Будем дружить домами!

Будем дружить домами!

14.10.2019 0 Автор Администратор

Волонтеры — удивительные люди! И ведь только покажется, что в современном общественном устройстве каждый сам за себя, бесплатный сыр только в мышеловке, как встречаешь их – добровольных бескорыстных помощников, вдребезги ломающих все представления о том, как жесток и бесчувственен мир вокруг! Школьники и пенсионеры, профессионалы и только получающие образования молодые люди — волонтером может стать кто угодно. «Летняя школа», состоявшаяся этим летом в рамках проекта редакции «ПЕРЕЗАГРУЗКА» для родителей, воспитывающих особенных детей, свела нас с искренними, активными и легкими на подъем добровольцами. Помощь была нужна серьезная: присмотр, занятия, развлекательные мероприятия – все для детей с инвалидностью. Один из дней с нашими подопечными работали сотрудники муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 комбинированного вида города Горно-Алтайска». Четверо педагогов удивительно быстро наладили контакт с детьми, успешно провели запланированные мастер-классы, а также занятия, которые потребовали импровизации уже по ходу общения.

После окончания «Летней школы» выяснилось, что нам просто необходимо дружить если не домами, так проектами. Дело в том, что в этом году на базе детского сада №5 был открыт консультационный центр, по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание детей, в том числе особыхдетей. Это стало возможным благодаря средствам гранта, полученного в рамках регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей», который входит в Национальный проект «Образование».

На выделенные средства детский сад планирует закупить оборудование для кабинетов специалистов, оргтехнику, необходимую в том числе для онлайн-консультаций.

Молчаливые «друзья» — нам не друзья!

— Наш детский сад открылся восемь лет назад, — рассказывает заведующая Светлана Валентиновна Некрасова, — он комбинированного вида. Сейчас здесь десять групп, семь из них – общеразвивающей направленности и три -компенсирующей. В двух — дети с нарушением зрения, в одной —  с нарушением речи. Всего дошкольное учреждение посещают 270 воспитанников. Около 30% из них — с ограниченными возможностями здоровья, среди них есть дети, имеющиестатус детей-инвалидов.

Это единственный в Республике детский сад, имеющий возможность принять такое количестводетей с ОВЗ. Только у нас функционируют группы для детей с нарушением зрения. На базе учреждения есть все необходимое для лечения таких детей: медицинский блок, специальное оборудование для офтальмологического лечения. Группа, которую посещают дошкольники с тяжелыми нарушениями речи разновозрастная. В детском саду работают три учителя-логопеда, два учителя-дефектолога, один педагог-психолог, один музыкальный руководитель, один инструктор по физической культуре.

— Слышала, что медицинские работники отмечают ежегодный рост числа детей с нарушениями речи? Это действительно так? – спрашиваю я.

— Да, на примере нашего детского сада можно судить о том, что детей с нарушениями речигод от года становится все больше. РА Администрацией города Горно-Алтайска МУ «Управление образования» рассматривается возможность открытия дополнительных «речевых» групп в других дошкольных учреждениях. Значит, в этом есть необходимость. Есть предположение, что виной всему гаджеты, которые оказываются в руках у ребенка раньше, чем он учится самостоятельно кушатьложкой. Телефоны и планшеты – молчаливые «друзья», речь они совсем не развивают. Современным родителям сложно противостоять новомодным веяниям. Они сами  «живут» в телефонах, что остается детям?..

— Насколько ощутим результат после нескольких лет обучения в специализированной группе?

— Хорошие результаты есть. Возможно, они не настолько явные, как хотелось бы родителям, но специалисты фиксируют положительную динамику развития детей.

Иногда возникают сложности в общении с родителями, которые отвергают необходимость более детального обследования ребенка, не принимаютмедицинский  диагноз. Мы же действуем в интересах детей, а потому убеждаем, разъясняем важность ранней диагностики, лечения, и комплексного  сопровождения специалистами.

— Некоторым детям- инвалидам требуется тьюторское сопровождение. У вас есть такой специалист?

— Да, такая ставка есть, и при наличии заключения ЦПМПК с ребенком работает наш сотрудник по специальной программе, позволяющей разрабатывать индивидуальныеобразовательные маршруты на основе индивидуальной диагностики.

В атмосфере добра

В детском саду №5 работает дружный коллектив. Педагоги сумели создать атмосферу добра и терпимости к особым детям. Здесь все друг другу помогают, в группах царят забота и понимание.

Конечно, как говорится, для полного счастья детском саду №5 хотелось бы увеличить число оборудованных кабинетов, расширить и обустроить уличную спортивную площадку…  Однако нельзя сказать, чтодетский сад — вне поля зрения желающих помочь и поддержать. Коллектив искренне благодарен Министерству труда, социального развития и занятости населения РАза выделенное оборудование по проекту ранней помощи, ПАО «Ростелеком» — за благотворительную помощьспециальными игрушками для детей с нарушение зрения и мебель, Республиканскому обществу слепых, которые дарятдетям подарки.

Совместная работа

— Наши специалисты были рады принять участие в проекте «Перезагрузка», — говорит Светлана Валентиновна,                   —  хотели обменяться опытом, показать свои наработки. Получили массу положительных эмоций, испытали свои возможности. Наши педагоги сами стремятся постоянно повышать свою квалификацию,они заинтересованные, творческие люди. Большинство сотрудников детского сада творческие люди, многое в учреждении сделано их руками. Они ведут кружковую работу.  Побеждают в конкурсах разного уровня.

Все, что касается воспитания и образования детей с ОВЗ, нам интересно и важно. На базе детского сада действует группа кратковременного пребывания «Особый ребенок», куда принимают детейот двух лет. Сюда они приходят три раза в неделю на два часа в день. Бесплатно. Есть семейные группы, где многодетная мамавоспитывает дома детей и получает заработную плату,такая группа прикреплена к нашему детскому саду. Функционирует консультационный центр, который, хочется надеяться, будет востребован жителями нашего региона. – говорит заведующий.

— «Перезагрузка» была нам очень полезна, — дополняет Анастасия Викторовна Жиленкова, учитель-дефектолог, волонтер «Летней школы», — мне понравился формат мероприятия. Все участники располагались в комфортных условиях,удобных как для детей с ОВЗ, так и для взрослых. Смена обстановки всем пошла на пользу. Конечно, в обычной жизни мы работаем с дошколятами, и поэтому рассчитывали на встречу с малышами, но,приехав, увидели, что дети разные как по возрасту, так и по диагнозам. Однако быстро сориентировались, с помощью привезенных нами и предоставленных организаторами материалов провели несколько мастер-классов, которые  прошли очень хорошо. Ольга Андреевна Батыргалеева, учитель-дефектолог, проводила мастер-класс по рисованию в технике «граттаж». Дети увлеклись этим занятием. С первых минут установился контакт. Из нашего детского сада с ребятами также работали учитель-логопед Надежда Валерьевна Аспанова, педагог-психолог Дарья Александровна Назарова. Следующий мастер-класс, «Рисование по воде», проводила я. С кем-то приходилось работать «рука в руке», помогать, направлять. Некоторые ребята сами с удовольствием выполняли задания, даже помогали другим. Особенно запомнились двойняшки Рома и Сёма Овчинниковы, они охотно шли на тактильный контакт, обнимали волонтеров, хотя их диагноз предполагает обратное. Дети с синдромом Дауна справлялись с творческими заданиями практически без нашей помощи, ко всему проявляли интерес. Хорошо, что режим был свободным. Мы подстраивались под детей. Если ребята уставали, шли в бассейн или игровую комнату.

В «Летней школе» мы провели целый день, нам все понравилось: и организация мероприятия была на уровне, и турбаза «На Шумах» очень комфортная для отдыха с детьми.

Уезжали с чувством удовлетворения. Мы выложились в полную силу, все, что могли, сделали. Родители с нами консультировались, интересовались способами реабилитации своих детей, спрашивали, куда можно обратиться за помощью специалистов. Хочется надеяться, что подобные проекты станут постоянными и будут вправе рассчитывать на государственную поддержку.

Н. КОТЕНКО