– Я практически всю свою трудовую жизнь был во главе коллектива, – рассказывает Григорий Николаевич. – Это могли быть три, пять, десять, сотни человек. Но всегда и везде чувствовал за каждого огромную ответственность. Сейчас возглавляю Усть-Канский район, где проживает более 14 тысяч человек. Замечательные трудолюбивые люди, испокон веков занимающиеся сельским хозяйством, животноводством. Как говорится, Боженька дал нам все условия для разведения крупнорогатого скота и овец. Так вот свою задачу на этом посту вижу в том, чтобы создать им все условия для работы: детские сады, школы, социально-культурное обеспечение и так далее.
Тяга к точным наукам
Григорий Николаевич Пильтин родился 24 июня 1958 года в селе Ябоган Усть-Канского района.
- В отличие от молодого поколения и даже своих сверстников, – вспоминает он, – я родился в доме. Почему мама не пошла в роддом, мне, конечно, неизвестно, но факт остается фактом: пошла она доить корову, а тут мне захотелось выйти на свет. Пуповину перерезала соседка.
В школе я учился неплохо, особенно мне нравились математика, физика. Тем более что математику преподавал замечательный педагог Исаак Дмитриевич Чулунов, а его супруга Мария Семеновна вела у нас русский язык и литературу. Они сейчас живут в Горно-Алтайске, иногда встречаюсь с ними. Исаак Дмитриевич в свое время заложил во мне основу, базовые знания, которые в дальнейшем очень пригодились в жизни.
Жили тогда все скромно, но весело. До 17 лет я из родного села вообще никуда не выезжал. Когда в 10 классе поехали по турпутевке в Алма-Ату, тогда впервые побывал в Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле. Открыл, получается, для себя большой мир, поняв, что он не ограничивается одним Ябоганом, Усть-Каном и животноводческими стоянками.
Когда встал выбор профессии, я знал одно – педагогом никогда не буду! Поэтому Горно-Алтайский педагогический институт отпал сразу. Мне хотелось учиться в автодорожном институте, заниматься техникой, автомобилями. Но в ближайших городах такого не было, поэтому подал документы в Алтайский сельскохозяйственный институт на факультет механизации сельского хозяйства. Учеба в институте мне давалась легко, особых сложностей я не испытывал даже в таких трудных предметах, как сопромат и высшая математика. После окончания института я должен был три года отработать там, куда распределят. И так получилось, что направили меня в Майминское СПТУ-2 преподавателем. Как я ни избегал педагогической стези, но от судьбы не уйдешь. Скажу только, что вместо трех лет я проработал там два года и меня по бытовым обстоятельствам отпустили на волю.
Как первый секретарь райкома из вертолета высадил
После ухода из Майминского СПТУ поехал Григорий Николаевич с семьей в Улаган, так как супруга его родом оттуда. Дело простое, захотелось молодым отдохнуть, пожить в деревне, внучку дедушке с бабушкой показать. Одна родственница жила у них в Балыкче, а в те времена туда из Улагана летал вертолет. Для молодежи, может, это и странно, но в советские годы сельская авиация была очень развита в Горном Алтае.
- Мы, как положено, купили билеты и разместились в вертолете в предвкушении полета, тем более я никогда и не летал раньше, – улыбается Григорий Николаевич. – Неожиданно первый секретарь Улаганского райкома КПСС Владимир Кучукович Сабин высаживает нас из вертолета, освобождая место для заместителя председателя облисполкома. Понятно с какими чувствами я вышел. Сабин подошел к нам и пригласил подвезти из аэропорта до села. Также заметил у меня на костюме поплавок, значок вузовский. Через некоторое время пригласил меня к себе и предложил должность главного инженера Сельхозуправления. К огромной радости всей моей улаганской родни, я согласился.
Необходимо заметить, что в скором времени Григорий Николаевич перешел на должность первого секретаря Улаганского райкома ВЛКСМ, потом возглавил Управление сельского хозяйства района. В 1988 году переехал в Усть-Канский район, где стал председателем колхоза имени 21-го партсъезда в Козуле. Сейчас смешно звучат такие нелепые названия, а в то время это было нормой. Тем более колхоз был миллионер, работал с прибылью. Так продолжалось до 1992 года.
Большая политика
С развалом Советского Союза по принципу домино начало рушиться все. В эти годы Григория Пильтина пригласили на должность первого заместителя генерального директора агропромышленного комплекса «Горный Алтай». Потом он вошел в состав правительства нового региона, как председатель Комитета сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай. Здесь, наверное, ключевым словом будет «продовольствие», его катастрофически не хватало, практически полностью прекратились выплаты по заработной плате. Население вздруг явственно ощутило надвигающийся голод.
- Ситуация была очень тяжелой, – качает головой Григорий Николаевич. – Денег не было вообще, а людям как-то надо было платить, им – кормить свои семьи. Всякими путями, правдами и неправдами мы затаскивали в республику эшелоны с продуктами. Помню, как сильно удивлялись тувинские товарищи, мол, у них населения побольше, а все идет в Республику Алтай.
Разразившийся в 1997 году правительственный кризис заставил уйти всех членов правительства региона в отставку.
- Времена наступили новые, рыночные, – вспоминает Григорий Пильтин. – И я решил попробовать себя в бизнесе. Начал работать на себя. На машине за сутки наматывал по нескольку тысяч километров. Предпринимательский хлеб оказался довольно трудным. Как поработаешь, так и полопаешь. Но мне нравилось, я мотался по всей республике, находил новые связи, заключал договора, наладил партнерские отношения с монгольскими бизнесменами. В общем, семью я смог обеспечить в те времена.
В 2006 году Григорий Николаевич опять вернулся во власть. Он был назначен председателем Комитета занятости Республики Алтай. В этой должности проработал до 2013 года, когда, выиграв выборы, стал главой Усть-Канского района.
В 2016 году на очередном съезде Всероссийской политической партии «Единой России» Григория Пильтина избрали в Генеральный совет партии.
- Вы знаете, мне как-то не приходилось козырять тем, что я член Генсовета, – говорит Григорий Николаевич. – Тем более партия – это партия, а деятельность главы – совсем другое. Здесь я в ответе за все и всех, в том числе партийных и беспартийных.
Люди спрашивают за все: дороги, здравоохранение, образование и прочее. И им не объяснишь, что многие полномочия с района сняты. Например, здравоохранение и дороги – это уже не в моей компетенции. Конечно, сбросить – с себя груз ответственности проще всего. Поэтому приходится заниматься этими вопросами, договариваться как-то, просить, чтобы району было уделено должное внимание.
Работа в муниципалитете – это – в отличие от государственной службы, работа напрямую с населением. Все беды и чаяния человека перед тобой, и только ты можешь ему помочь.
Я уже довольно много прожил на этом свете. И все чаще вспоминаю свою юность и детство, время, когда формируется человек. Так вот я скажу: наше воспитание, построенное на гуманизме, честности и правде, было лучшим. Необходимо вернуться к этому, почему бы не ввести снова в курс литературы замечательную книгу Николая Островского «Как закалялась сталь». В Китае, кстати, она обязательна к изучению. Поэтому, воспитанной старой системой, я утверждаю, что главное в мире – доброта, любовь и трудолюбие. В эти принципы верю и ими живу.
Сергей Адлыков