенности сакрального для местного населения места.
Александра Горлицына отметила сложность проекта в части создания на соседней с усадьбой территории творческого культурного центра, включающего выставочный зал и гостиничный комплекс. В основу проектирования был положен принцип создания «творческих дач» художников, такие действуют, к примеру, в Вышнем Волочке, являясь центрами притяжения культурной общественности. Таким образом, будет реализована идея Григория Чорос-Гуркина, в свое время мечтавшего о создании в Аносе подобного места для общения творческих людей.
Ксения Худякова поведала подробности о том, что будет представлять собой комплекс после реализации проекта, сопроводив свой рассказ показом слайдов. По ее словам, там будет сооружена хорошая парковка, появятся ресторан и столовая с французскими окнами в том же стиле, что и в мастерской Григория Ивановича. В гостинице будут предусмотрены номера как хостельного типа (на шесть — восемь человек), так и обычные одноместные. Помещения, предназначенные для художников, будут располагаться в двух ярусах (жилые комнаты и мастерские).
Римма Еркинова рассказала, что реализацию проекта решено начать именно с рекреационной части, учитывая популярность Чемальского района, и в частности Аноса, у приезжих. Римма Михайловна также поделилась планами расширения территории комплекса и привлечения к участию в реализации проекта инвесторов.
1 3

Евгений Парамонов
Фото автора