Новый год вызывает в нашем сознании устойчивую ассоциацию с новой жизнью. Так совпало, что большие перемены в одном из ведущих образовательных учреждений региона – Республиканском классическом лицее выпали именно на рубеж 2019–2020. 30 декабря педагогическому коллективу был представлен новый директор Наталья Александровна Никитенко, ее предшественница, Ирина Владимировна  Картополова,  работавшая  в РКЛ с момента его основания (с 1992 г.), ушла на заслуженный отдых. Перешагнуть порог и просто оставить все в прошлом? Невозможно, учитывая, сколько энергии и сил отдано любимому делу! Почти 30 лет жизни, тысячи выпускников, десятки коллег… Есть что вспомнить, есть о чем спросить. Ирина Владимировна сегодня — гостья редакции.

— Ирина Владимировна, как начался ваш путь в лицее?

— Первым директором РКЛ была Нина Петровна Оглезнева. Перед ней стояла задача, обозначенная правительством региона, —  готовить  элитные кадры для развития нашей республики. Именно эта идея легла в основу  организации образовательного процесса в учебном заведении. Задолго до открытия лицея Нина Петровна предложила мне стать ее заместителем по учебной работе и доверила с нуля выстроить систему обучения талантливых школьников. Я согласилась не сразу — боялась взять на себя такую ответственность перед правительством, перед родителями за судьбы их детей. Только через год (который я проработала на кафедре иностранных языков ГАГУ) окончательно поняла, что мое место именно в школе. Появилось представление, как воплотить желание —  посвятить себя работе с одаренными, мотивированными детьми — в жизнь.

— Чем отличается РКЛ от обычной школы?

— Изначально мы старались избегать формализма, стремились сделать такую школу, которая бы максимально подстраивалась под каждого ученика.  А поскольку каждый ребенок неповторим, образовательная траектория у ребят должна быть разная. Как это сделать в рамках бюджетного финансирования, законов  и нормативных  актов, единых для всех школ России? Как уйти от формального подхода и единообразия, лежащих в основе устройства общеобразовательной школы? Отсюда возникли профильное обучение, когда о нем еще не говорили в стране, система спецкурсов, аспектное обучение  иностранным языкам, русскому языку и литературе, «коктейльный» вариант формирования групп, обучение по индивидуальным учебным планам и другие особенности организации учебного процесса, характерные только для нашего лицея.

Если в центре внимания стоит ребенок, то ему должно быть комфортно и интересно в школе. Особую атмосферу в лицее отмечает каждый посетитель. Это атмосфера не просто дружбы, а настоящего лицейского братства, сотрудничества в познании, освоении нового, свободы и справедливости. Она возникла не сама собой. Всего  не расскажешь, но, поверьте, это была ежедневная кропотливая работа.

— Особенным детям нужны неординарные учителя…

        — Конечно.  Для реализации задуманного нужны были особые учителя, не послушные исполнители требований директора и завуча, а думающие, грамотные, обладающие независимым мышлением, влюбленные в свой предмет, стремящиеся к самосовершенствованию, демократичные педагоги. Таких учителей вычислить нетрудно, они сразу видны в образовательном пространстве нашей республики, их немного, знаю всех наперечет. Умела это определить и Нина Петровна, подобравшая первый педагогический состав для РКЛ. Эти люди с огромным желанием перешли в лицей, настолько тяжело им, свободолюбивым,  было творить в рамках жестко регламентированных требований тех школ, где они работали. После моего ухода из первопроходцев остались Наталья Николаевна Раздымаха и Ирина Валерьевна Вирабян.

Далее подбором кадров занималась уже я. Принцип остался тот же самый, только учителей, обладающих такими качествами, к сожалению, становится все меньше. Собирала по крупицам. Сегодня в лицее молодой и очень сильный коллектив, это настоящие профессионалы, работающие не только за зарплату — за идею, по-настоящему служащие своему делу, преданные лицею и профессии, болеющие за учеников и образовательное учреждение. Я горжусь ими, люблю их как родных, уважаю как настоящих патриотов нашей Родины, ведь они своим трудом создают будущее России. И это не громкие слова, это именно так.

Особо в коллективе выделяется управленческая команда, которая определяет вектор развития лицея, координирует деятельность всех  его служб и направлений, держит на своих плечах груз ответственности за результаты работы учреждения, непосредственно руководит всеми процессами, происходящими здесь. Уверена, на сегодняшний день такой тип управления является наиболее эффективным. Думаю, что я имею право гордиться тем, что создала такую дружную, сплоченную команду, взрастила каждого ее члена, научила их работать вместе, воспитала из них эффективных управленцев, каждого из которых хоть сегодня можно смело ставить директором школы. Моя команда — это Наталья Федоровна Манеева,  заместитель директора по научно-методической работе, Елена Сергеевна Корсун, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Наталья Александровна Анисимова, заместитель директора по воспитательной работе, Лилия Владимировна Шелегина, заместитель директора по информатизации учебного процесса, Евгений Айасович Кокпоев, заместитель директора по безопасности.

СпрОсите, где я в этой системе управления… Я являлась учителем или режиссером, старалась грамотно распределять роли, внимательно наблюдала за процессом, анализировала и координировала его, корректировала при необходимости, генерировала идеи, позволившие двигаться вперед, разрешала конфликты, защищала всех участников образовательного процесса от внешних неблагоприятных факторов, снабжала их всем необходимым, обеспечивала соблюдение законов, правил и норм. Некоторым казалось, что меня как будто нет, но за всем этим стояли огромный труд мысли, души, бессонные ночи, общение с педагогами, родителями, детьми, выпускниками, ссоры с руководством, а иногда даже паника и слезы.

Откуда я черпаю идеи? Сама не знаю. Но иногда меня как будто осеняет. Я вдруг осознаю какой-то факт как проблему и начинаю искать пути ее решения. А через несколько лет к этому приходит вся система образования. Благодаря этому мы всегда опережали эту систему, шли впереди и выигрывали. Этим объясняется успешность лицея на протяжении уже 28 лет. Так было и с инновационными учебными планами, и с профильными классами, и с внеурочной деятельностью, и с научно-исследовательскими работами учащихся, и с реализацией ФГОС, и с внедрением новой системы оплаты труда, и со многими другими инновациями в российском образовании. На самом деле, видимо, это результат глубокого осмысления тех изменений, которые быстро происходят в нашей жизни, и стремление приспособить наших выпускников к этим изменениям  прямо сейчас, когда это актуально, не дожидаясь, когда всё сделает неповоротливая государственная машина. Для этого я читаю много современной литературы по педагогике, психологии и менеджменту, учусь у таких, на мой взгляд, умнейших людей, как М.М. Поташник, Е.А. Ямбург, И.П. Башкатов. Я изучала систему английского образования на курсах в Лондоне, куда возила своих учеников в 1994 году, систему американского образования в университете штата Южная Каролина в США в 2001-м, где обучалась, победив во Всероссийском конкурсе учителей английского языка. Но основной мой источник вдохновения – мои ученики, причем не только лицеисты, но и учащиеся других школ, а также выпускники. Они и сами не представляют, сколько прекрасных идей подарили мне, за что я им безмерно благодарна! Например, несколько лет назад беседовала  со студентами, моими выпускниками, спросила, с каким проблемами сталкиваются в вузе. Среди прочих они назвали трудности с написанием курсовых и исследовательских работ. Я вдруг поняла: мы и вправду не учим их этому в школе. Так называемое научное общество учащихся — это профанация. А его конференции — формализм, не имеющий ничего общего с настоящим исследованием. Обсдила этот вопрос с Натальей Федоровной Манеевой, моим заместителем, и мы ввели в учебный план предмет основы интеллектуальной деятельности. Тут же, как это часто происходит,  познакомилась с уникальным специалистом  по этому вопросу Людмилой Павловной Малыгиной, заместителем  директора по научно-методической работе  Новосибирского аэрокосмического лицея им. Ю.В. Кондратюка, нашла деньги, пригласила ее в лицей, и она провела трехдневные курсы для моих учителей, а летом помогла  провести первую выездную школу юного исследователя. Дальше все развивается в этом направлении. Результатом этой работы стали блестящие защиты нашими  выпускниками курсовых, дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, их уникальные научные открытия и достижения. Примерно так происходило развитие лицея и в других направлениях.

— В вас больше учителя или руководителя?

— Думаю, учителя. Ведь и директора я воспринимаю как учителя, наставника для всего коллектива. Я всегда старалась не просто научить детей английскому языку, но в первую очередь развить у них надпредметные умения, научить их мыслить, искать информацию, анализировать, систематизировать ее, использовать свои знания в жизни, активно пользоваться  ими для решения каких-то проблем, реализовать весь свой интеллектуальный и нравственный багаж для достижения успеха в учебе, профессии, во всех сферах жизни.  Мои ученики всегда оправдывали мои надежды. У меня каждый год были призеры и победители олимпиад как в лицее, так и до него, когда я работала в шестой школе. Многие выпускники стали учителями английского языки или так или иначе связали с ним свою жизнь, более 20 лицеистов стали победителями Международного конкурса «Акт в поддержку свободы» и прошли бесплатное годовое обучение в школах США, Оксана Ярченко участвовала в саммите юношеской восьмерки в Канаде, представляя Россию. Не могу сказать, что это мои личные достижения — я всегда работала в паре с Галиной Алексеевной Багно, Ольгой Михайловной Черкасовой, которые стали не только моими старшими коллегами, но и учителями в методике преподавания английского языка.

Почему вы выбрали профессию учителя?

— Наверное, у меня были хорошие примеры. Я училась в школе №6. У нас был дружный, веселый, сильный, свободолюбивый   класс, в котором  впоследствии сложились три семейные пары, в том числе и моя.  Мы много времени проводили на работе, нам было интересно друг с другом. Мы любили свою школу, небольшую, с тополями во внутреннем дворе, с деревянным складом, вокруг которого были свалены старые парты, с географической и спортивной площадками, с кучами металлолома, собранного учениками.  Мы уже тогда критично относились к системе образования и понимали, что многое там делается формально, бесполезно, нерационально, мечтали создать свою школу, где все будет организовано разумно, с пользой для учеников. Помню один момент, когда ехали в автобусе с уборки хмеля. Пели песни вместе с учителями, и я подумала: «Какая прекрасная у них судьба, их любят, уважают, они всегда среди молодых, их душа не стареет!» Наверное, тогда я и утвердилась в своем решении стать учителем. Несмотря ни на что, никогда об этом не жалела.

— Что пожелаете лицею, покидая его?

— Желаю Республиканскому классическому лицею процветания, движения вперед, покорения новых вершин, обретения нового здания. Дорогие коллеги, понимаю, что трудно перестроиться, так как у вас всегда была я, вы к этому привыкли, а менять привычки болезненно, но этот опыт тоже необходим в жизни. Желаю вам не расплескать своего энтузиазма, энергии, любви к жизни, всегда оставаться сильными, мудрыми, любящими наставниками для лицеистов. Желаю нашим ученикам успехов в жизни, понимания того, что этот успех не приходит сам по себе, вы сами должны и можете обеспечить его для себя. Желаю новому руководству вдохнуть в наш лицей свежее дыхание, сохранив при этом все лучшее, что мы создали за 28 лет.

Подготовила Юлия Цайтлер

от redaktor2

Добавить комментарий