20 февраля отметил свой 55-й день рождения известный певец и сказитель, заслуженный артист Российской Федерации и Республики Алтай, исполнитель традиционного алтайского горлового пения и эпоса Болот БАЙРЫШЕВ. В преддверии этой даты и близящегося главного российского мужского праздника мы взяли интервью у нашего именитого земляка.

— Болот, для многих артистов юбилей – это повод подвести итоги. А вы не планировали какой-то творческий отчет?

— В конце прошлого года я подумывал дать в феврале концерт, даже собирался пригласить выступить на нем своих знакомых исполнителей из Эвенкии, Якутии, Москвы. Но в последние месяцы столько суеты, столько дел, все время расписано… Да и расходы на прием гостей потребовались бы немалые. Сейчас есть социальные сети, в которые я постоянно выкладываю материалы о своих поездках и выступлениях. Там мой отчет. Я ведь действительно считаю это своей миссией – представлять культуру Горного Алтая во всех уголках мира. Поклонники, интересующиеся моим творчеством, живущие не только в России, но и за рубежом, всегда в курсе того, чем я занимаюсь.

— За последние годы ваши творческие приоритеты остались прежними или что-то изменилось?

— С тех пор, как только начал свою творческую карьеру в ансамбле «Алтай», я очень много езжу с выступлениями. С каждым годом мне открывается что-то новое. В наше время нельзя останавливаться, нужно идти с ним в ногу, постоянно развиваться. Лишь одно остается неизменным – моя любовь к родной земле, Горному Алтаю и нашей самобытной культуре.

— Интерес и внимание людей к нашей республике все время растет, во многом благодаря выступлениям наших артистов в регионах. Скажите, в стране еще остались места, где вы не выступали?

— Я не так давно разглядывал карту России. Нашел на ней с десяток значимых городов, в которых пока не был, где еще не звучало наше горловое пение. Один из них – Южно-Сахалинск… И вот я вернулся оттуда буквально на днях.

— Расскажете об этой поездке?

— Если кто не знает, в Южно-Сахалинске проживает много наших земляков, которые даже объединились в официально зарегистрированное землячество. Есть среди них и творческие люди. В прошлом году они организовали в городе празднование Чага байрама, в котором приняла участие и наша известная исполнительница Дергелей Маташева. Ну а год спустя пригласили меня.

— Это было настоящее празднование, с соблюдением всех традиций?

— Ранним утром 4 февраля на местной сопке старейшины провели традиционный обряд. Сам праздник проходил в Корейском культурном центре, в нем участвовали как самодеятельные, так и профессиональные артисты, в их числе и я.  Были приглашены представители местной народности – нивхи.

— То есть состоялся полноценный культурный взаимообмен?

— Да. После концерта прошли спортивные мероприятия – по борьбе куреш, алтайской шатре  и т.д. Подавались алтайские национальные блюда. Я все это видел и был приятно удивлен тому, как наши земляки хранят традиции даже вдалеке от Алтая. На следующий день я дал сольный концерт, который тоже прошел очень хорошо, а после у нас было интересное общение с хозяевами праздника.

— Ваше творчество находит отклик у представителей самых разных национальностей, вы сотрудничаете с коллегами, работающими в  разнообразных стилях, казалось бы, далеких от традиционной музыки. Я знаю, вы и на Западе контактируете с музыкантами, в том числе с такими известными, как Джо Завинул…

— Я познакомился с Завинулом в 90-х годах, когда он эволюционировал от рок-музыки к фолк-джазу. В польском Кракове тогда проводился интересный джазовый фестиваль. Выступления проходили в расположенной под землей на глубине 120 метров шахте, в которой добывалась техническая соль. Музыкантов и публику доставлял туда лифт, каждому выдавалась защитная каска.  По пути в концертный зал – тусклые лампы, капель со стен, покрытых кристаллами соли… Интересные ощущения!

После моего выступления Джо Завинул подошел и пожал мне руку. Он рассказал, как его поразили звуки горлового пения, которые им с коллегами с трудом удавалось имитировать с помощью синтезатора. И пригласил меня выступить в Риме. С этого завязалась наша дружба. Дальше у нас были совместные выступления в Македонии, Австрии, Германии, Италии, каждый раз с новым составом музыкантов. Мне давалось 30 минут на сольное выступление, а в концовке мы устраивали совместный джем сейшн.

— Традиционная и современная музыка – вы не видите между ними противоречий? Как вам удалось сыграться с джазменами?

— Я тогда для себя очень многое открыл. Этническая музыка и джаз вполне сочетаются. Границ между этими музыкальными направлениями нет, если любишь, как я, импровизировать. Да, традиционная народная музыка неизменна, а электронная или джазовая – изменчивы, их ритм, звучание постоянно меняются. Работая с коллективом, играющим современную музыку, я начинаю с традиционной программы, потом в сопровождении коллег постепенно перехожу на современный лад, при этом музыка «добавляется», постоянно происходит развитие темы.

— И все же этнофьюжн – это не то, чем вы хотели бы заниматься всерьез?

— Такие направления в музыкальном искусстве сегодня очень востребованы, мне они интересны, но все-таки я стараюсь этим сильно не увлекаться. Мне важнее поддерживать, сохранять в чистоте нашу традиционную музыку.

— Какие требования к исполнению горлового пения сегодня предъявляет просвещенные ценители?

— Настоящие знатоки особенно ценят горловое пение без музыкального сопровождения. Даже когда звучит топшур, меня нередко просят приглушить его звучание. Или, скажем, в Японии очень тонкие слушатели, они желают слушать мои выступления «вживую», в чистом виде, то есть даже без микрофона.

— В чем вы черпаете вдохновение?

— Выступая вдали от родного дома, неважно, в соседних регионах или за рубежом, я заряжаюсь, получая новые впечатления. В каждой поездке что-то рождается. Сменяются города, концертные площадки, и вместе с этим приходят в голову свежие мысли. Нужно их пропустить через себя, через свое сердце, и тогда появятся новые стихи, новые мелодии и песни.

— Над чем работаете сейчас, каковы ближайшие планы?

— В конце февраля в Абакане состоится музыкальный фестиваль «Голос кочевника», где будет представлено хакасское, тувинское и алтайское горловое пение. Организаторы пригласили меня в качестве почетного гостя, и я согласился.

Другой большой ответственный концерт состоится в Московском международном доме музыки. Это очень востребованная площадка, выступления на ней бронируются на год вперед. Однако дирекция согласилась предоставить зал в этом году на один день этническим исполнителям из нашей республики.

У нас много интересных артистов и в Горно-Алтайске, и в районах. Это очень хорошая возможность, которую нельзя упускать, но выехать в Москву за свой счет сегодня очень сложно. Поэтому я обратился к министру культуры республики Эжеру Николаевичу Малчинову с просьбой поддержать наше начинание, написал письмо на имя главы региона Александра Васильевича Бердникова, и власти пошли нам навстречу, за что мы им очень благодарны. Сегодня уже создан оргкомитет, к работе по подготовке выступления подключились министерство культуры, Национальный театр, Республиканский центр народного творчества.

— Когда состоится концерт, и какая предполагается программа выступления?

— Концерт будет проходить 3 апреля в камерном зале ММДМ. В нем примут участие 11 человек. В их числе – наш аксакал Ногон Шумаров, певица из Улагана Марина Саксаева, которая исполнит теленгитский тянар, супруги Эмиль и Радмила Теркишевы из Усть-Кана, Эркемен Епишкин из Онгудая и другие наши известные исполнители.

Программа будет включать два отделения. Первое посвятим искусству народных сказителей, исполнителей алтайского эпоса «Маадай-Кара», во втором планируем отдельные концертные номера. В настоящее время уже проводим репетиции. Наша задача – достойно выступить, с честью представить Республику Алтай московской публике.

Беседовал Алексей МИШИН

 

 

 

Добавить комментарий