Моё «Откровение»

Моё «Откровение»

24.04.2019 0 Автор redaktor2

 На прошлой неделе прошла презентация сборника автобиографических рассказов почетного жителя Майминского района, заслуженного учителя РСФСР Раисы Александровны Алехиной. В предисловии Раиса Александровна предупреждает читателя, что книга написана не писателем, а обыкновенной учительницей. Это размышления над прожитым, ожившие воспоминания, которые заставляют вновь волноваться и переживать, они накапливаются и наступает момент, когда хочется ими поделиться.

— Раиса Александровна, само название книги — «Откровение» — обязывает ко многому. Вы действительно были предельно откровенны?

  • Да. Тем более мне особо и нечего скрывать. Я понимаю, что мои рассказы далеки от совершенства, просты и незатейливы, но это мои сокровенные мысли и переживания.

— А для кого вы писали эту книгу? Вы представляете себе своего читателя?

  • Очень хорошо представляю, потому что я писала для своих детей, внуков, а они, надеюсь, передадут ее следующим поколениям. Также хочется, чтобы мои произведения прочитали коллеги, друзья, все, кто окружал меня многие годы совместной работы, с кем меня связывает тесная  дружба.

Раиса Александровна Алехина родилась в октябре 1941 года. Полыхала страшная война, немцы рвались к Москве, уже сражался в кольце блокады Ленинград, а в маленьком селе Александровка Майминского района родилась девочка. Никто не встречал их с мамой Верой Михайловной из роддома, потому что отец девочки Александр Алексеевич с июля 41-го был на фронте. В октябре он уже находился в блокадном Ленинграде. 16 ноября связист 708-го стрелкового полка Александр Шадрин получил тяжелое ранение.

— Мама бережно хранила все папины фронтовые письма, — рассказывает Раиса Александровна. — Читая их, начинаешь понимать, что такое настоящая большая любовь. Это не просто переписка мужа и жены, это вечное объяснение в любви, роман в письмах, где за вроде бы сухими строчками читается необыкновенная тоска двух любящих сердец, вызванная вынужденной разлукой. Я не знаю, смог бы папа объяснить маме, что так безумно ее любит, если бы не война. Не принято было раньше откровенно выражать свои чувства. Люди были сдержаннее.

Из письма А.А. Шадрина: «Я вам сообщаю, что сейчас лежу в госпитале в Ленинграде. Меня ранило 16 ноября, но, дорогая жена Верочка, не беспокойся. Иду на поправку, ранение легкое. Вот, милая».

Более полугода не получая в блокадном Ленинграде ни одного письма от Веры, он регулярно писал ей. И самое интересное, все письма раненого солдата из окруженного города дошли до адресата.

20 ноября Александру Алексеевичу отняли правую ногу ниже колена, и его эвакуировали в госпиталь Кирова, потом была длинная дорога в Иркутск. Только в апреле 42-го он получил письмо от Веры. полное любви и нежности.

— Раньше любили по-другому, — размышляет Раиса Александровна. – Ведь жили тяжело, что до войны, что после, но все бытовые проблемы уходили на второй план. Мои родители прожили вместе 56 лет! Папа ушел из жизни в 1996 году, а мама умерла в 2009-м. Как повесть о вечной любви остались их письма. Они легли в основу рассказа о моих родителях.

После окончания средней школы Раиса Александровна поступила в Барнаульский педагогический институт на факультет иностранных языков.

— На мой выбор профессии повлияла моя первая учительница немецкого языка, — вспоминает Раиса Александровна. – Когда мы жили в Чибите, преподавать немецкий язык приехала выпускница института. Молодая красивая девушка.  Мы, деревенская детвора моментально все влюбились в нее. И я тогда решила, что, когда вырасту, стану как она.

15 августа 1964 года Раиса Александровна начала свою трудовую деятельность в качестве учительницы в Майминской средней школы №1.

Из книги «Откровение»: «В то время в Майме была единственная средняя школа и, естественно, не носила номер один. Она называлась «белая», так как в Майме была еще начальная школа — «зеленая». По моему мнению, тогда в средней школе работали замечательные учителя Василий Алексеевич Губчик, Александра Михайловна Губчик, Елена Федоровна Куят, Элеонора Константиновна Малютина, Любовь Дмитриевна Булатова, Лев Петрович Кустов, Людмила Васильевна Грачева, Маргарита Павловна Скобелина и многие другие. Лев Петрович Кустов, талантливый преподаватель немецкого языка был, остается моим кумиром, моим первым наставником».  

Потом в Майме появилась новая средняя школа №2, и Раиса Александровна перешла на работу туда. Более сорока лет она отдала преподавательской деятельности, работала завучем по учебно-воспитательной работе, за свою работу получила высокое звание «Заслуженный учитель РСФСР». В 2007 году закончила педагогическую деятельность.

— А перед этим меня вызвала директор школы, — рассказывает Раиса Александровна, — и предложила создать школьный музей. Я, конечно, согласилась, но, оставшись наедине с собой, схватилась за голову. Что это такое? Как он должен выглядеть? С чего начать? Одни вопросы без ответов. Для начала мне дали коробку со старыми фотографиями. Я посмотрела, а там снимки моих учителей, с кем я начинала работать в школе, на других фото — выпускники. И сразу появилась идея, концепция школьного музея, стало понятно, что для этого необходимо. В итоге в 2008 году наш школьный музей был торжественно открыт.

В 2011-м, когда мне исполнилось 70 лет, я окончательно ушла из школы. В таком возрасте уже сложно полноценно работать, начинают наваливаться немощи, организм требует отдыха. Время неумолимо, уже в этом году моя родная школа будет отмечать свое 55-летие.

Раиса Александровна вырастила троих детей. К сожалению, ее личная жизнь не сложилась как у родителей, с мужем она рассталась. Сейчас у нее трое внуков, самый младший ходит в детский садик.

— Уйдя полностью на отдых, — делиться своими мыслями Раиса Александровна, – я получила в свое распоряжение то, чего мне так всегда не хватало. Время! Я перечитывала родительские письма, вспоминала свои детские годы, преподавательскую деятельность. У меня были кое-какие наброски, воспоминания, эскизы будущих рассказов. Постепенно пришла к мысли о книге. И, до конца не веря себе, начала писать, потом увлеклась, вдохновилась.

Очень волновалась на презентации: Думала: ну кому это будет интересно? Наверное, никто не придет? И когда увидела полный зал своих коллег, друзей и знакомых, я поняла, что все было не зря. Сейчас они читают, звонят мне, делятся своими впечатлениями. Мне трудно оценить художественные достоинства «Откровение», я просто вложила в него свою душу.

Из книги «Откровение»: «У меня наступила пора, когда время не торопит. Нет необходимости рано вставать, что — то срочно делать, куда – то бежать. Можно спокойно поразмышлять, подвести итоги. Итоги…

Итоги могут быть разными, смотря под каким углом их рассматривать. Если сегодня речь идет о школе, то итогами я могу быть довольна. Эту статью я начала с утверждения, как важно знать иностранные языки. Все годы работы я это внушала детям. С удовлетворением могу утверждать, что среди моих учеников есть девушки и юноши, пошедшие по моим стопам. Они окончили университет, факультет иностранных языков. Спасибо тем, кто пришел в школу и является продолжателем моего дела, рада за тех, кому знание иностранного языка помогло в дальнейшей жизни и карьере, приятно знать, что кому-то иностранный язык помог устроить личную жизнь. Это и есть мой скромный итог.

Тут я вынуждена поправить сама себя. Да, это итог, но не весь. У меня еще есть мои родные выпускники, которых я люблю и всегда рада их видеть, слышать. У меня два полных выпуска, в 1973 и в 1980 годах, и три класса довела до 10-го. Сейчас дети, которых я учила, уже взрослые люди. Они разлетелись по всей стране, есть и за границей. Они работают в различных отраслях, растят детей, внуков. У всех свои дела, заботы, проблемы, но в них жива память о школьной юности и дружбе. Они стараются поддерживать связь между собой, помнят и обо мне. Я благодарна им за внимание, сердечность, теплоту.

Я долго размышляла, почему мне так приятны встречи и общение с бывшими учениками, особенно с теми, кто окончил школу в далекие семидесятые-восьмидесятые годы. Даже неважно, сидели ли они за партами на моих уроках или учили английский язык. Ответ оказался очень простым. Беседуя, мы погружаемся в воспоминания о школьной жизни. А там, далеко-далеко, я была молода и энергична. Невольно, благодаря этим воспоминаниям, я на какой-то момент погружалась в свою молодость. Это не только вызывает положительные эмоции, но является каким-то жизненным допингом, дает импульс оптимизма и повод полагать, что все сделано правильно. 

Сергей Адлыков

Фото Владимира Сухова