От 10 до 40 раз за день надеть и снять комплект защитного костюма, взять анализы, пойти в очаг заражения: так сейчас трудятся люди одной из самых «тихих» медицинских специальностей – врачи больниц, участковые врачи-терапевты и медсестры. Они самые первые шагают в опасную неизвестность, выезжая на очередной вызов.
Как все начиналось
После первых сообщений о том, что в китайском городе Ухане провинции Хубэй 12 декабря зарегистрировали новый тип коронавируса, Министерством здравоохранения Республики Алтай были приняты дополнительные меры по отработке необходимых действий со стороны медицинского персонала при подозрении на новую коронавирусную инфекцию. В поликлиническом звене уже тогда началась подготовка к встрече с COVID-19 (как его уже назвали позже).
– 2 февраля мы получили первое постановление от Роспотебнадзора об установлении наблюдения за прибывшими из-за границы людьми. Наши сотрудники брали у них мазки на коронавирус в первый и десятый день. К счастью, у нас тогда находок не было, – говорит заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе БУЗ РА «Республиканская больница» Марина Бородулина.
Февраль, на улице еще холодно и снежно. Медсестры ежедневно ездят к самоизолированным, прилетевшим из теплых стран пациентам, для забора анализов в одноразовых халатах поверх х/б-костюмов, масках и бахилах. Выйдя из квартиры/частного дома, как положено, раздеваются и утилизируют одежду, на новом адресе снова одеваются: десять вызовов – десять комплектов защитной одежды. И все это они делали в минусовую температуру на улице после каждого забора анализов.
– Раньше приезжали к тем, кто должен был находмиться на самоизоляции, а их нет. Не все серьезно относились к происходящему, – делятся эмоциями медсестры республиканской поликлиники.
Не секрет, что в первое время с начала эпидемии во многих регионах были проблемы с запасами средств индивидуальной защиты, наш регион не стал исключением. В один миг исчезли все маски не только в аптеках, но и у их поставщиков. Никто не был готов к такому масштабу. Думали, что этот вирус, так же как и многие другие, пройдет быстро и где-то не у нас. Но всё оказалось намного серьезнее. Сейчас, конечно, всего достаточно, медики готовы и мобилизованы.
Ситуация накаляется
Позже был открыты кабинет по забору анализов на COVID-19, в котором работают участковые медицинские сестры, также туда привлечены узкие специалисты, и кабинет неотложной помощи. Забор мазков как на дому, так и в этом кабинете проводится с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм.
– Мы надеваем защитную одежду, респираторы, работаем по нескольку часов в этом кабинете, не имея возможности выйти. Изначально кабинет в поликлинике работал с 8 до 10 утра, и мы справлялись, сейчас – с 8 до 17, две бригады, одна с утра, другая после обеда. Через этот кабинет, бывает, и 150 человек в день проходит, – комментируют медсестры республиканской поликлиники.
В праздничные и выходные дни они работали. Говорят, что в самом начале было страшно и тревожно, а сейчас уже привыкли. Выезды осуществляются как по предписаниям Роспотребнадзора, так и по вызовам с ОРВИ.
– Согласно распоряжению Минздрава каждый случай ОРВИ мы обязаны рассматривать как потенциальный COVID. То есть если человек звонит и говорит, что у него высокая температура, недомогание, выезжает бригада из врача и медсестры. Если врач считает нужным, то сразу забирается анализ на коронавирус. Таким образом мы уже несколько человек выявили, – рассказывает Марина Бородулина.
Взятием анализов работа медиков не заканчивается, после этого они должны ежедневно обзванивать всех этих пациентов, узнавать их самочувствие и постоянно быть наготове. В случае необходимости на дом выезжает бригада. Визиты в поликлинику не приветствуются, но если кто-то все же решит прийти, то для температурящих больных предусмотрен отдельный вход. Также нужно и документы заполнять день в день, вначале это было восемь бланков на одного пациента. Медсестры до вечера занимались оформлением бумаг, сейчас бумажную отчетность упростили, осталось всего два.
– Работа терапевта очень сложная. Если в госпитале врачи изолированы от своих близких, то наши врачи после работы идут домой в семью, где есть маленькие дети. Поэтому мы уделяем большое внимание экипировке медперсонала, обучению и дезинфекции. Важно ничего не забыть, – сообщает Марина Бородулина.
Конечно, есть и другая работа, и ее никто не отменял. Если фитнес-клуб можно запереть на ключ, то поликлинику не закроешь. Люди, к сожалению, всегда болеют. Да, сейчас пациентов меньше, потому что отменены диспансеризация, плановые осмотры, талоны не выдают, но врачи, как и положено, принимают больных с разными видами осложнений и заболеваний, будь то злокачественная опухоль или аппендицит.
После модернизации поликлинического звена уровень оказания медицинской помощи стал достаточно высоким. Но все же медики настраивались на работу с обычными пациентами, знали, что надо делать, чтобы люди получали лекарства, обследовались. А сейчас такая ситуация, когда четких установок нет – каждый день приносит какой-то новый диагностический критерий, инфекция меняется. Врачи действительно работают на износ. И просят об одном: чтобы к ним относились с уважением, а не с агрессией. Они работают ради нашего с вами здоровья, рискуя своим.
Галина Штраух