Александр Глебов: «Ты слышишь, море?..»

Александр Глебов: «Ты слышишь, море?..»

15.06.2019 0 Автор redaktor2

15 июня профессиональный праздник сотрудников ГИМС. Образованная в 1984-м, в 2004 году Государственная инспекция по маломерным судам была включена в состав МЧС. Территориальный отдел в нашем регионе (Центр ГИМС МЧС России по РА) ведет свою историю с 2005-го.

Инспекторы водных дорог

В число основных задач ведомства входят надзор за маломерными судами и базами для их стоянок и обеспечение безопасности на водных объектах. Инспекторы работают и будни, и в праздники, в любое время года и любую погоду: в жару патрулируют водоемы и пляжи, в морозы – ледовые переправы, оценивая те и другие с точки зрения безопасности. Проходят с рейдами места массового отдыха у воды и села, расположенные по берегам рек и озер, ведут профилактические беседы со школьниками и взрослыми, администрациями районов и населенных пунктов. И, конечно, в случае ЧС встают на борьбу со стихией плечом к плечу со всем спасательным корпусом республики, помогая жителям не только нашего региона, но и соседних территорий. Только весной прошлого года Алексей Дорогин, Сергей Замятин и Вадим Неверов в составе сводного отряда МЧС республики во время подтопления спасли 65 жителей Алтайского края. Тех, кого вовремя оповестили, кому подвезли продукты или помогли как-то иначе, и вовсе не сосчитать. Их мужество и профессионализм отметил тогдашний губернатор соседнего региона Александр Карлин. Наши земляки, несомненно, помнят май и июнь 2014-го, когда сотрудники ГИМС были на передовой борьбы с небывалым в новейшей истории Горного Алтая наводнением…

А еще их называют инспекторами водных дорог: принимая теоретические и практические экзамены у судоводителей, сотрудники ГИМС проверяют знания и умения не только в плане устройства судна и обращения с ним. Человек, управляющий лодкой, должен показать, насколько знаком с навигационными знаками и способен выполнять их предписания, как отработаны подход, расхождение, обгон судна и другие маневры на воде…

Стать инспектором ГИМС мечтают многие молодые ребята, свою сложную и ответственную работу любят умудренные опытом профессионалы. Один из них – Александр Михайлович ГЛЕБОВ, работающий в республиканской инспекции по маломерным судам со дня ее основания.

Вдали от всех морей

Он родился вдали от всех морей и океанов, в Горно-Алтайске, старшим сыном в многодетной семье. Глава семейства Михаил Степанович работал водителем автобуса (пока росли дети, стал почетным гражданином города), мама Галина Павловна – мать-героиня, родившая и воспитавшая десятерых детей. Большой семьей, вместе с дедушкой и бабушкой, они жили в частном доме по улице Больничной. Держали хозяйство – коров, телят, курочек, одно время даже пчел. За всеми требовался уход – навоз, покос, кормежка, дойка, чистка и т.д., так что должное отношение к труду и чувство ответственности присущи Глебовым с раннего детства. Часть лета обычно проводили в Чемале у другого дедушки: купались в Катуни, лазили по скалам и, конечно, помогали по хозяйству и огороду. По окончании школы  один за другим поступали в Горно-Алтайский пединститут (позже – университет). В большой семье есть историки, географы, физик-математик и экономист. Шестеро в разные годы работали в системе образования – от детского сада до вуза, включая школу и профессиональное училище.

Твоим матросом хочу я стать

О море Саша мечтал с детства. Вспоминает: когда маленьким лежал в больнице, с замиранием сердца слушал рассказы бывалого моряка (тогда еще не было деления на взрослые и детские палаты) и рассматривал нарисованные им кораблики. Как говорится, зацепило. Со школьными друзьями организовали кружок юных моряков, где учили основы морского дела. Мальчишескую инициативу поддерживала классный руководитель Александра Михайловна Губчик – помимо обычной истории она вела факультатив по истории военной, где рассказывала детям о великих полководцах и сражениях, в том числе морских.

Из школы Саша хотел уйти после 8-го – рвался в Херсон, в мореходку. Не то чтобы не пустили, но так сложилось, что остался дома. Зато по окончании десятилетки отправился сразу в Петропавловск-Камчатский. Манила романтика сурового побережья, да и отец в свое время служил в тех местах. Долго, однако, не проучился – захотелось сразу в море. Не случилось – отец забрал домой. 

Не попав в армию в год своего призыва (долго шли документы с Дальнего Востока), уехал в Барнаул, где устроился матросом на речном буксире РТ-315. Там же ознакомился с управлением судном – давали порулить, была возможность спускаться в машинное отделение.

Дальний, но близкий Восток

После все же уехал на Дальний Восток. Мореходную школу в Находке весной 1982-го окончил с отличием, став матросом первого и мотористом второго класса. Вместо поступления в вуз пошел выполнять воинский долг перед Родиной. Призвали из Находки, но, как уроженца Горного Алтая, направили в пехоту (было водительское удостоверение и профессия автослесаря). Тоскуя по любимому морю, новобранец написал письмо самому министру обороны СССР Дмитрию Федоровичу Устинову, где изложил свое горячее желание и привел убедительные аргументы. Отправил тайно, по адресу «Москва. Кремль. Устинову». В пехоте отслужил три месяца – приняв присягу, ходил в караулы и на боевые дежурства, успела выцвести гимнастерка, когда специальным распоряжением министра обороны его перевели во флот. Сам из Благовещенска поехал во Владивосток, без всяких сопровождающих пришел в Тихоокеанский флотский экипаж. Сменив солдатскую форму на матросскую, сам выбрал корабль – большой противолодочный «Петропавловск». Был рулевым, старшим рулевым и командиром отделения рулевых. Службу закончил старшиной второй статьи.

По возвращении домой поступил на истфак пединститута, но детские мечты о море не отпускали. Переведясь на заочное, Александр вновь, в третий уже раз, уехал на Дальний Восток, где устроился матросом на рыболовецкий сейнер-траулер «Лаума». Ходили на сайру, которую ловят на свет. Спали днем, работали ночью, получали хорошие деньги – матрос первого класса зарабатывал порядка пятисот рублей в месяц (рейс длился 135 суток). Но главным все-таки было не это, а все та же романтика и детская любовь к морю.

История с диссертацией

Возвращение на малую родину было вынужденным – получил травму. Зато восстановился в институте и в 1988-м стал дипломированным учителем истории. Дальше – работа на факультете и судомодельный кружок в Республиканском центре научно-технического творчества учащихся. В 1996-м занял второе место на конкурсе «Лучший по профессии» (аналог современного «Учителя года») и тогда же заочно окончил Новосибирское речное училище им. С.И. Дежнёва, получив специальность техника-судоводителя.

Следующим этапом обучения стала «корабелка» – очная аспирантура Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, где, прежде чем приступить непосредственно к диссертации, под руководством профессора Бориса Абрамовича Царева изучил курс «Энциклопедия кораблестроения».

Пока готовил работу и проходил предзащиту, в Санкт-Петербурге закрыли Ученый совет по истории кораблестроения – на всю страну остался один, во Владивостоке, который, впрочем, вскоре, после объединения трех вузов в Дальневосточный федеральный университет, тоже закрылся. Так ВАК (Высшая аттестационная комиссия) боролась с большим количеством советов в провинциальных(!) вузах. Исследование вернули автору. Позже Александр Михайлович заочно окончил аспирантуру при кафедре отечественной истории ГАГУ, где переработал свой труд под требования историков. Научным руководителем была Елизавета Михайловна Чедурова, когда-то учившаяся с Александром в одной группе. Защита диссертации успешно прошла в ТГУ в 2017-м, через 18 лет после начала работы над ней. 

Знания и опыт – детям

Большую часть этого времени Глебов работал в ГИМС, куда пришел из школы (был учителем в школах №№1, 3, 9, вел судомодельный кружок, общий педагогический стаж больше 10 лет). Став инспектором ГИМС (а через два года и замначальника отдела), Александр Михайлович не оставил занятий с детьми и мечты о водной стихии. Принимал самое активное участие в жизни яхтклуба «Алые паруса», созданного в 2005-м жителями Артыбаша, Яйлю и Горно-Алтайска (и даже два года руководил клубом), в Школе детского творчества «Адамант» несколько лет вел мастерскую маломерного парусного судостроения. Спроектированные и построенные Глебовым и его воспитанниками швертботы много лет бороздили гладь Телецкого озера. А яхты «Касатка», «Валькирия», «Сильмерия» и «Ольга», построенные им вместе с друзьями, также влюбленными в море и паруса, знают и любят не только жители, но и многочисленные гости Иогача и Артыбаша.

На базе клуба организовали и первую водную школу для подростков: теорию изучали в городе, на практику ехали на Золотое озеро. Сейчас школа «Юный водник» работает под эгидой ГИМС. Дети и их наставники, пребывая неделю в летнем лагере «Адаманта», что в заливе Щучьем на окраине Иогача,  изучают основы безопасности на воде – правила поведения в обычных и экстремальных ситуациях, методы спасения, нюансы оказания первой и неотложной медицинской помощи, устройство маломерных судов, навигацию. По итогам сдают серьезный экзамен, участвуя в водно-спасательной эстафете.

Не просто школа

Ярким завершением насыщенной недели обычно становятся парад Телецкой флотилии и вечерний салют на воде в честь Дня озера, который отмечают в последнюю субботу июля, перед Днем Военно-морского флота России. Дети, разумеется, вечером на воду не выходят, смотрят всю красоту с берега. Но вот в прошлом году сделали исключение: лучшие из старших учеников под руководством инструкторов вечером вышли на озеро на недавно построенной лодке «Ассоль», прошли вдоль шеренги кораблей и посмотрели салют прямо с воды. «Юный водник» – не просто место летнего отдыха и обучения детей и подростков. Это важная часть большой профилактической работы, которую проводит ГИМС. В нашем регионе, где водоемы потрясающе красивы, но настолько же и опасны, без этого никак. А потому главный государственный инспектор по маломерным судам и руководство МЧС РФ по Республике Алтай в целом активно поддерживают эту часть работы уникального человека, влюбленного в морские просторы, но воплощающего свою мечту вдали от всех морей и океанов.

Разумеется, в преддверии профессионального праздника мы говорили с Александром Михайловичем не только о море, парусах и яхтах, но и об опасности, что часто подстерегает на наших водоемах беспечных туристов, незнакомых с горными реками. О том, какая ответственность лежит на инспекторах, о нюансах законодательства, согласно которому коммерческие маломерные суда теперь неподконтрольны ГИМС, и много о чем еще. К этим темам мы, конечно, будем возвращаться. Пока же хочется поздравить Александра Михайловича, руководителя отдела Игоря Васильевича Бабкина и весь личный состав Государственной инспекции по маломерным судам, сказать им спасибо за труд и пожелать удачи, успехов и безопасной воды!

Галина Миронова

SONY DSC