Спорт. Туризм. Культура. Глазами высоких гостей

Спорт. Туризм. Культура. Глазами высоких гостей

30.07.2019 0 Автор redaktor2

Вопросы развития туризма, культуры и спорта обсудили в ходе рабочей поездки в Республику Алтай заместителя Председателя Правительства России Ольги Голодец.

На вершину – за девять минут

Вместе с врио главы региона Олегом Хорохординым, руководителями и представителями федеральных и региональных профильных министерств и ведомств вице-премьер побывала на нескольких объектах. Первым пунктом программы визита стал ГЛК «Манжерок», где Ольге Юрьевне рассказали о развитии комплекса и показали строящуюся гондольную канатную дорогу, ввод в эксплуатацию которой запланирован на ноябрь. Около сотни закрытых восьмиместных кабин смогут перевозить 2,4 тысячи пассажиров в час. Путь на вершину Синюхи длиной 1,2 километра будет занимать чуть более девяти минут. В долгосрочной перспективе весь курорт ждет масштабная реконструкция с увеличением емкости номерного фонда. Сегодня комплекс ежегодно посещают более 200 тысяч человек, каждый год число гостей увеличивается на 15 — 20%.

В столице региона московская гостья побывала у подножия горы Тугаи, на которой планируется создание панорамного комплекса с обзорными площадками (из федерального бюджета выделено 100 миллионов рублей), на стадионе «Спартак» и в Центре спортивной акробатики, а также осмотрела площадки под строительство Центра культурного развития и многофункционального спортивного комплекса.

В плане туризма Ольга Голодец отметила положительные сдвиги, Олег Хорохордин пояснил, что разрабатываемая программа развития отрасли до 2024 года структурирует подход к этой сфере и выделит важнейшие направления.

Норма жизни – спорт

На «Спартаке» врио главы республики и председатель регионального спорткомитета Заури Казакпаев рассказали о перспективах развития объекта, в частности о планах обустройства искусственного футбольного поля, с тем чтобы продлить игровой сезон.

В Центре спортивной акробатики, который работает второй год, Ольга Юрьева не только ознакомилась с условиями, в которых занимаются дети, но и пообщалась и даже сфотографировалась с юными спортсменами.

Еще одним пунктом посещения стала площадка, на которой в рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни» (входит в национальный проект «Демография») будет построен физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом. Сметная стоимость объекта – порядка 180 миллионов рублей, из них 170 миллионов будет выделено из федерального бюджета.

Культурная среда

С элементами уникальной и самобытной культуры Горного Алтая Ольга Голодец и другие гости ознакомились в Национальном театре им. П.В. Кучияка, где их встретили по местным обычаям – поднесли традиционные алтайские угощения и повязали пояса. Чуть раньше делегация побывала на площадке близ «Голубого Алтая», где в рамках регионального проекта «Культурная среда» (нацпроект «Культура») будет создан Центр культурного развития. Строительство запланировано на 2022 – 2023 годы, стоимость – предварительно 140 миллионов рублей (138,6 миллиона – из федерального бюджета).

Олег Хорохордин рассказал, что в следующем году регион будет отмечать 150-летие со дня рождения выдающегося алтайского художника, политика, общественного деятеля Григория Чорос-Гуркина. К юбилею планируются работы по обустройству исторического музея-усадьбы художника, расположенного в Аносе Чемальского района.

Возможности и перспективы

Завершилась официальная часть визита совещанием, в котором помимо чиновников федерального и регионального уровня приняли участие представители органов местного самоуправления и бизнеса.

О перспективах развития регионального туризма в целом рассказали министр экономического развития РА Федор Ротарь и его заместитель Сергей Галкин. О реализации мероприятий по созданию туристических кластеров «Манжерок» и «Каракольские озера» проинформировали глава Ростуризма Зарина Догузова и врио главы республики, о формировании и продвижении регионального турпродукта – Зарина Догузова и исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Мариам Ломидзе. Вопросы из сферы культуры осветили замминистра культуры России Сергей Обрывалин и министр культуры Республики Алтай Ольга Антарадонова (в частности, обсудили возможность участия федерального центра в организации празднования 150-летия Г.И. Чорос-Гуркина и обустройства музея-усадьбы), спорта – замминистра спорта РФ Сергей Косилов и Заури Казакпаев. 

Совершенно особое место!

— Алтай – совершенно особое место. Признаюсь, наша делегация с трудом смогла купить билеты, потому что они распроданы далеко вперед. Это еще одно свидетельство того, что Горный Алтай востребован у туристов. Сегодня у нас состоялся глубокий и профессиональный разговор. Мы пришли к конкретным решениям по изменению системы профессиональной подготовки, по субсидированию авиаперевозок, по организации и проведению здесь международных соревнований по рафтингу (подробнее – на стр. 9). Сегодня сюда приезжают более двух миллионов человек в год, и регион готов серьезно увеличить этот показатель. Это важно для роста благосостояния жителей субъекта и для всей России. Федеральный центр будет оказывать всяческую поддержку развитию туристической отрасли, культуры и спорта Республики Алтай, —  прокомментировала Ольга Голодец итоги совещания, общаясь с журналистами.

P.S.: Один из вопросов, напрямую кающийся развития туризма, – ценообразование авиабилетов. Не секрет, что для жителей европейской (и не только) части страны в финансовом плане проще отдохнуть в Италии, Испании или Египте, чем добраться до Горного Алтая. Что касается местных жителей, то для них любая поездка, включающая перелет (а совершаются они, как правило, в случае крайней необходимости), – целая экспедиция. Ситуацию прокомментировала участвовавшая в совещании директор Департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова:

— Существует убеждение, что билеты дорогие из-за сверхприбылей авиакомпаний. Однако это вовсе не так: 2018 год отрасль закончила с убытками в размере 54 миллиардов долларов (в расчет брали 35 ведущих авиакомпаний, перевозящих 99% всего пассажиропотока). Совместный с Федеральной антимонопольной службой анализ показал, что только из-за подорожания топлива дополнительный убыток в отрасли за год вырос на 58 миллиардов рублей. Стоимость тонны авиационного керосина увеличилась в среднем на 11 тысяч рублей, при этом если, к примеру, в Тобольске тонна стоит 47 тысяч рублей, то в Горно-Алтайске – больше 50 тысяч. Минтранс понимает проблему с ценами на билеты и разделяет озабоченность граждан и руководства регионов. Проблем в отрасли очень много, и решать их можно только комплексно, вместе с энергетиками и другими структурами, одним авиаперевозчикам это не под силу. Однако мы не отчаиваемся и продолжаем работу по снижению цен. 16 июля первый рейс в Горно-Алтайск совершила авиакомпания «Победа». Появление второго перевозчика всегда приводит к изменению ценовой политики. Большую роль играет господдержка. Сегодня на общую сумму порядка 200 миллионов рублей в год (федеральных средств) субсидируются рейсы из Горно-Алтайска в Екатеринбург, Казань, Новосибирск и Красноярск. Это сказывается на пассажиропотоке, который в вашем аэропорту вырос намного больше, чем в целом по стране (65% против 11%). Хотелось бы получить поддержку и от субъекта. Когда к субсидированию подключается регион, эффект значительно увеличивается: больше доступность – значит, больше пассажиров и больше рейсов. С Ростуризмом и Минэкономразвития РФ ведем переговоры о возможности субсидирования со стороны непосредственно туроператоров, ведь именно они заинтересованы в том, чтобы привлекать российских граждан не в Турцию или Вьетнам, а, например, на Алтай. Нельзя забывать и про сезонность, о которой сегодня тоже много говорили. Авиакомпании, чтобы не уходить с рынка зимой, когда несут колоссальные убытки, компенсируют эти потери ценами в высокий сезон. И, конечно, едва ли не самую большую роль в формирования пассажиропотока играет уровень зарплаты граждан в российских регионах. Как говорится, не столь дороги билеты, как низки доходы людей. Несмотря на все вышеперечисленное, пассажиропоток в целом по стране, повторюсь, в 2018-м по отношению к предыдущему году вырос на 11 процентов. Авиакомпании перевезли порядка 116 миллионов пассажиров, а это намного больше, чем в самые лучшие советские годы.

Галина Миронова

Фото автора