Почта России: Мы идем к вам не спеша!

Почта России: Мы идем к вам не спеша!

21.07.2019 0 Автор redaktor2

— Алло, редакция? Бабушка газету не получила!

С этих слов, этого звонка началась история, которая нашла много откликов не только среди жителей региона, но и среди нас, работников СМИ. Как оказалось, почти каждый сталкивался с тем, что Почта России оказывает некачественные услуги, сотрудники откровенно хамят посетителям, почтальоны манкируют своими обязанностями. И хотелось бы сказать как-то помягче, но не получается. Впрочем, давайте по порядку.

Итак, в редакцию позвонил мужчина, сказал, что зашел проведать свою пожилую соседку, которая совсем плохо ходит, Нину Тимошенскую, проживающую в Горно-Алтайске по улице Улалушинской, 40, а бабушка едва не плачет – газетку не принесли.

Стали разговаривать с бабушкой, она пояснила, что в силу своего состояния здоровья ходить не может, единственный способ получить газету – выписать ее через почту, чтобы почтальоны домой приносили. Готовится она к этому заранее, собирает деньги. На второе полугодие 2019 года подписку оформила еще в апреле, на руках есть квитанция, а газет с 1 июля не получила ни одной (мы к этому моменту готовили к выпуску уже второй номер).

Почта… Другая организация, на которую мы не имеем никакого влияния. По сути, она должна быть партнером, так как за счет распространения нашего продукта, газеты в данном случае, зарабатывает себе малую толику, однако по факту услуга эта оказывается некачественно и несвоевременно.

Но как сказать бабушке, у которой вряд ли есть силы искать правду, «разбирайтесь сами»? Не по-людски как-то. Да и потом, не понаслышке зная, как наши доблестные почтовики общаются с людьми, можно было гарантировать, что бабушке окажут «теплый прием». В общем, заверили читательницу, что позвоним на почту сами.

Воспользовавшись служебным положением, то есть официально представившись, позвонили на почту и пересказали ситуацию. Нам пообещали все выяснить и перезвонить. Действительно,  минут через 20 раздался звонок. Все верно, бабушка в списках есть, и газетки бабушкины есть – у почтальона. Все нормально, мол, на днях принесет.

Итак, смотрим на ситуацию еще раз: город, до центрального почтамта минут 30 от силы пешком и 10 — на автобусе. Первый июльский номер вышел шесть дней назад. За шесть дней почтальон не смог дойти до своего участка?

Теперь смотрим на ключевую фразу «на днях занесет». С точки зрения почты, может, и в самом деле все нормально: выйдет свежий номер, почтальон все скопом за две недели и доставит. Но! Бабушка заплатила за то, чтобы получать газету еженедельно, мы работаем для того, чтобы каждую неделю точно в срок свежий номер выходил из-под наших перьев, типография работает по графику, чтобы каждый вторник напечатать «Звездочку», водители трудятся, несмотря ни на какие погодные условия, чтобы доставить газету из типографии в редакцию и в среду с утра ее могли забрать подписчики. А для чего работает почта? Или они действуют по принципу «да за такую зарплату мы должны не только ничего не делать, но даже еще немножечко вредить»? 

Возникает в связи с этим еще один вопрос: если такова ситуация в городе, то что же творится в районах? А творится там благодаря почте почти полная «смерть» нашей региональной периодики. Во-первых, цена подписки с доставкой через почту ощутимо бьет по карману, во-вторых, доставляют ее какими-то сильно обходными путями, в смысле долго. Чтобы не быть голословной, расскажу один эпизод. Звонит наша подписчица из Усть-Коксинского района, интересуется судьбой заметки про своих земляков. Отвечаю, что заметка опубликована в сегодняшнем номере. «Ой хорошо! Значит, можно через неделю в район ехать, покупать», — радуется женщина. «Почему через неделю? — недоумеваю я. — Через неделю следующий номер будет, завтра поезжайте!» «Ой завтра! — смеется собеседница. — Завтра там еще не будет ничего, через неделю где-то привозят, дней через десять…»

Может быть, только с газетами такая карусель, а со всем остальным порядок? Позвольте рассказать вам еще одну историю, на это раз про бандероль. Несколько раз было так, что я получала гневные повторные (прошу обратить внимание) извещения о том, что на почте меня ждет бандероль и мне необходимо ее срочно забрать, а не то будут мне всяческие кары. Во всех случаях первого извещения никто в глаза не видел (подозреваю, его и в природе не существовало), но когда я приходила на почту, начинался второй этап – поиск этой самой несчастной бандероли. Спрашивается, если она вам так мешает и занимает место на полке, чего ж вы ее найти-то не можете?

Отдельная история по закупкам из Китая. До российской границы они отслеживаются очень четко, потом приходит сообщение, что заказ пересек границу, и наступает информационный вакуум. При этом китайские производители дают гарантию: если через два месяца, к примеру, товар не будет получен, они вернут деньги. Однажды я, выждав все допустимые сроки, отметила, что товар не получен, мне на карту вернули деньги, а недели через две нежданно-негаданно в почтовом ящике обнаружила тот самый товар. Получается, как бы смешно это ни звучало, российская почта через меня нанесла ущерб зарубежным товаропроизводителям. Однако политическо-экономическим конфликтом попахивает!

И в самом деле смешно, если бы не было так грустно. Плевать почте на своих клиентов, и все тут. А в качестве примера вот такая история, которая случилась с моей коллегой.

—  По роду своей деятельности я знаю, когда начинается и заканчивается подписная кампания на периодику, с удовольствием читаю местные газеты. Недавно к моему дому подошла почтальон, рассказала о подписной кампании и стала агитировать оформить подписку. Похвальное рвение, но в ее речи не промелькнуло ни одного названия республиканской прессы, городской газеты. Меня агитировали на чтение каких-то журналов о здоровом образе жизни, кулинарии, для детей предлагали ребусы, головоломки. Словом, предлагали что-то из разряда: прочитал – забыл. Стало обидно за местную прессу. Мы же в первую очередь для людей работаем, о наших гражданах пишем, а почтальонам это, оказывается, совсем неважно.

Конечно, не являясь сотрудниками почты, мы всех нюансов не знаем, может, и в самом деле почтальонам выгоднее подписывать людей со своего участка на такие вот несерьезные вещи, может, они за это больше денег получают. Однако и от нас имеют хорошую копеечку.

Итак, ситуация с точки зрения товаропроизводителя: отпускная стоимость газеты из редакции – чуть больше 200 рублей за полгода. Оформляя подписку на почте, люди платят почти 600 рублей за полугодие – почта делает накрутку, объясняя: это за услуги почтальона. Фактически — за то, что почтальон заберет газету в районном узле связи и разнесет по адресам. А вот доставку от центрального почтамта до районов снова оплачиваем мы. Ежемесячно редакция перечисляет Почте России около 20 тысяч рублей. Причем в 2015-м эти же самые услуги стоили три-четыре тысячи рублей, в 2016-м – семь-девять тысяч, а с 2018-го подорожали практически в два раза.

И даже несмотря на такие платежи почта не выполняет своих обязательств. Еженедельно в редакции раздаются звонки из Улагана, Шебалино, Турочака и так далее – газету не привезли. Бывало и такое, что, подписавшись на первое полугодие, январский номер люди получали в апреле! Кроме того, у сельских жителей нет возможности приобрести газету на почте, там продают все что угодно, только не республиканскую прессу.

Кстати, говоря о сроках, хромает не только доставка. Наша бухгалтерия слезы льет, пытаясь добиться от почты документов. Очень поздно, говорят, высылают, да и какой-то беспорядок постоянный выходит с цифрами.

Получается, редакции экономически крайне невыгодно работать с почтой. Но, во-первых, издание с почти столетним стажем не может вот так просто бросить своих читателей и уйти в Интернет, во-вторых, нет компании, способной предложить альтернативную услугу. Фактически Почта России – монополист. Может, все дело в этом?.. 

Наверное, после выхода этого материала меня будут очень сильно ругать, почта в первую очередь. Наверное, мне даже позвонит какой-нибудь представитель почтамта и строгим голосом сделает внушение. Но уже на протяжении многих лет моя позиция не меняется. Хотите, чтобы я написала про вас хорошо? Так сделайте это «хорошо», отработайте так, чтобы вам сказали спасибо люди. А пока, извините, пишу по факту.

Наталья АНТЮФЬЕВА