— Марина Михайловна, не стесняйся! Все говори о себе. Ты у нас звезда! – напутствовала перед интервью свою коллегу заведующая детским садом «Тополек» Лариса Степановна Гаргац.

— Очень умный педагог, творческий, — обращаясь уже ко мне.

 — Вы же знаете: я не публичный человек, Лариса Степановна…

— Столько обаяния в ней!..  Мы ее все любим. И дети любят, и родители. Всегда очень интересные занятия… Ну находка, кладезь! Задавайте ей вопросы.

Наш разговор с победителем Недели педагогического мастерства Республики Алтай-2019  в номинации «Воспитатель года» Мариной Михайловной Чичкановой состоялся  на ее любимой работе – в детском саду села Паспаул незадолго до отъезда педагога в столицу нашей Родины на всероссийский этап конкурса. Полностью оборудованная сенсорная комната, предназначенная для расслабления дошколят, располагает и нас к свободному диалогу.

Я вас помню. Видела на закрытии Недели педмастерства. Вас же первую наградили? Мне потом учитель года рассказывала, что в зрительном зале оказалась рядом с победившим воспитателем и, глядя на ее слезы, тоже расплакалась. Вы плакали?

— Да.

— Не ожидали?

— Конечно нет.  Оказаться в победителях столь масштабного конкурса… Заслужить признание коллег, жюри… Было очень приятно.

А сейчас в Москве будете соревноваться с представителями крупнейших городов…

Да. Будет 87 участников.

— С какими чувствами готовитесь? Волнуетесь?

— Разумеется. Хочется выступить достойно, показать свои знания и оправдать надежды республики.

Сколько лет вы уже работаете в детском саду?

20.

— Вы такая молодая. Как это возможно?! (смеемся) И все годы в одном садике?

Да.

— Вы уроженка Паспаула?

— Я здесь родилась, училась и работаю. По специальности окончила педагогический колледж в Бийске.

— И сразу сюда?

— Да. Сначала работала в пришкольном интернате (раньше здесь был интернат), потом перешла в садик. В то время он состоял из одной группы. Сейчас их пять. История вершилась на моих глазах.

—  Если сравнить вас, начинающего педагога, с нынешней… Сильно изменились?

Думаю, да. Стала опытнее, применяю больше различных приемов. И наше дошкольное образование не стоит на месте. Очень много внимания уделяется со стороны как республиканского министерства, так и федерального.  Пишутся новые программы, мы всё изучаем, совершенствуемся.

— А детки изменились?

Детки – да, конечно. Поколение совершенно другое. Современных детей очень сложно заинтересовать. Свободный доступ к большому объему информации (интернет, телевидение)… Раньше было совершенно на другом уровне – малыши радовались чтению простой книги, сейчас нужно приложить много усилий, чтобы вызвать их интерес.

Какого возраста у вас ребятишки?

— Средняя группа. 4 – 5 лет.

Они такие…

— Самый интересный возраст!

— И вы с ними какие-то опыты ставите?

Моя тема – познавательно-исследовательская деятельность. Детям очень интересно в ходе экспериментов добывать какие-то знания. Этим занимаюсь не только я. Если нужно коллегам, они приходят со своими детками в нашу лабораторию. Также поддерживаем связь со школой. Заглядывают мои выпускники, делают какие-то презентации, рассказывают о животном мире. Вот недавно девочка была. Дети в восторге. Я им говорю, что это моя воспитанница, ходила в эту же группу… «Как это так?» Потом с родителями делятся: «К нам сегодня приходили из школы». Бывают у нас и учителя. Например,  учитель химии показывала опыт, как выпарить воду из листа (со своими спиртовками, пробирками – тем, чего нет у нас в детском саду). Мы с детьми строили предположения: куда исчезла вода? У них, конечно, буря эмоций! Этот пар… Ну очень интересно! И так ребятишки запоминают лучше, чем в ходе монотонного объяснения. Когда они попробовали, почувствовали, пропустили через себя, вряд ли уже забудут.

Что за оборудование у вас?

— У нас своя лаборатория, там различные коллекции – минералов, тканей, пуговиц… Крахмал, соль, сахар стоят. Много всего.

Опишите какой-нибудь опыт.

— Берем обыкновенную соду и проводим эксперимент «Танцующие краски». Развожу лимонную кислоту с красителем в воде, дети набирают жидкость в пипетку, капают на соду. Происходит реакция, краски словно  начинают танцевать. Элементарно, а для малышей  волшебство. Наступила зима. Мы покрасили воду. В ходе эксперимента выяснили, что она меняет цвет, возможно вкус. Агрегатные состояния воды: выставили стаканчики на подоконник, вставили веревочки (петельки) — она замерзла. Вынесли на улицу, украсили площадку разноцветными льдинками.

Вы сами выбрали это направление?

— Да, мне это близко. Было много тем, но на данный момент остановилась на этой.

— Как давно?

— Лет пять уже по этой программе работаю.

 — И вам интересно, и…

— …и детям! С ребятами младшего возраста работала по программе «Познай себя». Мы изучали органы чувств: глазки, ушки, носик, язык, для чего нам все это нужно. Для работы с детьми старшего возраста была написана программа «Эврика», где акцент делался на экспериментальную деятельность. Они уже умеют ставить проблему, делать выводы. То есть все зависит от возраста детей.

Дети идут в школу уже подготовленными, к окружающему миру как минимум…

— Да. И как требуют от нас образовательные стандарты, чтобы личность была всесторонне развита, дети умели делать какие-то умозаключения, сами могли добывать знания… Мы плавно своих воспитанников к этому готовим. Не просто даем  ответы, а стараемся, чтобы импульс исходил от именно ребят.

Как не «перегореть»? Вы работаете уже 20 лет…

— Ну да…

Или с детьми это невозможно?

Приходишь в детский сад —  а они со своими нескончаемыми вопросами, горящими глазами. И, окунаясь в этот детский мир, беззаботный, с шалостями, забываешь обо всем, о каких-то своих проблемах. Не приходится стоять на месте. В нашей профессии мы всегда будем молоды, всегда будем играть, веселиться. Нам ничего не стоит забраться с ребятами в сухой бассейн, например. Стараемся быть с ними на одной волне, не над ними, а вместе, рядом.

Осталось что-то нереализованное из задумок? Куда могли бы еще свою творческую энергию направить?

Мысли есть конечно. Вот сейчас в Москву съездим, может, там что-то интересное почерпнем.

А этот конкурс какие горизонты может для вас открыть, как вы считаете?

Это опыт, возможность научиться чему-то у коллег и, конечно, шанс показать свои знания и умения. А прежде всего — собственный профессиональный рост. Чтобы подготовиться к конкурсу, надо перелопатить столько информации… Большой плюс, что у нас такой коллектив — не бросают, помогают. Мы все делаем вместе, причем всегда. Нет такого, чтобы человек шел один на конкурс. За спиной неизменно крепкая команда со своей поддержкой.

— И последний вопрос: воспитатель года, какой он?

— Это человек, который в первую очередь любит детей. Обязательно. Я думаю, это главный критерий. Идет к ним с открытой душой, старается научить их всему, заложить тягу к знаниям. От нас зависит будущее – мы первая ступень образования. Это активный, креативный человек, который не стоит на месте, все время двигается вперед, изучает что-то новое. Общается не только с детьми, но и с родителями.

Да, кстати, это же тоже важно…

— Это очень важно. В детском саду одна из главных составляющих. На первом месте дети, потом – родители.

— Ведь и родители стали другими…

Родители стали другими. Кто-то легко идет на контакт, кто-то, в силу своей занятости, не очень. Но мы ищем различные подходы и стараемся работать.

Спасибо вам большое!

Юлия Цайтлер

Фото Владимира Сухова

от redaktor2

Добавить комментарий