По ту сторону сцены

Дата:

Городской Дом культуры в этом году празднует свое 70-летие и, как все культурные институции, очень скучает по своим зрителям. Несмотря  на  пандемию коронавируса, жизнь здесь не  останавливается. Концертов, конечно, нет, но репетиции продолжаются. Творческие коллективы (которых, к слову, в этом очаге культуры 25!) пишут музыку, поют, разучивают танцы, продумывают декорации.
Но есть  здесь люди, которых публика не знает в лицо, им не выносят на сцену цветы, они не избалованы вниманием прессы,однако  без их труда не обходится ни одно представление. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда вход посторонним обычно воспрещен.

Итак,  знакомьтесь: Валентина Григорьевна Якушкина, костюмер. Одна из немногих представителей профессии, которой нигде не учат.

Перешагнув порог святая святых Дома культуры,  обращаю внимание на развешанные бумажные выкройки, лекала, ткани. Около окна расположились  небольшой стол, швейная машинка,  вдоль стен гладильная доска, высокие стеллажи с сотнями – да что там! – с тысячами коробок,  где хранится всякая мелочь: нитки, бусины, пайетки и многое другое, чего попросту не перечислишь на листе бумаги.  Голова кругом идет!

Но у Валентины Григорьевны никакого головокружения нет. В том, что эта работа действительно ею любима, можете не сомневаться. Находясь в ее «апартаментах», чувствуешь атмосферу уюта и домашнего очага. Здесь, как у хорошей хозяйки на кухне,  царит порядок во всем, и невооруженным глазом видно, как она бережно относится к каждой вещичке…Вот уж действительно:«короля делает свита»!

В двух небольших помещениях от пола до потолка, в два ряда, на толстых перекладинах –  костюмы самых разных текстур, моделей и расцветок: от мантии царя до национальных нарядов. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны.

Назвать точное количество затруднилась и сама  Валентина Григорьевна:

– Их здесь несколько сотен. Они все разные, и могут состоять из нескольких элементов, поэтому подсчитать очень трудно. Я уже привыкла: даже если ночью меня разбудить, смогу показать с закрытыми глазами, где какой висит.

«Несправедливо, что все овации и аплодисменты достаются только артистам», – подумалось мне в тот момент, когда  собеседница уже подготовила несколько шикарных нарядов и звала  их рассмотреть: волк, коза, снежный барс, герои мультфильма «Щенячий патруль», драконы, яркие танцевальные костюмы, ростовые куклы и многое-многое другое!

– Порой так загорюсь, что могу ночами не спать: придумываю орнамент, фасон… – признается «кутюрье». – Из чего сделана пчела? Это флис, а внутри поролон. Нелегко было ее и выкраивать, и шить. Вот видите, здесь, на голове у зайца,  – прорези в глазах, чтобы все было видно…

А вот ответить на вопрос, какой из костюмов самый любимый, Валентине Григорьевне сложно – в каждый вложены огромный труд и частичка ее души. 

Пока я с изумлением разглядывала уникальные творения, мастерица рассказывала свою историю.
Родилась в 1948 году в Горно-Алтайске. Детство прошло в Манжероке, там же окончила семилетку, Затем были Майминский интернат и жгучее желание работать.

Вопрос, кем стать, перед маленькой Валей не возникал никогда. Первые наряды создавались для кукол. Чуть позже – для себя: как правило, «в расход» шли мамины платья.

– Помню, однажды я залезла в сундук и от каждой ткани отрезала по кусочку. Моя «мастерская» находилась на чердаке,  именно там я увлеченно занималась рукоделием. Мама хватилась лишь спустя некоторое время, когда пошла к портнихе шить костюм. Ох и выпороли меня, конечно, за это дело, но не больно, – смеется она.
В четвертом классе Валя  уже самостоятельно сшила сарафан на выставку, а в 17 лет устроилась работать на городскую швейную фабрику №10. Спустя месяц способной  ученице дали разряд  мастера. Осенью 1966 года на фабрике организовали драмкружок. Выпускник Барнаульского культпросветучилища молодой талантливый руководитель постановки Геннадий Якушкин на одном из первых занятий обратился к Валентине: «Ты будешь  играть мою невесту!» Спектакль получился убедительным и реалистичным: 11 марта влюбленные поженились. У супругов родились двое детей. Сейчас двое уже взрослых внуков.

На швейной фабрике, Валентина Григорьевна  проработала 37 лет.

– Как получилось, что вы пришли сюда? – интересуюсь я.

– Время было тяжелое, зарплату не платили. Муж Геннадий Степанович,

возглавлявший с 1967 по 2008 год  городской Дом культуры, предложил мне поработать здесь вахтером. Я не раздумывая согласилась.

Два года пришлось совмещать работу на фабрике и вахте.

В 2003-м вышла на пенсию, а потом так все завертелось, и получилось, что меня перевели в костюмерный цех (которого, по сути, не было). Приходилось все создавать с нуля.

Сегодня в обязанности Валентины Григорьевны входит не только шитье – это лишь часть работы. Она занимается костюмом на всех этапах его существования: следит за чистотой и сохранностью, выполняет мелкую починку и реставрацию. Она в прямом смысле видит всю театральную изнанку.

– А что происходит с костюмами, которые отжили свой век на сцене?

– Костюмы хранятся, пока имеют вид. Лишь после  того, как они окончательно приходят в негодность, списываются. Для этого создается специальная комиссия, проходят различные согласования, ставится печать…

Например, у нас есть вещи, которым не меньше тридцати лет, но они в отличном состоянии, – говорит Валентина Якушкина.

Перед 9 Мая и Новым годом наступает традиционная горячая пора. Готовятся к праздникам коллективы заранее.

 – Все начинается с эскизов. Затем закупаются нужная ткань и фурнитура. На создание одного наряда может уйти несколько месяцев, иногда приходится в буквальном смысле жить в Доме культуры. Но зато потом на сцене все выглядит идеально, – рассказывает мастер стежка и строчки, фея иголки и волшебница платьев.
Что касается поговорки «Сапожник без сапог» – это не про нашу героиню.  Валентина  Григорьевна никогда не забывала о себе и своей семье.

– Однажды внук попросил сшить ему на утренник в детском саду костюм повара. «Почему такой простой?» – удивилась я. «Чтоб тебе долго не работать», – последовал ответ. В белом  колпаке, фартуке и рубашке с большой текстильной  поварешкой он был неотразим.

На другой праздник сшила ему костюм: шорты, рубашка, кепка. Важно рассматривая себя  перед зеркалом, выдал: «Я, наверно, в нем и жениться буду!»

Супруги Якушкины награждены общественной медалью «За любовь и верность» – вместе они прожили 47 лет. Геннадия Степановича не стало в 2013-м. Сейчас Валентина Григорьевна живет одна, каждое утро с радостью спешит на свою тихую, незаметную для зрителей,  но такую  важную работу.
–  Для меня это и не работа вовсе, – признается она, – а образ жизни, ее смысл.
Отрадно, что беззаветный труд,  талант и профессионализм мастерицы по достоинству оценила и администрация Горно-Алтайска – в 2020 году ее портрет украсил городскую Доску Почета.

Широко распахнутые глаза, доброта, сквозящая в приятной улыбке, мягкий, но уверенный голос – и все это подкреплено высоким уровнем мастерства. Чувствуется сразу: здесь, в городском Доме культуры, где Валентина Григорьевна  работает без малого 20 лет, она   на своем месте.

Татьяна РУССКИХ

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

Прокуратура выявила факт незаконной рубли леса в Чемальском районе

Природоохранная прокуратура выявила факт незаконной рубки лесных насаждений на...

«Иль сны приходят. В них я с вами вместе…»

Время летит неумолимо. Изменить чью-то судьбу мы не можем,...