Стрелок Елизавета

Дата:

Возвращение

Стоял солнечный сентябрьский день 1945 года. Алтай был в необычайном разноцветье.

Неожиданно на просёлочной дороге маленького колхоза «Кызыл-Таҥ» близ села Нижняя Талда Онгудайского аймака появилась фигура девушки в солдатской форме. Никто из жителей и не думал, что такое может случиться после многих лет похоронок на сыновей, отцов и мужей, а с наступлением долгожданной Победы люди до последней капли надежды ждали своих родных, занимаясь подготовкой к зиме. Ведь нужно было собрать все силы, чтобы пережить ещё один сезон, – страна восстанавливалась после войны.

Вмиг разлетелась молва о том, что их односельчанка Обёй (Öбöй) Чукуева вернулась с войны, с той кровавой, смертельной войны, на которой погибли сотни их земляков. Посмотреть на Обёй и послушать её рассказы сбежалась вся деревня – и стар и млад. Народ праздновал возвращение нашей дорогой, любимой мамы. Тогда нас на свете ещё не было, но она, конечно, искренне мечтала о семье и многочисленных детях.

«Навстречу желаниям женщин…»

Свой рассказ я начну с того, что о женской части, в которой служила моя мама, мало кто знал тогда и знает сейчас.

3 ноября 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны за подписью И.В. Сталина о формировании женской добровольческой стрелковой бригады, которое гласило: «Идя навстречу желаниям женщин с оружием в руках защищать свою социалистическую Родину, Государственный комитет обороны постановляет: 1. 1. Сформировать в Московском военном округе к 1 февраля 1943 г. женскую добровольческую стрелковую бригаду по штатам № 04/330, 04/331, 04/333-04/343 с внесением в штаты следующих добавлений: <…>

2. Формирование бригады возложить на начальника Главупраформа тов. Щаденко.

3. Отдельную женскую добровольческую стрелковую бригаду укомплектовать комсомолками и некомсомолками путём тщательного отбора из числа добровольно изъявивших желание служить в действующей армии. Для пополнения бригады женщинами, имеющими боевой опыт, персонально отозвать с фронтов 1000 женщин согласно прилагаемому расчёту по фронтам (приложение №1).

4. Должности командного и начальствующего состава в первую очередь заместить командирами-женщинами, имеющими боевой опыт. Впредь до подготовки и обеспечения бригады полностью женскими кадрами командного, политического и начальствующего состава должности старшего, среднего и младшего начальствующего состава укомплектовать мужчинами, одновременно развернув ускоренную подготовку необходимого количества кадров из женщин…».

Общая численность бригады составляла 6983 человека.

Бригада, в которую попала моя мама, находилась в деревне Очаково под Москвой, выполняла боевые задачи по охране важных оборонных объектов, задержанию дезертиров и борьбе с бандитизмом, обеспечивала охрану и оборону воскового тыла в зоне наступления фронтов Красной Армии и входила в состав войск НКВД.

Рано оставшись без родителей, Обёй, самая младшая из пятерых детей, работала в колхозе чабаном. Мама была призвана Онгудайским РВК в ноябре 1942 года.  Ей было всего 17 лет.

Из Онгудая четырех девчонок увозил дед Аху Сакылов из Нижней Талды. Только перевалив Семинский перевал, он им сказал, что они едут на войну. До Бийска добирались четверо суток, там их переодели и поездом отправили в военную часть. Удивительно, что при пересадке в Новосибирске мама встретила старшего брата Утуя, который после госпиталя возвращался в свою часть. После войны он вернулся домой. Второй брат, Jаҥа (Янга), погиб под Воронежом, похоронен в братской могиле.

Доехав до назначения, Обёй была зачислена в стрелковую роту. Молодые девушки жили в больших казармах, режим был военный. С оружием в руках охраняли Москву, оборонные заводы от диверсантов, дезертиров: днем и ночью, в жару и холод, в дождь и снег. Когда приходили поезда с ранеными солдатами, девушки разгружали их, кроме того, работали в госпиталях: делали перевязки, стирали на руках окровавленный перевязочный материал, одежду. Присесть было некогда. В редкие минуты отдыха пели задушевные песни Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко, которых мама видела воочию.

Стоит отметить, что наша мама участвовала на параде, посвященном 25-й годовщине Октябрьской революции, 7 ноября 1943 года на Красной площади в Москве. Она гордилась тем, что видела на трибуне Сталина.

Не дай вам Бог узнать войны…

Обёй её назвали родители, а русским именем Елизавета, с которым она вернулась с фронта, нарекли подруги, такие же, как она, девушки-бойцы.

 В минуты отчаяния хрупкая юная чабанка с дальних алтайских гор уединялась и вспоминала свой дом, кедры, земляков… Думала: «Неужели я больше никогда не увижу свою маленькую родину?» Уверена, что эти мысли, огромное желание вернуться на Алтай давали сил выжить в суровые кровавые дни.

Стрелковая бригада стояла в Москве и после того, как Красная армия пошла дальше на запад, ведь Сталин все время находился в столице.

Кстати, все тяготы войны Обёй-Елизавета Чукуева прошла с подругой Анной Михайловной  Жигаленко из Онгудая. Мама мало рассказывала о войне, говорила: «Дай Бог не знать вам тягот войны! Я прошла, и пусть это никогда не повторится!» Мама никогда не пропускала фильм «А зори здесь тихие…», всегда смотрела его со слезами. Потом долго молчала и задумчиво пила чай, глядя на цветущую в нашем дворе черёмуху или крепко прижимая к себе, нас, гладя каждого по голове.

К сожаленью, не сохранилось маминых фронтовых снимков, но я их помню, они лежали в альбоме. Как поняла позже, мама  сожгла фотографии после того, как был развенчан культ личности Сталина.

После победы бригаду перебросили на Восточный фронт, где шли военные действия с Японией – с запада на восток, мимо родной Сибири. Там Обёй-Елизавета работала в Хабаровском госпитале.

Только после капитуляции Японии мама демобилизовалась. Была награждена медалями «За оборону Смоленска», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

Главное богатство – дети

Вернувшись домой, мама до конца своих дней трудилась в колхозе им. Карла Маркса Онгудайского района. Всегда была в передовиках. В 1952 году вышла замуж за Табарчи Топитонова. Наш отец работал в колхозе счетоводом, затем – в гараже нормировщиком.

Родители воспитали семерых детей: Наталья, Сартакпай, Дмитрий, Тамара и Нелли  родились в Нижней Талде, а Марат и Николай – в Куроте. С 1963 года семья Топитоновых живёт в Куроте.

Когда младшему, Коле, было шесть лет, наш папа умер. Фронтовая закалка научила маму преодолевать все трудности. Всех вырастила, выучила, воспитала хорошими, работящими и ответственными людьми.

Мамы не стало в марте 1985-го, сердце не выдержало. Она успела увидеть четверых внуков – Айаса, Зайру, Сурнай, Кызнай. Сейчас у них 46 внуков и правнуков. Мама была удостоена медалей Материнства I и II степеней и ордена Материнства.

Мы, её дети и внуки, правнуки и праправнуки, благодарны землякам сел Нижняя Талда и Курота за память о хрупкой, но сильной женщине Топитоновой Елизавете Маймановне  за то, что видят в нашей маме образ героической женщины, которая прошла через всю войну.

Низкий вам поклон!

Старшая дочь

Н.Т. Чильчинова,

с. Онгудай

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Пришел праздник к малышам

Национальному воспитанию в детском саду «Росток» в Кош-Агаче уделяют...

В Республике Алтай пройдет единый День открытых дверей федерального проекта «Профессионалитет»

20 апреля на площадках федерального проекта «Профессионалитет» в Республике Алтай...

«Единая Россия» проведёт «Диктант Победы» на суше, в море и в небе

Международное масштабное тестирование на знание истории Великой Отечественной войны...

По требованию прокуратуры подрядчик привлечен к ответственности за нарушения при благоустройстве городской площади

По требованию прокурора города подрядчик привлечен к административной ответственности...