«Балыкча – моя вторая родина»

Дата:

20161012_093141-1Сегодня очень хочется рассказать об одной удивительной женщине, с которой мне недавно довелось познакомиться, когда я находилась в командировке в Улаганском районе.

Живет она в селе Балыкча, что расположено менее чем в десяти километрах от южной оконечности нашего легендарного Телецкого озера. Она пенсионерка. Зовут её Мария Санатовна Туянина. Сейчас ей идет 82-й год. Однако это нельзя однозначно утверждать. Как рассказала моя новая знакомая, дата её рождения, по свидетельству очевидцев, приходится на 1933-й. Но в то время к записям о новорожденных и вообще к регистрации граждан отношение было весьма безответственное. Поэтому можно представить, какой беспорядок был в составленных документах. То год запишут не тот, то имя и т.д. Мало того, родители могли не спохватиться и месяц, и два, а то и несколько лет. Получилось так и с Марией Туяниной. Заметка о том, что она появилась на свет, возникла лишь в 1935 году. С того момента и ведется отсчет её возраста и в целом её большого жизненного пути.
Родом Мария Санатовна из села Куюм Элекмонарского (ныне Чемальского) района. В 1941-м отца призвали на фронт. С войны он вернулся в 1946-м, однако ему не пришлось долго пожить, он умер в начале 1950-х. Мама осталась с четырьмя детьми на руках. У Марии были два брата и сестра.
Когда Маша окончила четыре класса в Урлу-Аспакской школе, семья переехала в Сайдыс, там она продолжила обучение. Тогда дети сильно тянулись к знаниям, хотя возможности были далеко не у каждого. После семилетки девочку привезли в Областную национальную школу, где она проучилась с восьмого по десятый класс. Их выпуск был одним из первых в ОНШ. Память хранит очень яркие воспоминания о том времени. Мария Санатовна в нашей беседе живо называла имена ребят, с которыми особенно дружила, среди них Каляскар Кусков, Лиза Емельянова, Коля Куранаков, Женя Чечегоева, Василий Яндиков, Лена Чичинова, Лёня Бабаев и другие.
– Национальную школу я еле окончила, три раза уезжала домой, не потому, что была слабой ученицей, мне хотелось помогать маме – ей трудно жилось. Но она отправляла меня обратно в город, уговаривая, что надо доучиться, – вспоминала Мария Санатовна о школьных годах. – Когда однажды снова сбежала и приехала в деревню, за мной следом прибыл директор Василий Константинович Плакас. Он долго беседовал со мной, не ругал, а объяснял и убеждал. Только после этого разговора я оставила идею бросить учебу и вернулась.
Василий Константинович был талантливый педагог. К каждому ребенку мог найти подход. Нас он научил играть на гитаре, танцевать вальс.
В детстве я была озорной, непоседливой. Часто с мальчишками играла в футбол. Нигде не могла спокойно находиться. Бывало, попадалась директору, а тот схватит меня за ухо и обязательно усадит на стульчик, мол, остынь, да ещё приговаривал: «У меня у самого дома таких же четыре поросенка». Надо представить, как я выглядела, раз он меня так называл (моя собеседница засмеялась). Дети из районных центров были более воспитанными, грамотными, не то что мы, из глубинки!
Одежды особой не было. Как-то специально для меня в школе сшили штаны, чтобы я могла наравне с мальчиками пинать мяч. Для этого нашлись разноцветные куски ткани, из них и была моя обновка, которой я очень обрадовалась.
Но вот настала пора выбирать будущую профессию. Куда пойти, где учиться дальше? Представлений не было, а подсказать некому, продолжила свой рассказ Мария Санатовна. У неё была школьная подруга Анастасия Чунижекова, которая решила учиться в педучилище. Маша за компанию с подружкой тоже пошла с документами в это учебное заведение. Но, войдя в здание, почувствовала: что-то пришлось не по душе, не понравилось – и она развернулась…
Куда теперь? На примете было медицинское училище. Направилась туда. Сдала документы, но вскоре раздумала:
– Когда я пришла в медучилище, там сильно пахло свежей краской. Я подумала, что там всегда стоит такой запах, а его не выношу. Поэтому решила: не-ет, здесь я точно не буду учиться. Директор ещё пыталась остановить меня.
Юная девушка, совсем не блиставшая знанием русского языка, решила попытать счастья на филологическом факультете в педагогическом институте. Она и ещё три её приятельницы – Александра Тыбыкова, Юлия Кызымаева и Маша Кыстаева – подали заявления в приемную комиссию вуза.
Мария Туянина очень любила поэзию Владимира Маяковского, несколько его произведений знала наизусть. На вступительных экзаменах ей посчастливилось: достался билет с заданием о творчестве поэта В. Маяковского.
Среди членов экзаменационной комиссии были её школьная учительница Нина Николаевна Суразакова и молодой ученый Сазон Саймович Суразаков. Декламируя стихи, от волнения Мария вдруг подзабыла последние строки и тут же сымпровизировала. На что Нина Николаевна сделала замечание: «Маша, Маша цыганынды токтот!.. (Маша, Маша, не разводи цыганщину!..)».
И сочинение, и все устные предметы были сданы успешно – на 4 и 5. Так Мария Туянина стала студенткой пединститута. Съездила домой на остаток каникул, которые провела на заготовке сена и дров.
Осенью, вернувшись в город, поселилась на квартире, потому что плату за жилье брали продуктами, а не деньгами. Из еды были в основном картошка и талкан, негусто, но этого хватало, рассказывала Мария Санатовна.
Четыре года учебы прошли быстро. В 1957-м дипломированного учителя-филолога уже направили было работать в Шебалино. Как вспоминала М. Туянина, собрался целый «консилиум» педагогов: С.С. Суразаков, С.С. Каташ, Н.Н. Суразакова, Т.М. Тощакова, З.Д. Кайгородова вместе думали, куда же лучше определить молодую учительницу. В конце концов решили, что правильнее будет, если она поедет в Челушманскую долину, в Балыкчу.
Впереди предстояло невиданное путешествие.
Вместе с собой Мария забрала младшего шестилетнего братишку. Их сопровождал старший брат. Сначала они через Бийск добрались до Артыбаша. Там десять дней ждали судно, на котором должны были плыть до впадения Челушмана в Телецкое озеро, около 80 километров. Пришла баржа, погрузились и отчалили, по большому счету, к неведомой судьбе. Этот первый в жизни дальний путь запомнился штормом с шестиметровыми волнами и бочкой, стоявшей на палубе, которая была доверху наполнена тайменем…
Прибыли на место. Мощная река Челушман и высоченные горы покорили сразу. Весьма благоприятным оказался и местный климат, чем-то схожий с Чемальским. Здесь превосходно ещё в те годы было развито садоводство.
Чалчик Чунижеков, Соломея Чульчекова, Прасковья Чокова встретили выпускницу пединститута. Мария Санатовна тогда заметила, что если на её родине основной пищей была картошка, то тут всех гостей угощали вкусным, горячим, а главное сытным, чаем с талканом.
Не могла не нарадоваться, когда узнала, что среди балыкчинцев есть и её земляки Семен Чотпорович Чумакаев и Лидия Иннокентьевна Улагашева.
Старший брат довез сестру и братишку и, не сказав ни слова, потихоньку отправился назад домой. Только потом Мария Санатовна узнала, что он сто километров до Кату-Ярыка вместе с почтальоном шел пешком, а оттуда их забрали и увезли на лошадях в Улаган.
Конечно, она поняла его поступок, ведь младшие так просто не остались бы здесь, стали бы проситься вместе домой…
Деваться было некуда. Пришлось помаленьку обустраиваться. Молодой учительнице выделили небольшой домик. С собой она привезла только чемодан из фанеры, который ей смастерил товарищ отца её подруги Саши Тыбыковой Михаил Петрович Тельденов. А чемодан был набит книгами, в основном методической литературой. Поэтому первое время спали с братиком на полу, ели на приспособленном столике.
Надо сказать, что Балыкчинская школа была третьей по счету, что открылась в Горном Алтае. Знаменательна и история этого села, связанная с деятельностью Алтайской духовной миссии. Так что народное просвещение для местных жителей совсем не являлось диковинкой. Мало того, Мария Санатовна в течение одного года обязана была пройти стажировку. В неделю она вела по два урока русского и алтайского языков, по одному – русской и алтайской литературы.
В молодые годы в дополнение к своим предметам проводила уроки физкультуры. В теплое время года обязательны были легкая атлетика, футбол и другие активные игры, зимой, как полагается, – лыжи и коньки. Каток заливали сами. Осенью, когда река мелела, залив чистили от камней и веток. А с наступлением холодов вода постепенно прибывала, превращаясь в гладкий лед. Там и катались.
– Устраивали лыжные гонки. Как-то соорудили трамплин. Это была моя идея, – рассказывала Мария Туянина, – мне хотелось, чтобы дети учились не бояться препятствий, получали навык. А у меня спросили: «Вы хоть сами-то умеете прыгать с трамплина?» -«Конечно!» Хотя ни разу в жизни даже не пробовала. Первой прыгнула и завалилась набок, тут же поднялась, быстро отряхнулась, говорю: это не считается, сейчас будет вторая попытка… Так и пошло дело.
В трудовой книжке Марии Санатовны Туяниной, можно сказать, всего одна запись: «Принята на работу в 1957 году». Вторая, от 14 августа 1974-го, связана с преобразованием школы из семилетней в полную среднюю. Последняя отметка сделана в 1997-м: «Уволена в связи с уходом на пенсию». Своей любимой профессии она посвятила 40 лет. Её труд отмечен разными государственными наградами, почетными грамотами и благодарственными письмами.
Что значит быть учителем в школе в период активного строительства социализма в нашей стране? Это не просто уроки. В первую очередь это огромная, колоссальная общественная работа, результатом которой должно было стать воспитание поколения будущего – коммунистической молодежи. Марии Санатовне довелось быть старшей пионервожатой, председателем месткома ВЛКСМ, в течение десяти лет – секретарем парторганизации, она постоянно входила в состав родительского комитета школы. Мало того, всегда была участницей общественно-политических мероприятий не только в ставшем для неё родном селе, но и в районном центре. Пленумы, собрания, конференции не проходили без её участия. Часто ездила с концертами самодеятельности: ставили пьесы, пели песни, танцевали… Каждый месяц преодолевала на лошади стокилометровый путь до Кату-Ярыка, а затем на перекладных добиралась до Улагана. С 1972 года появилось авиасообщение, и в Балыкчу стал летать вертолет. А в 1980-х через перевал построили дорогу.
Мария Санатовна прожила в Балыкче без малого 60 лет. Жителей села она называет своими детьми, ведь они все сидели за партами на её уроках, а она учила их, воспитывала, растила…
Здесь, в Балыкче, Мария Санатовна обрела и свое семейное счастье. С мужем Николаем Якимовичем Бельчековым они вырастили троих сыновей и дочь. Дети давно повзрослели, живут в разных уголках страны. Они подарили родителям шестерых внуков, двух внучек и двух правнуков.
Жизнь скоротечна, так случилось, что в прошлом году не стало её супруга, а ещё годом ранее трагически погиб младший сын. Память о них Мария Санатовна бережно хранит.
Натруженные руки видели многое. Ей хорошо знаком обычный сельский труд. Вот и наша встреча произошла в перерыве, когда она копала картошку в огороде.
Односельчане рассказывают, что эта бабушка очень непоседлива. Никогда не остается в стороне от общих дел. В будни её можно встретить и в магазине, и в сельсовете, и в школе. Пожилую учительницу знают и уважают все.
Среди рядовых жителей в селах нашей республики встречается очень много достойных и интересных людей, посвятивших себя большим делам нашей великой страны. И Мария Санатовна Туянина одна из них.

Наталья МАНЫШЕВА

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Курорт «Манжерок» вошел в Книгу рекордов России

Всесезонный курорт Сбера «Манжерок» вошел в Книгу рекордов России,...

В Чое дали старт весенним субботникам

В райцентре Чойского района единороссы и сторонники партии дали...

Алтайское республиканское УФАС включило барнаульскую строительную компанию в РНП из-за срыва нацпроекта

ООО «ГазТеплоСнаб» не справилось с контрактом в Горно-Алтайске. Решение было...

Спортсмен региона — победитель всероссийских соревнований по джиу-джитсу

Спортсмен из Республики Алтай стал победителем всероссийских соревнований по...