Уже второй год подряд инженерная эко-школа «Зелёные роботы» принимает участие в экологической смене «Заповедная страна», проходящей в Международном детском центре «Артек» в начале лета. В этом году мальчишки и девчонки со всей страны 21 день изучали основы электроники и программирования, создавали устройства для исследования и охраны природы под руководством педагога республиканского центра дополнительного образования Александра Печерского.
В рамках смены ребята приняли участие в экологических и заповедных уроках, прошли экологический квест, поработали в мастер-классах известных российских фотографов и журналистов, а также смогли пообщаться с министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергеем Ефимовичем Донским, посетившим экологическую смену накануне Дня охраны окружающей среды.
В отряде «Зелёные роботы» ребята ознакомились с методикой проведения научных исследований, получили опыт практической реализации инженерных проектов с использованием современных микроконтроллеров. Результатом работы школы стали технические проекты, созданные самими ребятами и получившие высокую оценку экспертов. Так, во время традиционного артековского похода на гору Аю-Даг, ребята выполняли сбор погодных данных с помощью собранного своими руками устройства-регистратора с множеством датчиков. В результате были отслежены такие параметры как температура и влажность воздуха, атмосферное давление, влажность почвы, наличие осадков, уровень освещенности и ультрафиолета. Все собранные данные записывались на SD-карточку и затем анализировались на компьютере.
Другим интересным проектом стал робот-змея, который имитировал движения пресмыкающегося и самостоятельно огибал препятствия. Благодаря таким устройствам ребята могут создавать модели, похожие на реальных представителей фауны, что позволяет наблюдать за повадками животных вблизи.
Интересное решение для контроля за мусорными корзинами предложила женская команда школы. Девушки создали портативное устройство, способное сделать любое мусорное ведро «умным». Умный контейнер сам сигнализирует о том, что емкость с мусором заполнена, подавая световой и звуковой сигналы. В будущем такое устройство сможет отправлять СМС для оперативного вывоза мусор и даже самостоятельно подъезжать в единую точку сбора контейнеров для экономии топлива больших машин.
Еще одним интересным проектом стал робот-пожарный, собирающий информацию о возможных пожарах с помощью датчиков температуры, дыма и огня и перемещающий в зону пожара необходимое оборудование для тушения пожара. Такой миниатюрный робот может оказать реальную помощь в мониторинге и быстрой локализации очагов возгорания торфяных пожаров.
Ребята предложили также не совсем традиционное решение для автоматического полива растений. Робот анализировал уровень влажности почвы и управлял специальной емкостью с водой, выливая ее содержимое без использования насосов. Такой робот может использоваться для удобрений и различных видов «вязких» жидкостей, которые трудно передавать по трубам и шлангам.
В рамках смены ребята получили базовые навыки программирования, проведя несколько занятий в артековском медиа-центре и знаменитом здании артековской школы, чем-то похожем на сказочный замок из книг о Гарри Поттере. Все свои проекты ребята придумывали и создавали самостоятельно, на основе собственного опыта и полученных в рамках занятий знаний. По словам юных робототехников, они обязательно продолжат работу над своими проектами, вернувшись домой.
Справка: «Зелёные роботы» – проект, придуманный в Республике Алтай при активной поддержке Алтайского природного государственного биосферного заповедника, республиканского центра дополнительного образования, городского центра детского творчества. В рамках занятий эко-школы ребята одновременно изучают основы робототехники, электроники, программирования, биологии, географии и экологии, создавая реальные проекты для изучения и защиты природы, а также автоматизации сельского хозяйства. Учениками школы «Зеленые роботы» могут стать любые школьники Республики Алтай, имеющие интерес к техническому творчеству и стремящиеся к изучению природы своего родного края.
По информации, предоставленной А. Печёрским
Фото – А. Печёрский