Окраина города. Снег белый-белый, и кажется, что сюда уже пришла настоящая зима. В доме Масленниковых нас ждали. Улыбчивая хозяйка Елена встретила у самых дверей. Сказав: «Проходите, пожалуйста!», унеслась в комнату и через несколько секунд вернулась с годовалой дочкой на руках. Крошечная Вера проснулась и уже не захотела покидать материнских рук на протяжении всего нашего разговора.
- Почему именно про нас вы решили написать? – словно пытаясь отговорить, твердила многодетная мама. – Знаете сколько таких семей, как наша!
-
Среди моих знакомых – только вы, – отвечаю я.
-
А среди моих знакомых – почти все, – с удивлением отметила Лена.
-
Вот об этом и поговорим, – настояла я…
У Евгения и Елены Масленниковых семеро детей. Живут они в своем доме, расположенном высоко на горе, в месте, куда практически не ходит общественный транспорт, рядом нет крупных сетевых магазинов и развлекательных центров. Зато есть много-много счастья!
В доме вкусно пахло борщом, печеньем и только что постиранным бельем. С Еленой беседовали на уютной кухоньке, дети расположились рядом. Как выяснилось, двое еще не пришли с учебы. Семья Масленниковых удивительная – говорить хотелось обо всех, однако в канун Дня матери мы решили уделить особое внимание маме большого дружного семейства.
Родилась Елена в Горно-Алтайске, но значительную часть жизни семья жила в деревне.
- У моих родителей четверо дочерей, – рассказывает героиня. – Папа работал, а мама – хозяйством занималась писала стихи, рассказы. Жили мы в Большой Кузе на заимке, это в десяти километрах от села. У меня было счастливое детство!
-
Каждая девочка пытается представить свою будущую семью, детей. Каким вам виделось ваше семейное счастье?
-
Честно говоря, я думала, что никогда не выйду замуж, считала себя некрасивой, ну если уж и выйду, то будет один-два ребенка. А вот видит, как все обернулось!
С мужем Елена познакомились на дне рождения подруги. Оказалось, что у них с Евгением не только много общих знакомых, но одинаковые взгляды на жизнь. Парень на третьем свидании предложил выйти за него замуж, при этом сразу сказал, что хочет крепкую и большую семью. Елена была только за! Чувствовала, что это именно тот человек, с которым может и хочет прожить всю жизнь.
Вместе супруги уже восемнадцать лет. На мой вопрос, что их объединяет, помогает сохранить отношения, Лена не задумываясь отвечает: «Конечно любовь! Даже если разные характеры, положение в обществе, но есть любовь – все сладится. У нас общая вера – православная. С мужем мы вместе пришли к Богу. Обвенчались, когда я была беременна пятым ребенком. Нам никогда не скучно вместе. Я его так с работы жду! И чем больше вместе, тем чувства только сильнее становятся. Кто-то говорит, что с годами любовь проходит, остается привычка. Мне кажется, что я своего мужа с каждым годом люблю больше и больше! И он нас всех – тоже!
Дети, сидящие рядом, разулыбались, оживились, всем видом подтверждая мамины слова. А Лена добавила:
- Вы бы видели, как они папу с работы встречают! Столько радости и тепла в этом!
-
Расскажите о своих детях.
-
Старшему сыну Дмитрию шестнадцать лет, Марии – одиннадцать, Злате – девять. Они мои главные помощники! Потом идет Юля, ей шесть лет, Ангелине – пять, Макарию – три года, Вере – год. Все детки любимые, желанные. Так как много дошколят, мы смогли пройти процедуру оформления семейного детского сада. Для нас это большая поддержка. По сути, я осталась той же мамой, только государство мне выплачивает заработную плату младшего воспитателя. Все требования мы соблюдаем: гуляем, занимаемся, вовремя проходим медицинские обследования. Но, честное слово, в этом нет ничего особенного, чего бы не делали другие нормальные мамы.
Ребята могут приходить на праздники в обычный детский сад. С этим пока сложно. А вот в воскресную школу при храме они с удовольствием ходят, там же принимают участие во всех праздничных и спортивных мероприятиях.
В своем доме Масленниковы живут четыре года. До этого приходилось снимать жилье. Сложно, конечно, было, но многодетная мама рассказывает обо всем с улыбкой и большой благодарностью всем и за все.
- Когда родилась третья, Злата, администрация города нам выделила участок, потом получили материнский капитал, спустя какое-то время – часть наследства. Как многие, брали кредиты (некоторые до сих пор выплачиваем). Прихожане Майминского храма помогали, Епархия выделила деньги на крышу, когда у нас совершенно не было денег. Строительство начали семь лет назад, и вот уже четыре года живем здесь. Потихоньку продолжаем строиться.
-
Каждому ли вы можете посоветовать стремиться к многодетности или это не всем по плечу? – спрашиваю я.
-
По плечу или не по плечу – один Господь знает! – говорит Елена. – Я никогда не думала, что у меня будет столько детей, что я смогу их воспитывать. Люди сами должны чувствовать, готовы ли они нести ответственность за большую семью. Многодетность не может быть чем-то обязательным абсолютно для всех семей. В то же время, если ребенок уже зачат, ни в коем случае нельзя убивать, делать аборт! Дайте ему родиться! Мне непонятно, как в государстве, где поддерживают семьи, стараются решить демографические проблемы, имеет место быть узаконенное детоубийство!
-
Какая вы мама?
-
Если честно, мне кажется, что мама я ужасная (смеется). В моем понимании хорошая мама та, которая все предусмотрит, приготовит, у которой все по режиму, она всегда в хорошем настроении… Но я не такая.
-
Почему? Ты такая! – не выдерживает Макарий, сидевший до этого тихо-тихо.
Елена улыбается, но продолжает:
- Могу забыть что-то купить, приготовить, погладить тем, кто еще не может делать это самостоятельно. Хорошо, что старшие детки меня выручают. С помощниками намного легче! Вообще мне с первым ребенком было куда сложнее, чем сейчас с семерыми. Помню, он плачет, а мне посуду надо мыть. Я ногой коляску качаю, тут же тарелки домываю, а внутри просто паника! Сейчас таких проблем нет.
-
Как вам кажется, вы больше жертвуете или получаете? – спрашиваю я.
-
Я об этом даже не думала никогда! – признается Елена. – Я радуюсь всему. Кто-то пошел в первый класс, кто-то сказал первое слово, у маленькой сразу два зубика вылезли! А жертвенность в чем? Может, сплю немного меньше, чем те, у кого детей нет или их один-два…
-
А во сколько начинается ваше утро?
-
В половину шестого. Дочку бужу в школу, иду корову и козу доить, завтрак готовить…
-
Так у вас еще и хозяйство есть? – удивляюсь я.
-
Да, курочки, корова, козочка. Свое молоко, сметана, творог детки любят. Летом даже удается продавать излишки. На вырученные средства сено покупаем. Так что наша корова еще себя и кормит!
Я пыталась говорить с Еленой о целях в жизни, личном пространстве, возможности отдыхать, уделять время только себе… Но моя собеседница с абсолютно счастливыми глазами сказала: – Я мама, и мне больше ничего не нужно!
Она ни накого не обижается, ничего не требует. Искренне благодарит, если кто-то помогает, хотя получает то же, что и семьи только с тремя детьми…
Напоследок я спросила:
- О чем вы мечтаете, что ждете от жизни?
И Лена сказала, точно так же как героиня известного фильма «Однажды двадцать лет спустя»: «Я жду восьмого ребенка. К весне он появится на свет. И счастья в нашей семье станет еще больше!
Наталья КОТЕНКО