Алексей Иванович Соколов родился в 1906 году в Воронежской губернии. Рано остался без родителей, в 13 лет беспризорника взяли кашеваром в 40-ю Богучарскую дивизию. Вскоре паренёк становится конным разведчиком, потом был Национальный отряд ЧОН в Бухаре, где Соколов был ранен. Воевал во 2-ом Кавполку, 2-ой Конной армии в должности помощника командира взвода.
В 1926 году Соколова принимают на службу в органы безопасности, где и началась его деятельность по борьбе с бандитизмом.
В июне 1930-го Соколов ликвидирует банду Лобова, в сентябре того же года банду Уразова, в феврале 1931 банду Скобелева, в мае 1931 – банду Чешенко. В каждую из них Соколов внедрялся под разными легендами: то бежавший из лагеря сын «кулака», то простой страховой агент, то уголовник Ленька Каин…
За умелое выполнение поручаемых заданий в 1931 году он был награжден полным комплектом обмундирования и маузером с надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией – от Коллегии ОГПУ. Зам. пред. ОГПУ С. Мессинг». А спустя всего год Соколов получил из рук М.И. Калинина орден «Красного знамени».
В марте 1932 года Алексей Соколов из Воронежа прибыл в Хабаровск, где был назначен помощником оперуполномоченного 2 отдела ПП ОГПУ по ДВК.
И здесь
уже опытный оперативник Соколов вновь, с риском для жизни, проводит несколько
успешных спецопераций по ликвидации банд.
Волна репрессий, прокатившаяся в
тридцатых по органам безопасности, не обошла стороной и Соколова. В 1938 году
Алексей Иванович был арестован по ложному обвинению. Освободили его лишь с
началом Великой Отечественной войны с формулировкой «за
отсутствием состава преступления». Соколов был полностью восстановлен на
службе, и сразу же написал рапорт с просьбой отправить его на фронт. Однако, в
связи с состоянием здоровья, он был оставлен в Хабаровске.
И лишь в апреле 44-го его назначают на должность начальника отделения по борьбе с бандитизмом УНКВД по Тернопольской области, для выполнения сложнейшей задачи по ликвидации бандформирований, оставшихся на освобожденной от фашистов территории. Выдавая себя за врагов советской власти, чекисты Алексея Соколова сумели войти в доверие к бандеровцам, которые готовились после ухода немцев к долгой борьбе в подполье.
Приведем выдержки из справки Соколова на имя начальника отдела кадров УНКВД по Тернопольской области майора Кривошеева: «…12-го мая 1944 года я с группой партизан вышел в район, где действовали банды «Нечая», «Меча», «Лещины». За два боя разбит курень «Нечая», сам «Нечай» и «Лещина» были взяты живыми. В этих операциях было пленено и добровольно сдались 4050 человек.
После этой операции 6-го июня я был направлен в Борщевский район, где в трех основных боях сдались и захвачены в плен 1402 человека…
…Вот коротко описаны наиболее характерные факты моей работы. Я не указываю здесь засад, ликвидации одиночных бандитов, если это все описывать, то мне бы пришлось потратить много бумаги.
Начальник 1-го отделения ОББ УКВД ТО майор Соколов
27 июня 1945 года»
Таким образом, начиная с мая 1944 года по июнь 45-го группой Соколова было взято в плен более 7000 человек, в том числе лиц, скрывавшихся от призыва в ряды Красной Армии, пособников фашистов, беглых преступников, и это всего за год работы.
Первого мая 1946 года А.И. Соколова неожиданно для него перебрасывают в Литву, где назначают на должность начальника отделения 1 – го отдела Управления по борьбе с бандитизмом НКВД Литовской ССР. И здесь бесценный опыт ликвидации банд, несомненно, пригодился Алексею Ивановичу. Только в 1948 году при непосредственном участии Соколова на территории Литвы ликвидированы бандформирования «лесных братьев» «Вайдотас», «Нарсюлис», «Беруты», ликвидирован бандвзвод «Кальнюс», разоблачён и арестован заместитель руководителя «Литовского национального совета» СимонасДачкус («генерал Ветра»), уполномоченный совета Малинавичюс. Кроме того, ликвидированы банды «Витаутаса», «Жайбаса», «Витениса» и другие.
20 июня 1950 года закончилась опасная служба в Литве. И 44-летний Алексей Соколов получил назначение на должность старшего оперуполномоченного 2 отделения УМГБ Горно-Алтайской автономной области Алтайского края. А спустя пять лет, в связи с болезнью, Алексей Иванович Соколов был уволен в звании подполковника государственной безопасности с правом ношения военной формы.
За 29 лет безупречной службы он был трижды награжден орденом Красного Знамени, получил ордена Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, а также почетный знак Заслуженного работника НКВД.
Добавим, что кроме перечисленных наград в послужном списке Соколова могла бы значится Звезда Героя Советского Союза, однако рапорт генерал-майор Горшкова по неизвестным причинам был оставлен без внимания:
«Начальнику ГУ НКВД СССР ПО Борьбе с Бандитизмом генерал-лейтенанту тов. ЛЕОНТЬЕВУ
За время работы в УНКВД тов. СОКОЛОВ проявил исключительные образцы мужества, отваги и геройства. Весьма трудно учесть все операции, проведенные т. СОКОЛОВЫМ. Однако, до сих пор он награжден только одним орденом.
Я сам лично, да и т. САРАЕВ также разделяет мое мнение, убежден в необходимости отметить работу т. СОКОЛОВА. Ходатайствую перед Вами о возбуждении вопроса о присвоении тов. СОКОЛОВУ звания Героя Советского Союза за борьбу с украинско-немецкими националистами.
Секретарь обкома КП(б)У тов. КОМПАНЕЦ это предложение также поддержит.
НАЧАЛЬНИК 1 ОТДЕЛА ГУББ НКВД СССР
генерал-майор ГОРШКОВ
28 января 1946 года».
В завершении приведем выдержку из рапорта написанного в сентября 1941 года, настоящим патриотом своей Родины, непримиримым борцом с бандитизмом, человеком необычайно мужественным и отважным Алексеем Ивановичем Соколовым: «Я одинок, семьи, родных никого нет. Семья моя была – орган ОГПУ-НКВД, родила – Советская власть. Вот и охота умереть за них с оружием в руках на территории врага с партдокументом в кармане. Смерть моя, поверьте, дешево врагу не дастся. Здоровье моё ничего, удовлетворительно, меня подлечили. До фронта доеду, всё будет в порядке. Вот в этой – то просьбе прошу не отказывать».
Пресс-группа УФСБ России по Республике Алтай