Будем дружить домами!

Будем дружить домами!

05.09.2019 0 Автор redaktor2

Волонтеры — удивительные люди! И ведь только покажется, что в современном общественном устройстве каждый сам за себя, бесплатный сыр только в мышеловке, как встречаешь их – добровольных бескорыстных помощников, вдребезги ломающих все представления о том, как жесток и бесчувственен мир вокруг! Школьники и пенсионеры, профессионалы и только получающие образования молодые люди — волонтером может стать кто угодно. «Летняя школа», состоявшаяся этим летом в рамках проекта редакции «ПЕРЕЗАГРУЗКА» для родителей, воспитывающих особенных детей, свела нас с искренними, активными и легкими на подъем добровольцами. Помощь была нужна серьезная: присмотр, занятия, развлекательные мероприятия – все для детей с инвалидностью. Один из дней с нашими подопечными работали сотрудники детского сада комбинированного вида №5 из Горно-Алтайска. Четверо педагогов удивительно быстро наладили контакт с детьми, успешно провели запланированные мастер-классы, а также занятия, которые потребовали импровизации уже по ходу общения.

После окончания «Летней школы» выяснилось, что нам просто необходимо дружить если не домами, так проектами. Дело в том, что  в этом году на базе детского сада №5  был открыт консультационный центр, оказывающий помощь родителям, в том числе воспитывающим особенных детей. Это стало возможным благодаря средствам гранта, полученного в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», который входит в Национальный проект «Образование».

На выделенные средства детский сад планирует закупить оборудование для кабинетов специалистов, оргтехнику, необходимую в том числе для онлайн-консультаций.

Молчаливые «друзья» — нам не друзья!

— Наш детский сад открылся восемь лет назад, — рассказывает заведующая Светлана Валентиновна Некрасова, — он комбинированного вида. Сейчас здесь десять групп, семь из них — общеразвивающих и три — компенсированной направленности. В двух — дети с нарушением зрения, в одной —  с нарушением речи.  Всего в дошкольное учреждение ходят 270 воспитанников. Более 60 из них — с особенностями здоровья. Десять имеют инвалидность.

Это единственный в республике детский сад, принимающий сразу столько малышей с ОВЗ. Только у нас открыты группы для детей с нарушением зрения. В каждой из них по 19 ребят. На базе учреждения есть все необходимое для лечения таких малышей: медицинский блок, специальное оборудование. В группе, куда ходят дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, дети разновозрастные: от трех до восьми лет. В детском саду работают три логопеда, два дефектолога, психолог,  музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

— Слышала, что медики отмечают ежегодный рост числа детей с нарушениями речи? Это действительно так? – спрашиваю я.

— Да, абсолютно во всех детских садах педагоги видят, что плохо говорящих малышей год от года становится все больше. Рассматривается возможность открытия дополнительных «речевых» групп в других дошкольных учреждениях. Значит, в этом есть необходимость. Однако видим, что даже в обычных группах много детей остро нуждаются в помощи логопеда.

Есть предположение, что виной всему гаджеты, которые оказываются в руках у ребенка раньше, чем он учится самостоятельно кушать ложкой. Телефоны и планшеты – молчаливые «друзья», речь они совсем не развивают. Современным родителям сложно противостоять новомодным веяниям. Они сами  «живут» в телефонах, что остается отпрыскам?..

 — Насколько ощутим результат после нескольких лет обучения в специализированной группе?

— Хорошие результаты есть. Возможно, они не настолько явные, как хотелось бы родителям, но специалисты фиксируют положительную динамику.

Порой возникают сложности в общении с родителями, которые отвергают необходимость тщательно обследовать ребенка, не принимают диагноз. Мы же действуем в интересах детей, а потому убеждаем, разъясняем важность ранней диагностики и лечения, комплексного  сопровождения.

Каждый год поступают больные дети, которым до трех лет не был поставлен диагноз, к примеру, аутизм. Родители считают, что ничего страшного, мол, чадо не разговаривает, но скоро заговорит…  Необычное поведение списывают на особенности характера. И только наши специалисты видят, скажем, присутствие аутистического спектра и настаивают на обследовании.

— Некоторым детям с инвалидностью требуется тьютор. У вас есть такой специалист?

— Да, такая ставка есть, и при наличии медицинских показаний с ребенком работает наш сотрудник. Он же составляет индивидуальный план реабилитации. Для этого  учреждением приобретена специальная программа, позволяющая разрабатывать маршруты на основе диагностики, там же есть рекомендации.

В атмосфере добра

В детском саду №5 работает дружный коллектив. Педагоги сумели  создать атмосферу добра и терпимости к особенным детям. Здесь все друг другу помогают. Разумеется, на первых порах  новички присматриваются к малышам, чье поведение отклоняется от нормы или к тем, у кого имеются особенности здоровья, но вскоре перестают видеть между собой различия, дружат, в группах царят забота и понимание.

Конечно, как говорится, для полного счастья детском саду №5 хотелось бы увеличить число оборудованных кабинетов, заполучить дополнительные ставки медицинского направления, расширить и обустроить уличную спортивную площадку…  Однако нельзя сказать, что детский сад — вне поля зрения желающих помочь и поддержать. Коллектив искренне благодарен Министерству труда, социального развития и занятости населения РА за выделенное оборудование по проекту раннего развития детей, ПАО «Ростелеком» — за весомую помощь – (специальные игрушки для детей с нарушение зрения, мебель), Республиканскому обществу слепых, которые сотрудничают, дарят подарки.

Совместная работа

Были  рады принять участие в проекте «Перезагрузка», — говорит  Светлана Валентиновна, — мы хотели обменяться опытом, показать свои наработки. Получили массу положительных эмоций, испытали свои возможности. Наши педагоги сами стремятся постоянно повышать квалификацию, они  заинтересованные, творческие. Каждый сотрудник детского сада владеет каким-либо видом искусства – многое в учреждении сделано своими руками. Они ведут кружковую работу.  Побеждают в конкурсах разного уровня.

    Все, что касается воспитания и образования детей с ОВЗ, нам интересно и важно. На базе детского сада действует группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», куда принимают детей от двух лет. Сюда они приходят три раза в неделю на два часа в день. Бесплатно. Есть семейные группы, где многодетная мама сидит дома с детьми, но получает заработную плату, и прикреплена такая группа к нашему детскому саду. Этим летом открыли консультационный центр, который, хочется надеяться, будет востребован жителями нашего региона. – говорит заведующая.

— «Перезагрузка» была нам очень полезна, — дополняет Анастасия Викторовна Жиленкова, психолог, волонтер «Летней школы», — понравился формат мероприятия.  Все участники располагались в комфортных условиях, удобных как для детей с ОВЗ, так и для взрослых. Смена обстановки всем пошла на пользу. Конечно, в обычной жизни мы работаем с дошколятами, рассчитывали на встречу с малышами, но, приехав, увидели, что дети разные как по возрасту,  так и по заболеваниям. Однако быстро сориентировались, с помощью привезенных нами и предоставленных организаторами материалов провели несколько мастер-классов, которые  прошли очень хорошо. Ольга Андреевна Батыргалиева,  дефектолог, учила рисованию в технике «граттаж». Дети увлеклись этим. С первых минут установился контакт. Из нашего детского сада с ребятами также работали логопед Светлана Валентиновна Спанова, психолог Дарья Александровна Назарова. Следующий мастер-класс, «Рисование по воде», проводила я. С кем-то приходилось работать «рука в руке», помогать, направлять. Некоторые ребята сами с удовольствием выполняли задания, даже помогали другим. Особенно запомнились двойняшки Рома и Сёма Овчинниковы, они охотно шли на тактильный контакт, обнимали волонтеров, хотя их диагноз предполагает обратное. Дети с синдромом Дауна справлялись с творческими заданиями практически без нашей помощи, ко всему проявляли интерес. Хорошо, что режим был свободным. Мы подстраивались под детей. Если ребята уставали, шли в бассейн или игровую комнату.

В «Летней школе» мы провели целый день, нам  все понравилось: и организация хорошая, и турбаза «На Шумах» очень подходит для отдыха с детьми.

Уезжали с чувством удовлетворения. Мы выложились в полную силу, все, что могли, сделали. Родители с нами консультировались, интересовались способами реабилитации своих детей, спрашивали, куда можно обратиться за помощью специалистов. Хочется надеяться, что подобные проекты станут постоянными и будут вправе рассчитывать на государственную поддержку.

Н. КОТЕНКО