О порядке контроля за должностными лицами органов местного самоуправления, совершающих нотариальные действия

Дата:

В Российской Федерации совершать нотариальные действия, наделены правом не только нотариусы, но и должностные лица местного самоуправления, а также должностные лица консульских учреждений Российской Федерации.

В этой статье остановимся на должностных лицах местного самоуправления, наделенных полномочиями совершать нотариальные действия, и о контроле за их деятельностью в сфере нотариата.

Право совершения нотариальных действий у органов местного самоуправления возникает в силу части 4 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1 (далее – Основы) «если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса».

Говоря об отсутствии нотариуса в населенном пункте, подразумевается не временное его отсутствие (отпуск, болезнь и т.д.), а вообще отсутствие нотариуса в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте.

Обращаем внимание на то, что не каждый желающий может обратиться к должностному лицу сельского поселения за совершением нотариального действия, а только лицо, зарегистрированное по месту жительства или месту пребывания в данном населенном пункте.

Если сравнивать полномочия нотариуса и должностного лица местного самоуправления наделенного правом совершать нотариальные действия, то у последнего компетенция и квалификационные требования значительно уже.

Так перечень нотариальных действий, совершаемых главами местных администраций и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления, установлен в статье 37 Основ и включает в себя 13 видов нотариальных действий.

29 декабря 2014 года был принят Федеральный закон №457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесен ряд поправок по вопросам нотариата в действующие нормативные правовые акты и установлены дополнительные требования по контролю за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Ранее единственным органом контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления являлись органы прокуратуры Российской Федерации.

С января 2015 года на территориальные органы юстиции (на территории Республики Алтай – Управление Минюста России по Республике Алтай) возложены обязанности по учету сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов и контролю за их деятельностью.

Статьей 33.1 Основ территориальные органы Минюста России вправе проводить внеплановые проверки должностных лиц местного самоуправления совершающих нотариальные действия.

При поступлении в территориальный орган юстиции информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) должностных лиц местного самоуправления, в соответствии со статьей 33.1 Основ и Порядком проведения территориальными органами Минюста России проверок совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утверждённым приказом Минюста России от 22.01.2016 №13, принимается решение о проведении внеплановой проверки такого должностного лица после согласования с прокуратурой субъекта Российской Федерации.

Предметом проверки является:

1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;

2) организация работы по совершению нотариальных действий;

3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;

4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенной проверки органы юстиции вправе:

1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;

2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;

3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.

На территории Республики Алтай насчитывается 91 поселение, из которых в 81 отсутствуют нотариусы. Правом совершать нотариальные действия в сельских поселениях (по состоянию на 20.06.2019) наделены должностные лица всего в 47 администрациях.

Полный список с адресами администраций и ФИО должностных лиц уполномоченных совершать нотариальные действия в поселениях Республики Алтай размещен на интернет-сайте Управления Минюста России по Республике Алтай to02.minjust.ru в разделе «Деятельность», подразделе «Нотариат».

Ведущий специалист-эксперт Управления Минюста России  по Республике Алтай Д.Н. Усова

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...