О выборе между общеобразовательной и коррекционной школой для ребенка с умственной отсталостью
В Республике Алтай функционирует казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная
школа-интернат» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С учетом потребностей и возможностей особых детей комфортная образовательная среда создана для 218 учащихся.
На сегодняшний день у родителей (законных представителей) есть выбор между общеобразовательной и коррекционной школой для детей с особыми образовательными потребностями, у которых диагностирована умственная отсталость легкой, умеренной или тяжелой степени. Большинство родителей с трудом выносят сами слова «нарушение», «коррекционный» применительно к своим детям. Но что же делать, если в вашей семье растет такой малыш? Чем ближе к шести-семи годам, тем острее встает вопрос о получении образования и тем мучительнее дается ответ на него.
Нужно ли ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) принуждать посещать общеобразовательную школу, если он в силу физиологических и психических нарушений не способен наравне со сверстниками получать качественное образование? На этот вопрос мы попытаемся ответить в данной статье и дать информацию о жизни коррекционной школы.
Какая возможность есть у ребенка?
Люди далекие от педагогики нередко путают умственную отсталость и педагогическую запущенность. Это разные явления. Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, например с отсутствием родительского внимания, то эти факторы можно устранить и ребенок почти всегда догонит своих сверстников и освоит школьную общеобразовательную программу. В коррекционной школе работают квалифицированные специалисты, которые помогают через психолого-медико-педагогический консилиум помочь ребенку усвоить образовательную программу. Дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют возможность обучаться со сверстниками в небольшом классе из двенадцати человек. Есть случаи, когда у ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) наблюдается положительная динамика развития, после чего меняется образовательная программа для его дальнейшего перевода и обучения в общеобразовательной школе.
В коррекционной школе-интернате впервые в 2016 –2017 учебном году были сформированы классы для обучающихся с умеренной умственной отсталостью в количестве пяти человек и два класса со сложной структурой дефекта на базе Республиканского дома-интерната для престарелых и инвалидов №3. Обучающиеся на дому были переведены в классы, что положительно сказалось на развитии детей. После повторного обследования специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума и Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Алтай по окончании учебного года один человек был переведен в класс для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это говорит о том, что каждому ребенку с особыми образовательными потребностями необходимы социализация и ежедневное развитие и коррекция. В 2017 – 2018 учебном году планируется открыть еще один класс-комплект для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Какой основной документ необходим для зачисления в коррекционную школу?
К сожалению, современный уровень развития медицинской и педагогической науки не позволяет преодолеть умственную отсталость в полной мере, но работа педагогов коррекционной школы-интерната может способствовать максимально возможному развитию ребенка, подготовке его к самостоятельной жизни и интеграции в обществе. Для выстраивания индивидуального образовательного маршрута и качественного обучения ребенка в первую очередь необходимо заключение Центральной психолого-педагогической комиссии Республики Алтай. Каковы особенности коррекционной школы?
Одна из важнейших задач коррекционной школы — подготовить детей к взрослой жизни. Основные направления деятельности – обучение, воспитание и коррекция отклонений в развитии, социальная адаптация и реабилитация детей-инвалидов, подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
В настоящее время в школе работает профессиональный творческий коллектив. Многие имеют специальное (дефектологическое) образование. Имеются и узкие специалисты: четыре педагога-психолога, два учителя-логопеда, социальный педагог и медицинские работники (с круглосуточным обслуживанием), а также вспомогательный персонал. Для детей организуется комплекс обучения, воспитания и коррекционной работы под руководством администрации школы. Все обучающиеся получают бесплатное горячее питание. Ребята, проживающие в интернате, питаются пять раз в день. Кроме того, они обеспечены необходимой одеждой. Учащиеся, проживающие в городе, питаются в школе два раза в день согласно цикличному меню. Особое внимание уделяется безопасности обучения и всего образовательного процесса по таким направлениям, как охрана труда и техника безопасности, безопасность и антитеррористическая защищенность, пожарная безопасность.
Трудовому обучению здесь придают большое значение, и значительное количество часов в 5 – 9-х классах отведено профессионально-трудовому обучению. Оно включает четыре профиля: столярное, штукатурно-малярное, швейное дело и цветоводство и декоративное садоводство. Многие выпускники в дальнейшем получают профессию по одному из этих направлений.
Каким образом строится образовательный процесс?
Образовательный процесс в коррекционной школе имеет ярко выраженную направленность. Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности патологического развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а на все личностно-психологические свойства ребенка во всех проявлениях. Коррекция нарушения умственного и физического развития осуществляется на уроках развития психомоторики и сенсорных процессов, на логопедических занятиях, лечебной физкультуре, ритмике, а также на внеклассных общешкольных мероприятиях и в общественных делах. Предусмотрена как общая, так и индивидуальная коррекция . Учебно-воспитательный процесс строится таким образом, что способствует активизации компенсаторных возможностей различных отделов головного мозга ребёнка.
«Задача школы – не «приспосабливаться» к дефекту, а преодолевать его», – говорил А.С. Выготский.
Благодаря режиму работы коррекционной школы достаточное внимание уделяется внеурочной деятельности и дополнительному образованию, что является немаловажным для развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В школе действуют секции «Спортивные игры», «Шашки и шахматы», «Футбол», «Волейбол», кружки «Бисероплетение», «Квилинг», «Хореография», «Вокал», «Ложкари», «Патриот» и «Правила дорожного движения».
Какой документ получает выпускник после окончания коррекционной школы?
После девятого класса выпускник проходит трудовую практику и сдает экзамен по профессионально-трудовому обучению согласно профилю. По окончании получает свидетельство об обучении. Лучшие ученики коррекционной школы после девятого класса продолжают обучение в учреждениях среднего профессионального образования и получают профессию. Причем учиться им предстоит не среди «своих», а вместе с выпускниками общеобразовательных школ.
Значительная часть учебного времени в нашей школе посвящена социально-бытовым темам, знакомству с реалиями окружающего мира. Например, старшеклассникам важно разъяснить, что такое паспорт и зачем он нужен, чем паспорт отличается от свидетельства о рождении, что такое резюме, что такое трудовая книжка, как написать заявление о приеме на работу или о зачислении на учебу, как оплачиваются коммунальные платежи и т.д.
Для подростков с ментальными нарушениями даже самый простой вопрос может стать неразрешимой загадкой.
Коррекционная школа-интернат является многофункциональным образовательным учреждением, главная задача которого – подготовка детей к самостоятельной жизни таким образом, чтобы, несмотря на свои недостатки в развитии, они не чувствовали себя изгоями и смогли быстрее адаптироваться в том мире, в который попадут выйдя из стен школы. Учебное заведение должно быть готово принять ребенка, а тот обязан следовать школьным порядкам и учебной программе без ущерба для своего психического и физического здоровья. Задача родителей — привести эти непростые требования к «общему знаменателю». И сделать этот выбор придется с открытыми глазами. Коррекционная школа – это шанс для определенной категории детей справиться со своими проблемами с помощью специалистов и получить базовое образование.
Софья Климонтова
по информации Управления Министерства юстиции РФ
по Республике Алтай