— В подобной экспедиции мы не в первый раз (были в Пермском крае, Липецкой области, Пятигорске), и очень рады этому. Наш руководитель учитель географии Любовь Михайловна Булгакова отбирает из нас самых интересующихся и активных. Мастерские, которые проходят здесь утром и вечером, не повторяются, каждый раз новая тема: робототехника, биоинженерия – много разных уроков, которые вряд ли встретишь в школе, потому что они не предусмотрены в программе, – поделились впечатлениями ребята из Белгородской области (город Губкин, гимназия №6), встретившиеся прямо у входа в палаточный лагерь. – Мы прибыли не только ради интересной программы, но и чтобы встретить друзей, ощутить радость. Чувства, что охватывают, не передать: мы уезжаем первыми – все подходят, обнимают, говорят теплые слова. Все, понимаете?! Так душевно, пронзительно. Плакать хочется. Очень понравилась Республика Алтай. Мы живем на равнине, где пространство видно от горизонта до горизонта, и для нас необычно, что облака могут быть ниже гор. Поразили ваши реки, водопады. А сколько у вас талантливых, трудолюбивых людей! Вчера был День региона, где мы знакомились с историей Горного Алтая, его традициями, легендами. А еще мы в восторге от теплого приема и очень хорошей организации лагеря.
В Горный Алтай белгородцы, как и многие другие делегации, добирались несколько дней – ехали поездом, затем автобусом, чтобы лучше увидеть страну – такую большую и разную. Всего в Аскате в первой половине июля собрались 300 человек – 70 учителей (победителей региональных и всероссийских конкурсов «Учитель года» разных лет) и 230 старшеклассников (как гимназистов, лицеистов из крупных городов, так и сельских школьников) из трех десятков регионов России и даже из Болгарии.
Впервые такая школа-экспедиция, тогда еще исключительно естественнонаучной направленности, прошла летом 2002-го на Байкале: приехали около пятидесяти участников из восьми регионов (в нынешней экспедиции из того, первого, коллектива – четыре педагога). Инициатором и главным организатором стал победитель Мос-ковского конкурса «Учитель года-1997» преподаватель химии из школы №1259 Владимир Головнер (заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения):
— Идея возникла в рамках движения «Учитель года». Встретившись в финале всероссийского конкурса, мы обнаружили, что единомышленники, делаем интересные, во многом взаимодополняющие программы, и договорились попробовать осуществить совместный проект. В свободное время – на каникулах – организовали летнюю, затем и зимнюю школу, где преподают учителя года из разных регионов, а учатся их ученики. Движение развивается, к нам присоединяются новые команды, экспедиции проводим в разных местах. Помимо естественнонаучных у нас теперь много и гуманитарных исследований: по краеведению, этнографии, истории и культуре региона пребывания, фольклористике. Замысел в том, чтобы в полевых условиях дать детям то, что не удается за партой, показать, как знания, полученные и в школе, и здесь, можно применить на практике.
В этом году экспедиция включает 46 программ. Участники поделены на группы, каждая из которых успевает посетить примерно тридцать мастерских. По окончании смены дети и педагоги подводят итоги: после первичной обработки результатов представляют их на завершающей конференции, рассказывая об исследованиях и применяемых методиках. Далее материалы публикуются в региональных и центральных СМИ, обязательно – в «Учительской газете» и на сайте Межрегиональной школы «Учитель года».
Преподаватель биологии Александр Буханистов из Маслянино Новосибирской области (лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2001») из 16 экспедиций был в 13-ти:
— Такое общение дает очень много. Педагоги обмениваются методиками, дети получают нужные им предметные консультации и здесь, в экспедиции, и по ее окончании по Интернету. Мы стараемся научить ребят не только любить природу, но также исследовать ее, сохранять и беречь. А еще экспедиция – это большая дружная семья. У нас есть свой гимн и прощальная песня, много добрых традиций. Мы общаемся с ребятами из разных регионов и после того как они вырастают из школьного возраста. Очень приятно получить весточку, например, к 1 сентября.
В его мастерских дети занимаются геоботаническим описанием растительности, выясняют, как на флору влияют внешние факторы. В составе делегации – ученики агробиологических классов, участники предметных олимпиад и других образовательных проектов.
Восемь лет назад к экспедиции присоединилась столица Болгарии София: на одном из международных педагогических мероприятий рассказ Владимира Головнера так впечатлил учителя географии из гимназии им. Владислава Граматика Элизабет Бойдневу, что тем же летом она вместе с несколькими учениками приехала в Пятигорск, а в следующем году – на Южный Урал. Болгарские школьники, что занимаются под ее руководством, интенсивно изучают русский язык (их родители уверены: это очень важно для жизни), хорошо на нем говорят и совершенно открыто общаются с людьми из разных регионов России. В Аскате Элизабет вела мастерскую болгарского языка, а ее воспитанники знакомили сверстников с болгарскими народными играми.
— Я в первый раз в экспедиции и впервые в России. Мне очень нравится. Мы занимаемся биологией, химией, другими науками. Масса всего интересного и много новых друзей, – рассказал житель Софии Георги Йорданов. – Прямо сейчас были в мастерской микробиологии, исследовали микроорганизмы, выделяли из растений хлорофилл.
Русский язык Георги изучает всего третий год, но говорит на нем четко, бегло и свободно. С российскими педагогами поддерживают связь и ребята, приезжавшие из Болгарии ранее. Кто-то из них по окончании школы уехал в Канаду, кто-то живет во Франции, Германии, а кто-то остался на родине. Все они несут в свое окружение полученные в экспедиции впечатления о России как о большой, красивой, открытой и дружелюбной стране.
— Я во второй раз в экспедиции, хочу возвращаться снова и снова. В вашей республике тоже не впервые. Когда услышала, что мероприятие состоится в Горном Алтае, обрадовалась и тут же сообщила родителям, что обязательно поеду, – поведала 11-классница из Челябинска Анастасия Степанова. – Здесь очень красиво, легко дышать! Воздух, атмосфера, люди – все вместе манит и притягивает! Сейчас из-учаем методику выделения молекул ДНК из собственной слюны. Очень интересно, особенно если учесть, что я собираюсь связать свою жизнь с медициной, стать врачом.
Все преподаватели экспедиции, несмотря на свои достижения и регалии, работают школьными учителями. У них серьезная нагрузка в течение учебного года, но и отпуск они проводят со своими воспитанниками, практически на работе, считая это лучшим выбором. Попутно учителя года провели несколько мастер-классов в школах окрестных сел, и, конечно, в лагере побывала делегация педагогов Республики Алтай.
— Большое счастье и удача, просто профессиональное везение, что на нашей территории проходит такое замечательное педагогическое мероприятие, – считает проректор Института повышения квалификации Галина Ядагаева. – Здесь побывали учителя, в основном молодые, из каждого района, в том числе победитель регионального конкурса «Учитель года» Екатерина Ивановна Авдюшкина. На мастер-классах учились новым для нас подходам, интересным находкам в плане того, как заинтересовать детей исследовательской и проектной деятельностью. Возможно, и наша республика в дальнейшем примет участие в экспедиции.
К слову, в регионы и дети, и учителя приезжают на свои средства, некоторые с супругами (тоже, как правило, педагогами) и детьми (отпуск так отпуск!), есть среди взрослых и родители школьников. Площадку для пребывания экспедиции предоставляют местные власти, в данном случае при подготовке к мероприятию восстановили детский лагерь отдыха в Аскате, в который теперь смогут приезжать и местные ребятишки. Гости же посадили деревья (каждая делегация высадила «свое» деревце, и теперь это станет еще одной доброй традицией сообщества) и обустроили волейбольную площадку.
— Мы уезжаем с самыми хорошими впечатлениями и с большим желанием вернуться, – заверили у порога лагеря белгородцы.
Позже эта мысль лейтмотивом звучала во всех разговорах – и с педагогами, и с подростками, и даже с дошкольником Артемом из Долгопрудного, который уже бывал и в летних, и в зимних экспедициях и которому больше всего нравится «проводить зарядку» со старшими ребятами. Во время фотосъемки Тёма вежливо просил повернуться к камере гусеничку, которую бережно держал на сухой веточке. Ребенок, растущий в такой атмосфере, с таким отношением даже к самым маленьким и, казалось бы, незаметным живым существам, уж точно постарается никогда не навредить природе и сделать все, чтобы окружающий мир становился только краше, добрее и лучше.
Галина МИРОНОВА