Последние из могикан

Дата:

Приближается День филолога – праздник самых грамотных и начитанных людей. Себя к таковым, разумеется,  относить не смею, но это и мой праздник тоже. И было очень приятно оказаться в его преддверии на родном факультете, встретиться и пообщаться со своими преподавателями. Только разговор у нас получился совсем не праздничный, да и филологический факультет в том виде, в каком я его оканчивала: два отделения – русское (кафедра русского языка и кафедра литературы) и алтайское, –   уже история. 

Портрет Пушкина на стене, книги на стеллажах и исключительно знакомые лица. Ни одного нового (а окончила вуз я в 2005 году). Правда, бОльшую часть наших преподавателей в этих стенах уже не встретишь. Ряды поредели настолько, что трудно поверить.

– Я могу привести цифры, которые шокируют тех, кто в них вдумается. Несколько лет назад на двух наших кафедрах было 35 – 36 ставок. В этом учебном году – 10,5 ставки, а в следующем будет 9,6, – сразу ошарашивает заведующий теперь уже единственной кафедрой Владимир Дмитриевич Линьков (кафедра русского языка и литературы историко-филологического факультета ГАГУ).

– На самом высоком уровне постоянно говорят о важности сохранения русского языка, а на деле нас ежегодно сокращают. В прошлом году сократили шесть преподавателей. Если так дальше пойдет, кафедры просто не останется. Средний возраст преподавательского состава уже приближается к 50 годам, и за нами – ни-ко-го, даже близко. Когда-то у нас были очень хорошие, талантливейшие студенты, но все они ушли, потому что совершенно не видели перспектив. Ради чего? Чтобы потом тебя сократили?

А тем более наборы теперь стали такие маленькие. Очень актуален для нас тезис «количество переходит в качество». Большое количество дает хоть какое-то качество в результате. А если сейчас у нас набор 10 – 12 человек, то о каком качестве мы говорим? Из них половина приходит лишь бы поступить. А на выпуске у нас получается… Да ничего не получается!

– Все, что осталось от филологического факультета – одна кафедра, да и то малочисленная – 10 человек, – присоединяется к разговору Алексей Владимирович Попов. – Интересная ситуация. Русский язык является государственным, средством межнационального общения в нашей многонациональной стране и Республике Алтай. Официально власти заявляют, что нам необходимо сохранять, развивать русский язык, а на практике мы наблюдаем, что с каждым годом сокращается количество выделенных мест на набор студентов, которые пойдут вести тот самый русский язык и литературу в школу. Это одна проблема… Да это самая главная проблема! Правда, нехватка учителей  всегда обнаруживается уже после распределения выпускников. 1 сентября приближается – начинаются звонки: «А у вас есть выпускники? Дайте нам хоть кого-нибудь, хоть студента какого-нибудь». Даже студенты работают учителями в городских школах!

Еще одна проблема – на кафедре прервалась преемственность поколений. Опытные преподаватели либо сами уходят, чтобы не создавать конкуренции молодым, либо по конкурсу не проходят.

Владимир Дмитриевич:

– Мягко говоря, очень странная политика! От нас уходят специалисты настолько высококвалифицированные!.. Вот Татьяна Петровна Шастина. Кто ее не знает? Работать человеку и работать… Не прошла по конкурсу. Или Наталья Григорьевна Камынина (когда-то была заведующей кафедрой русского языка). Специалист такой, что… Тоже не прошла по конкурсу. Наталья Степановна Гребенникова вынуждена была несколько лет назад уйти, сказала: «Я не буду переходить дорогу молодым!» Один из самых востребованных специалистов в области зарубежной литературы, её учебниками вся страна пользовалась. Любовь Ивановна Толстых недавно у нас в гостях была. Такой человек, что ее хоть сейчас в любую аудиторию! Можно перечислять  и дальше…

Алексей Владимирович:

– Мы же по контракту работаем. Каждый год объявляется конкурс на должность. Если в прошлом году было 10 должностей, а в этом требуется семь, значит, мы между собой соревнуемся за место. Тот, кто не проходит, должен искать себе другую работу.

Владимир Дмитриевич:

– Человек всю жизнь проработал. Это опыт, это интеллект, это ученая степень. Я не знаю… Это золотой фонд нашей страны!

Надо признать: руководство нашего университета еще идет навстречу преподавателям. А в других вузах вообще… В АГУ несколько лет назад всю старую профессуру разогнали, только молодые доктора остались. А любой университет – это все-таки сплав молодости, опыта и, скажем так, интеллекта в возрасте.

Это нонсенс: в российском государственном университете набор на китайский язык больше, чем на русский. В два раза! Если такая тенденция продолжится – нас скоро не будет. Кто тогда будет учителей русского языка и литературы готовить? Они же сами как грибы после дождя не вырастут. Мы говорим на всех уровнях одно и то же: остановите процесс нашего сокращения!

Алексей Владимирович:

– У нас кафедра одна из немногих, где абсолютно все имеют ученые степени и звания доцентов, и при этом нас сокращают как никого другого!

Владимир Дмитриевич:

– Страна разбрасывается такими кадрами!

Алексей Владимирович:

– Чтобы подготовить хорошего учителя, нужен специалист, который разбирается в какой-то своей области. А получается, что у человека есть своя область, но он должен осваивать еще несколько, чтобы замещать сокращенных коллег. Такой универсальный преподаватель. Представьте: если бы офтальмолог подменял хирурга, например.

Владимир Дмитриевич:

– Мы сейчас многостаночниками стали. Какое качество тут может быть?! В университете это просто преступно. Нельзя такого делать! Нужны специалисты в какой-то своей области, пусть не очень узкой, но все же. Нам говорят: «Вы  филологи, вы всё можете вести». Мы-то можем вести. Формально. Но глубина-то не та. Качество какое? Это же классический университет!

Кстати, еще одна тенденция. В последнее время мы, особенно я, как заведующий, занимаемся вообще бессмысленной работой. Мы просто утонули в документообороте. Учебного процесса нормального не осталось. Ввели компетенции, к ним – индикаторы… Какое все это имеет отношение к филологии? Зачем? Ни нам, ни студентам они не нужны. А идет это все из федерального центра, из Высшей школы экономики, и распространяется по всей стране. Студентов почти нет, часов почти нет, нагрузки почти нет, людей почти нет, но документов!..

Вот еще проблема – ЕГЭ. Это колоссальная проблема! Такая подмена понятий! Подмена качества! Единый экзамен по русскому языку в основном все сдают хорошо. 60 – 70 баллов – это твердая четверка. Столько почти все набирают. То есть на ЕГЭ большинство выпускников показывают знания на четверку. Даже самого безнадежного ученика поднатаскают, клише по сочинению дадут, он придет и 60 баллов получит. А вот «Тотальный диктант» в прошлом году почти все ученики  написали на двойки. Вот там – настоящая проверка знания русского языка. Но тот же ребенок, который на диктанте получает два, на ЕГЭ получает четыре. Это подмена, подмена качества образования. Ни к чему хорошему это не приведет. Настоящих знаний там нет, они не показываются. По студентам очень чувствуется, что они продукт Единого экзамена. Вот эти два фактора – ЕГЭ  и бакалавриат –  приводят к тому, что какие-то недоучки в последнее время пошли. Может, я резко говорю…

–  Есть и умные детки, – по-женски снижает градус напряжения подошедшая Татьяна Николаевна Никонова. – На специальность «русский язык, английский язык» хорошие ребята пришли. Они есть, никуда они не девались, земля не переродилась. Конечно, процент их меньше. Все это идет от школы и от семьи. Есть думающие, есть не только натасканные на ЕГЭ. Но мало. Может быть, это связано с тем, что набор слишком небольшой. Несем всех на руках, отсеиваем только тех, кто совсем игнорирует обучение. Основная проблема в том, что кафедра стремительно стареет. В нашем вузе резко возрос средний возраст преподавательского состава. Мы не можем подготовить себе смену. Уже много лет никого не берем на кафедру – нет возможности. А дальше-то что? Уйдем мы – и что? Закроется кафедра?

А если о хорошем… В этом году высшему филологическому образованию в регионе исполняется 70 лет. Даже больше, потому что оно начало реализовываться в 1942 году, когда здесь в эвакуации действовал институт Карла Либкнехта. И хотя нет уже факультета – одна кафедра, – мы стараемся сохранять традиции, появляются новые.

Владимир Дмитриевич:

– Можно, конечно, говорить какие-то красивые слова о роли и значении русского языка… Красоты можно много наговорить. А реальная-то картина – вот она. Такая вот печальная, драматическая, чуть ли не трагическая.

P.S.: От себя лично и от всех выпускников-филологов (думаю, могу взять на себя такую смелость) поздравляю наших потрясающих преподавателей с их профессиональным праздником! В сложившейся ситуации в первую очередь хочется пожелать вам сил, терпения и бодрости духа! Все будет хорошо!

Юлия Цайтлер

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

В Республике Алтай завершается контрактация объектов дорожного нацпроекта

В Республике Алтай завершается определение подрядных организаций для ремонта...

Близкие ветерана, прошедшего через войну и фашистскую оккупацию, передали для нужд СВО его автомобиль

29 марта на передовую отправился УАЗ, который принадлежал Аркадию...

В Чемальском районе застолье в кафе закончилось для посетителя ножевыми ранениями

В дежурную часть Отделения МВД России по Чемальскому району...

Спортсмен региона — призер первенства Сибири по плаванию

Дмитрий Глянцев стал призёром первенства Сибирского федерального округа. С 19...