Конечно, это путешествие отличалось от всех других с самого начала. Не было пожеланий приятно провести время, напротив, друзья и знакомые исчерпали весь запас пессимистических доводов. Поездка, предпринятая в столь неудачное время, по их мнению, не сулила ничего хорошего. И практически весь путь до Стамбула казалось: как же они правы… Если бы не резко упавшие цены и эта дурацкая жажда приключений! Тоску нагнетали нервные таксисты, обезлюдевшие аэропорты, кричащие всюду со стен предупреждающие таблички. По мере продвижения из маленького Горно-Алтайска в Москву ощущение депрессии усиливалось, масочный режим становился все строже. Похоже, за истекшие полгода у нас по-настоящему с ним свыклось лишь население крупных городов, где против нарушителей ввели особенно драконовские санкции и штрафы…
Первые впечатления
В Новом аэропорту Стамбула, открывшемся всего два года назад и претендующем на звание крупнейшего в мире, и дальше на улицах более чем двадцатимиллионного мегаполиса, давно ставшего центром притяжения путешественников со всего света, первым делом бросилось в глаза отсутствие китайских туристов. Ни организованных групп с суетливыми предводителями, зонтиками указывающими путь обвешанным фотоаппаратами соотечественникам, ни торчащих во все стороны палок для селфи… Иностранцев в городе вообще оказалось критически мало – в основном это были собирающие подаяние сирийские беженки с детьми и, конечно, наши земляки, легко угадывавшиеся по небрежно сдвинутым на подбородок маскам.
В сравнении с россиянами местные жители казались воплощением абсолютной лояльности и законопослушности. Впрочем, только на первый взгляд: пока светло, и молодежь, и взрослое население Стамбула дефилируют в масках всех видов и расцветок, но с наступлением сумерек большинство забывает про запреты. Коронавирус в Турции опасен только днем.
В районе Фатих, где я остановился неподалеку от крупной пристани Эминёню, соединяющей через Босфор европейскую и азиатскую части Стамбула, как заверил портье, довольно безопасно. Здесь мало мигрантов и все под контролем полиции. Вечерние прогулки по плохо освещенным безлюдным улочкам исторического центра, где по пути попадаются только «запряженные» в повозки мусорщики, это подтвердили.
В темное время суток город открывается со своей загадочной древней стороны. Оставив позади последние еще работающие магазинчики и кафе с доедающими кебаб сонными туристами, видишь лишь слепые окна старинных зданий и еле заметные силуэты минаретов на фоне черного неба. В таком месте не удивишься, если из ближайшего узкого переулка выйдет, поблескивая саблями, отряд янычар…
Босфор
Первый взгляд на залив Золотой Рог и встречающийся с ним Босфор я бросил, выйдя поздним вечером на набережную Эминёню, где и в это время не протолкнуться от влюбленных парочек и рыбаков, упорно забрасывающих снасти в надежде на скромный улов. Иллюминированные разными цветами мосты, красиво подсвеченная Галатская башня, отражающаяся в волнах Золотого Рога, – это как раз то, ради чего стоило пускаться в путь в нынешнее неспокойное и небезопасное время. Утренний вид на Босфор с набережной и прогулка по проливу на морском трамвае тоже превзошли ожидания. На мой скромный взгляд, самые красивые места города – не перегруженные приторной роскошью османские дворцы Долмабахче и Топкапы, не знаменитая пешеходная улица Истикляль, которую считает долгом пройти каждый турист, не превращенная недавно в мечеть Айя-София, где по приказу турецких властей недавно стыдливо задрапировали все приметы христианского прошлого, а, конечно же, морские пейзажи Стамбула. Помните есенинское «Никогда я не был на Босфоре…»? Поверьте, хотя бы один раз побывать стоит, это точно.
Подземный город
В старых городах меня всегда особенно интересует их подземное измерение. Древние катакомбы дают возможность лучше прочувствовать историю. В Стамбуле есть древнее водохранилище, известное ныне под именем Цистерна Базилика, сооруженное семнадцать веков назад во времена первого христианского императора Византии Константина. Своды подпирают колонны, взятые из разрушенных античных храмов, в основании двух из них заложены монументальные изваяния головы Медузы Горгоны – осколки эпохи античности, предшествовавшей векам господства Османской империи. Воды в этом гигантском сооружении сейчас совсем немного, давно не действует и древнеримский акведук Валента, по которому она когда-то поступала в город.
Транспорт
В главном городе Турции на удивление удобная (особенно для неевропейской страны) система транспортного сообщения. Сев на метро, ближайшая станция которого оказалась прямо на одном из мостов, соединяющих Стамбул через Золотой Рог, легко было добраться, пересев по пути на трамвай, на так называемый метробус, на «зубчатую» дорогу, связывающую линии метро на больших перепадах высот, или на фуникулер, до любых достопримечательностей. Путешественнику достаточно купить в автомате местную единую карту, которая действует также на морских трамваях, больше напоминающих обычные средиземноморские паромы. Поездки по карте очень дешевы, а пополнить баланс можно практически где угодно. На транспорте действует жесткий масочный режим – я как-то видел, как дорожная полиция лихо, но с полным почтением «завернула» древнего вида старичка, который лишь чуть-чуть приспустил свою маску. Имеется в Стамбуле и железная дорога: на главном вокзале, расположенном неподалеку от отеля, я побывал, но ехать было в общем некуда, к тому же для поездок в период пандемии местные власти ввели некий ХЕС-код – для отслеживания потенциальных носителей заразы.
Рынки
Торговля – главный жизненный нерв Стамбула. В эпоху пандемии коммерческая сноровка турок ничуть не пострадала, даже наоборот, ввиду дефицита туристов уличные зазывалы стали еще навязчивей. Цены в Стамбуле весьма демократичные, главное – знать их хотя бы приблизительно, иначе есть опасность переплатить за товар в два-три раза. На известнейших рынках – Гранд Базаре и Египетском – торговаться надо в обязательном порядке. Хороший признак того, что в процессе торга вы подобрались к настоящей цене, – когда продавец прекращает демонстрировать свою обходительность. Вот тут-то можно и бить по рукам!
Любой крупный рынок – практически город в городе. На каждом входе, прямо как в средние века, сегодня стоит полицейский, вооруженный вместо ятагана бесконтактным градусником. Торговые ряды пунктиром прерывают кебабные и рыбные забегаловки – как иначе, ведь проводящим здесь целые дни торговцам и покупателям надо где-то завтракать, обедать, ужинать, бесконечно прихлебывая чай из маленьких стаканчиков…
Медицина
Сразу оговорюсь: заражения коронавирусом в этом путешествии мне удалось избежать, чему свидетельство – результаты теста, который под угрозой штрафа обязан пройти каждый возвращающийся в Россию из-за границы. Но с местной медициной довелось таки ознакомиться на личном опыте. Меня лечили от отравления, в результате пришлось пару раз полежать под капельницей в частной клинике, расположенной в районе Сиркеджи. Тест на коронавирус можно было пройти в государственном госпитале, но турецких медиков эта идея явно не вдохновляла. Может быть, подумалось мне, они, как и их коллеги из других стран, борются за «хорошую» статистику?
В медучреждение меня, как и других пациентов, сопровождал на такси его работник. По дороге общались, используя в сложных случаях электронный переводчик, а в самой больнице толмачом служила постоянно путавшая языки жительница Кыргызстана. Часть пути пришлось пройти пешком, по словам врача, где-то рядом с клиникой встречали самого президента Реджепа Тайипа Эрдогана – «нашего султана», как не раз при мне аттестовали его сами турки.
В общении с медиками поразило непривычно предупредительное отношение персонала к пациентам, среди которых, кстати, попадались и нищие беженцы из стран Магриба. В стамбульской клинике, как и в наших, люди ожидают приема в порядке очереди. Только сидят в мягких креслах, у каждого имеются розетка для подзарядки телефона и кое-какие другие удобства. Да уж, частная страховая медицина имеет свои преимущества. Однако проверять их на себе я бы все же никому не посоветовал. Стамбул стоит на своем месте уже много веков, простоит еще пару лет. И тогда – добро пожаловать!
Алексей МИШИН
Фото автора