Сельскохозяйственный производственный кооператив «Амурский» – одно из крупнейших хозяйств Усть-Коксинского района. Предприятие действует с 2002 года. Сегодня главным его детищем является племенной конный завод. Также здесь разводят маралов, ослов, мулов, лошаков, крупный рогатый скот, овец, коз и свиней, занимаются заготовкой пантов и мяса, производят молоко и сыр. Мы побывали на одной из животноводческих стоянок СПК, являющейся подразделением Амурской фермы. Здесь уже много лет трудится семейная династия чабанов – Иван Васильевич и Екатерина Андреевна Кундины. Супруги живут в селе Амур, на стоянку ездят вместе или попеременно. Работают пенсионеры в основном вдвоем, сил и опыта для этого у них хватает. Их дети, когда выросли, уехали в город. Дочь, говорит Екатерина Андреевна, хочет вернуться в село, но решила подзаработать, чтобы были средства на организацию своего дела. Пока же фермерам помогает внук-одиннадцатиклассник, живущий вместе с ними в Амуре.
Кундины заняты сельским хозяйством уже более тридцати лет, с 1989 года. Для фермеров с тех пор немногое поменялось. Раньше ездили на бричке, теперь – на автомобиле, еще появились мобильная связь и возможность купить солнечную батарею, энергии от которой в пасмурные дни хватает только на освещение, а в ясные можно и телевизор включить. В скором времени, надеются супруги, руководство предприятия сдержит обещание и подведет к стоянке линию электропередачи, благо, тянуть ее надо недалеко.
Фермеры держат довольно большое стадо овец: 550 – 580 голов. Мясо живым весом и шерсть они сдают в совхоз, который занимается дальнейшей реализацией продукции. Также на стоянке имеются принадлежащие им лично несколько лошадей, упряжь для них супруги мастерят сами по вечерам, 30 голов крупного рогатого скота и подсобное хозяйство, оно хозяев сильно выручает, особенно в снежные морозные зимы, как в прошлом году. Нынче, говорит Иван Васильевич, с зимовкой проблем куда меньше: больших морозов нет, снега выпало немного, условия для тебеневки хорошие, силоса и других кормов хватает.
О проблемах супруги говорят не очень охотно. Медведей, по их словам, в окрестностях стоянки не замечали, а вот волки, несмотря на все усилия местных охотников, нередко досаждают, давят овец. Неприятным для фермеров стало изменение рыночной конъюнктуры: когда-то хорошие доходы им приносила овечья шерсть, но лет десять – пятнадцать назад стрижка стала малорентабельной, и овец теперь выращивают в основном на мясо, поскольку предприятия, производящие шерстяные изделия, закрываются. Перспективными направлениями для развития шерстяного производства могут стать предприятия по валянию войлока, изготовлению теплых спальников для туриндустрии и пимокатные цеха. Возможно, за это дело возьмется молодежь, надеются Кундины.
Алексей МИШИН
Фото Владимира Сухова