В Майминском районе уже четвертый месяц осуществляется проект «Лаборатория Soft Skills 04», ставший победителем второго конкурса 2019 года гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Он разработан и реализуется районным Центром социального обслуживания населения «Доверие».
Проект направлен на развитие социальных навыков его участников, усвоение ими основ цивилизованного общения и финансовой грамотности, осознание своего места в жизни, объединение молодежи и повышение ее роли в обществе, а также на создание благоприятной социальной среды в селе Майма.
Разработчики «Лаборатории Soft Skills 04» исходили из потребностей современной молодежи, меняющейся экономической ситуации и запросов работодателей Республики Алтай на квалифицированные кадры. Молодым людям, полагают они, необходимо не только приобретать конкретные профессиональные умения, но и обладать комплексом важных для построения карьеры неспециализированных гибких (от англ. «soft» – «мягкие») навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность.
– К софт скиллз относятся навыки по коммуникации, работе в команде, управлению временем, менеджменту, проведению презентаций, продажам, лидерству, личному развитию, самомотивации, способность адаптироваться к изменениям и т.д. Все они помогают людям находить оптимальные решения в широком спектре задач, не описанных ни в пошаговых, ни в должностных инструкциях. Именно эти навыки сотрудник применяет в большей части рабочего времени, вне зависимости от того, в какой сфере он работает. Эти навыки уже наше настоящее и будущее, они будут востребованы, несмотря на стремительные экономические изменения в мире. Ценность таких умений заключается именно в том, что они не автоматизированы и людей, их носителей, нельзя заменить роботами, – считает руководитель проекта Вера Каширина.
Цель проекта «Лаборатория Soft Skills 04» – содействие социальной адаптации, социализации и формированию навыков Soft Skills у молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, проживающих и обучающихся на территории села Майма.
Всего в занятиях принимают участие 50 школьников. В рамках реализации проекта эти ребята прошли обучение по следующим направлениям и темам:
«Основы лидерства»;
«Командообразование»;
«Организация и планирование событий»;
«Навыки публичных выступлений»;
«Разрешение конфликтов»;
«Тайм-менеджмент»;
«Социальные сети с пользой для жизни»;
«Волонтерское движение – это…».
Занятия «Лаборатории Soft Skills 04» проходят по воскресеньям в Майминской детской школе искусств.
4 февраля в ходе встречи, посвященной теме разрешения конфликтов, участники лаборатории в течение трех часов разбирали природу возникновения конфликтных ситуаций между людьми, на практике разыграли конкретные ситуации, научились находить конструктивные фразы. Перед ребятами была поставлена задача как можно быстрее принять командой обдуманное и верное решение, чтобы не потерять дружбу. Было нескучно и очень познавательно!
Еще одно занятие было посвящено выработке навыков успешного и эффективного выступления на публике. Как оказалось, многие школьники испытывают страх, стеснение и волнение не только перед незнакомой аудиторией, но и выступая перед одноклассниками. В рамках практической работы ребята ознакомились с техникой нетворкинг, благодаря которой они быстро составили минисамопрезентации, а активные тут же выступили перед публикой.
16 февраля участники лаборатории осваивали организационные навыки и умение планировать события. Дискуссионные группы проходили в активной, игровой форме. Молодые люди ознакомились с методами планирования, разобрали роли участников собраний, провели собственное собрание и разработали проекты. Для своих мероприятий ребята выбрали актуальные темы, касающиеся экологии и социальной сферы.
1 и 22 марта участники проекта разговаривали на темы «Социальные сети с пользой для жизни» и «Кто такой блогер?». Век информации дает широкие возможности для всех и особенно для молодежи, главное – научиться фильтровать информацию, выбирать для себя самую ценную, познавательную и перспективную. У ребят выдалась плотная рабочая неделя. Накануне они подсчитали, как много часов проводят в интернет-пространстве. В ходе занятия школьники ознакомились с основополагающими принципами развития социальных сетей, проанализировали возможные площадки для блогинга, продумали концепцию личного блога, обсудили, какой контент может быть востребован и популярен, а также способы подачи информации и возможности монетизации разных видов блогинга.
5 – 6 апреля в онлайн-формате состоялось мероприятие по теме «Почему важно быть финансово грамотным молодому человеку». Школьники пообщались с индивидуальным предпринимателем частным инвестором из Барнуала Иваном Родионовым.
15 марта очередная встреча была посвящена волонтерскому движению. Ребята узнали, что такое волонтерство и кто такой волонтер, почему добровольческие начинания сегодня в тренде, поговорили о системе их поддержки, существующей в России, о том, как волонтеры преобразуют наш социум и как построить эффективную команду, разобрали мифы о добровольчестве. В ходе командных игр научились на практике при помощи мимики и жестов проявлять сочувствие друг к другу, приветствовать, помогать и чествовать.
Далее в программе курса участников лаборатории ждут финансовые игры на денежном тренажере «CashFlow», ролевые игры и итоговая встреча по окончанию курса.
В результате пройденного обучения ребята смогут раскрыть в себе лидерские качества, научаться взаимодействию в команде, получат навыки эффективной организации и планирования событий, качественной коммуникации.
Полученные знания помогут участникам проекта в дальнейшей успешной социализации, в частности в самоопределении при поступлении в учебные заведения, при самопрезентации в ходе дальнейшего трудоустройства, при общении и для расширения своих возможностей.
Команда проекта
Вера Каширина – руководитель «Лаборатории Soft Skills04».
Наталья Гордеева, специалист по социальной работе Управления социальной поддержки населения Майминского района, – ведущий проекта.
Анна Пьянкова, руководитель SMM-агентства «Клевер», – тренер проекта.
Вадим Фефелов, руководитель исполкома регионального отделения ВОД «Волонтеры Победы» в Республике Алтай, – тренер проекта.
Кайрат Касейнов, тренер Программы «15», – тренер проекта.
Артем Ниязов, руководитель магазина настольных игр «Добрый Тролль», – тренер по финансовой игре «Денежный поток».
Константин Вержбицкий, организатор интеллектуальной игры «Инквизиция», – тренер по финансовой игре «Денежный поток».
Оксана Медведева – тренер и психолог проекта.
Алексей МИШИН
Фотографии предоставлены «Лабораторией Soft Skills 04»