Жить на равных

Жить на равных

20.11.2019 0 Автор redaktor2

15-летняя Шолпан, которой при рождении поставили диагноз гидроцефалия (позже на ее базе развился ДЦП), учится в обычной школе, в обычном классе и по обычной программе. Гуманитарные предметы любит больше и справляется с ними лучше, с математикой и физикой — когда как. По физкультуре большей частью пишет и защищает конспекты — не потому, что не хочется или трудно, а из-за того, что стесняется, боится подвести ребят.     

— Особенно комплексы стали проявляться последние года два, когда вступила в подростковый возраст, — рассказывает мама Наташа. — Стала обращать больше внимания на то, что отличается от подружек, у нее не так выглядит ручка, не так смотрится ножка, не такая, как хотелось бы, походка. Вообще же мы ей с детства внушаем: «Ты — личность, индивидуальность, со своими особенностями, но по большому счету такая же, как твои сверстники, ты получаешь те же знания, нарабатываешь те же умения».

Учительница Наталья Айдакановна Аспембитова вовсе не похожа на замученную нескончаемыми проблемами маму ребенка-инвалида: жизнерадостная, целеустремленная, о дочери говорит сдержанно, но оптимистично и с гордостью. А гордиться есть чем.

— Русским языком она владеет, по-моему, лучше, чем я, — продолжает Наташа. — Иногда поправляет, если я что-то неправильно скажу или напишу. С математикой проблемы есть, но тут все зависит от настроения: если плохое, ничего не докажешь, а вот если хорошее — горы свернет. В физическом плане делаем упражнения, разрабатываем правую сторону, уже намного лучше держим руку и ногу. Еще Шолпан очень понравилось шить, но когда сравнила творения своих рук с изделиями других девочек, швейную машинку забросила, переключилась на готовку. Салаты любит делать и в школе на уроках труда, и дома — находит рецепты и экспериментирует. Самый главный ценитель ее поварского искусства — папа, в поедании салатов от Шолпан с ним состязаются младшие дети.

Амирлану двенадцать, Анэли исполнилось девять как раз тогда, когда Шолпан с Наташей были на «Перезагрузке». День рождения отметили с братом и папой — мороженым, арбузом и выездом на природу. По возвращении мамы и старшей сестры последовал «второй тур» с выездом на Марс в урочище Балахан с ночевкой. 

Старшая сестра пользуется у них заслуженным авторитетом. Ребята всегда стараются ей помочь, но только так, чтобы сама Шолпан не увидела, а в идеале даже не догадалась. Характер у девочки сильный, она старается быть максимально самостоятельной.

Общаться с Шолпан стремятся и одноклассники, другое дело, что сама девочка-подросток  стала больше внимания обращать на свою «особенность». С помощью — так же, как и дома: стараются сделать так, чтобы не заметила.

В плане желания все делать самой мама целиком поддерживает дочь и поблажек не дает, справедливо считая, что движение — жизнь. Уборка, стирка, прочие домашние дела, а в селе их несоизмеримо больше, чем в городской квартире, поручаются ей наравне со всеми. «Двигаясь, она развивается, а делая полезные дела, чувствует себя нужной», — повторяет Наташа.    

Сейчас Шолпан учится в девятом. «После хочу «влить» ее в «большую» жизнь. В 10-м и 11-м классах, наверное, будет сложно учиться, — признается мама. — Хотя если пожелает продолжить обучение в школе, мы, семья, ее, конечно же, поддержим. В идеале нам бы хотелось получить какую-то профессию. Шолпан на «ты» с компьютером, разбирается в разных программах, делает слайд-шоу и прочие вещи. Но в Кош-Агаче учебных заведений, кроме школы, нет, а отправлять в Горно-Алтайск не хочется, все-таки она еще не настолько самостоятельна».

Отсутствие возможности учиться дома после школы, пожалуй, единственное, на что посетовала Наталья во время разговора. Да и то не столько посетовала, сколько озвучила идею о необходимости открытия если не училища, то хотя бы класса профессионального обучения для подростков с особенностями (а их немало и в райцентре, и в других селах, и вряд ли кто-то из них поедет учиться в город). Предварительно она обращалась с этим предложением в районный отдел народного образования. Сказали: нерентабельно. А разве «рентабельно», когда способные приносить пользу себе и обществу люди, пусть и с особенностями, сидят без дела не от лени, а лишь потому, что их профессиональное обучение не приносит прямой коммерческой пользы? По окончании девятого класса им дают справку, которая, разумеется, не становится путевкой в жизнь. 

Наталья хочет создать объединение родителей, чтобы попытаться вместе решить этот вопрос. Например, организовать на базе школы мастерскую, где могли бы преподавать учителя и мастера, прошедшие специальные курсы. Ребят и девчат можно было бы обучать профессиям поваров, секретарей, швей и другим «простым» специальностям.  При современных технологиях можно было бы не только научиться, но и, сдав экзамены, например, по скайпу, получить соответствующий диплом. Дело это потребует не таких уж больших затрат, зато принесет большую пользу: люди получат не просто специальность, а возможность чувствовать себя нужными, жить в обществе на равных со всеми.

Радует, что Наталья нашла понимание в районном Управлении социальной поддержки населения. Подробный разговор должен состояться в ближайшее время, а пока там предложили использовать возможности фотомастерской и швейного ателье.

К слову, в плане сегодняшних и дальнейших действий, да и вообще поддержки Наталья благодарит редакцию «Звезды Алтая» и ее социальный проект:  

— «Перезагрузка» нам, мамам особенных детей, была необходима. Она помогла узнать много нового, о чем не прочитаешь в интернете и не услышишь в официальных кабинетах, привести в порядок мысли, найти единомышленников. Плюс каждая из нас смогла посмотреть на себя как бы со стороны. На мастер-классах мы «отодвигали» свою роль, «примеряли» другую, а потом сопоставляли и анализировали. Например, я увидела, что слишком «прессую» ребенка. Нужно давать дочери больше самостоятельности, предоставлять возможность самой оценивать результаты своего труда.

Еще я узнала о множестве интересных занятий, которым сама могу научить Шолпан, да и младшим детям это тоже пригодится.

Ребятишки, побывавшие на «Перезагрузке», тоже очень довольны. И те, кто, как моя дочь, постарше, и совсем малыши.

Сейчас Шолпан мечтает хорошо сдать экзамены за девятый класс и быть максимально похожей на сверстниц. Для отработки точности движений играет в бадминтон, для тренировки ума —  в «Монополию». Мама Наташа тем временем продолжает работать над вопросами профессионального обучения и социальной адаптации подростков и молодых людей с особенностями. Верим, что у них обязательно все получится, ведь у каждой есть цели, единомышленники и огромный запас оптимизма.

Галина Миронова

Фото Владимира Сухова