16-я большая пресс-конференция Президента России Владимира Путина, состоявшаяся 17 декабря, в этот раз (как, впрочем, многие мероприятия в 2020-м) прошла в необычном формате. В Центре международной торговли собрались представители федеральных изданий и иностранные корреспонденты, представители региональных СМИ приехали в столицы своих федеральных округов. Те и другие общались с главой государства онлайн. И лишь журналисты из президентского пула, выдержавшие перед этим двухнедельный карантин и сдавшие тест на COVID-19, разместились в резиденции Ново-Огарево, откуда и беседовал с народом Владимир Владимирович. Всего на мероприятие были аккредитованы 774 журналиста. Длилась конференция четыре с половиной часа, за это время президент успел ответить на 68 вопросов и, как подсчитали в одном из изданий, произнести более 22 тысяч слов.
«Любят Россию искренне»
Из почти семи десятков вопросов лишь два прозвучали от представителей иностранных СМИ. И если московский корреспондент BBC Стивен Розенберг продемонстрировал в разговоре резко отрицательное отношение Запада к Москве, то Хаукур Хаукссон из Рейкьявика (Исландия), наоборот, высказал прямо противоположное мнение: «То, что на Западе Россию все ненавидят или плохо относятся к ней – это всё неправда. Иностранцы любят Россию искренне». Владимир Путин шутя заметил, что у исландца теперь могут появиться проблемы на родине.
Над залом в ЦМТ периодически взмывали флаги разных стран, но все остальные вопросы задавали журналисты из России.
Представители СМИ из сибирских регионов собрались в Новосибирске в здании Ростелекома. Условия пандемии наложили свой отпечаток и здесь: обязательные маски и их смена в ходе пресс-конференции, перчатки, санитайзеры, социальная дистанция, специальная рассадка в зале, усиленная работа кондиционеров…
Республику Алтай представляли трое: главный редактор газеты Усть-Канского района «Кан Чарас» Айгуль Тайтова, главный редактор «Чемальского вестника» Ксения Тудуева и автор этого материала корреспондент республиканской газеты «Звезда Алтая» Галина Миронова. Вопросы мы подготовили те, что волнуют непосредственно жителей нашей республики: о высоких тарифах на электроэнергию и возможностях их снижения, о строительстве нового здания Перинатального центра и капитального моста в Платово, соединяющего республику с соседним Алтайским краем. Были еще несколько «про запас». Правда, микрофон до нас так и не дошел.
Онлайн-формат, с одной стороны, избавил от «плясок с бубнами», когда, стараясь выделиться из собрания в пару тысяч человек, журналисты порой одеваются и ведут себя не очень адекватно (и это еще мягко сказано), с другой – пресс-секретарю Президента Дмитрию Пескову нужно было уделять по возможности равное внимание всем федеральным округам. Песков вел конференцию из Центра международной торговли, на региональных площадках модераторами были корреспонденты центральных телеканалов, в нашем случае – Антон Верницкий. Сибири, на мой взгляд, досталось маловато времени в эфире, но, возможно, это субъективное впечатление.
В любом случае, вне зависимости от того, удалось ли задать вопрос, присутствие на таком мероприятии – само по себе великолепный опыт и замечательная возможность пообщаться с коллегами из соседних и не очень регионов. До и после пресс-конференции мы знакомились, делились впечатлениями, обсуждали проблемы представляемых территорий и средств массовой информации.
Что же касается вопросов от Республики Алтай, то так или иначе они дойдут до президента и наши читатели получат на них ответы. Впрочем, большинство заданных вопросов и прозвучавших ответов в разной мере касается и нас.
Год – как погода. Есть плюсы и минусы
– Этот год связан с пандемией коронавирусной инфекции. Но это характерно не только для России – для всего мира. Проблема наложила отпечаток на все стороны нашей жизни…
Можно уверенно сказать, что мы встретили проблему достойно и отчасти даже лучше, чем в других государствах. У нас на данное время падение ВВП – 3,6 процента. В некоторых странах Евросоюза падение ВВП где-то под девять процентов (в Великобритании, по-моему).
У нас промышленное производство «подсело» на три процента, главным образом за счет нефти, потому что у нас сделка ОПЕК+, мы вышли на сокращение добычи, и это повлияло на общие наши показатели. Что приятно: в этом ноябре к ноябрю прошлого рост обрабатывающей промышленности составил 1,1 процента.
Реальная заработная плата (прошу граждан на меня не сердиться: то, что я сейчас скажу, не соответствует ощущениям, с которыми люди сталкиваются в реальной жизни, тем не менее это усредненная цифра, мы должны на нее ориентироваться), надеюсь, подрастет до конца года где-то на 1,5 процента. К сожалению, при падении реальных располагаемых доходов населения (где-то около трех процентов).
Не только нефть и газ Уровень безработицы был в начале года 4,7 процента, сейчас подрос до 6,3… Все, что мы делаем по поддержке экономики, пострадавших отраслей производства, связано напрямую с поддержанием рабочих мест. Надеюсь, что в течение следующего года удастся выйти на прежние показатели…
…70 процентов российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. Это значит, что мы не в полной мере, но все-таки начинаем слезать с так называемой нефтегазовой иглы. Хотя зависимость еще очень большая…
Наконец, этот год связан с крупными мероприятиями общенационального характера, такими как 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, мы достойно отметили эту дату, и Парад Победы состоялся на Красной площади. В онлайн-формате, но все же прошло шествие Бессмертного полка. Все это позитивные моменты.
В сложных условиях мы еще раз подтвердили, что лежит в основе российской идентичности, – единение народа при какой бы то ни было угрозе: работа волонтеров, медиков (им еще раз низкий поклон и благодарность), состояние всего общества, нацеленного на помощь и поддержку ближнего, поддержку людей, нуждающихся в помощи…
Цель – благополучие страны
Нам пришлось концентрировать ресурсы для борьбы с коронавирусом, на помощь врачам, волонтерам, студентам, на быстрое развертывание производства в нужном объеме. Мы сдвинули начало работы по развитию первичного звена здравоохранения, но этого не забыли. Вместо 1 июля текущего года начнем это с 1 января 2021-го. Ресурсы, которые предусматривались на эту программу, будут использованы. Это 500 миллиардов рублей из федерального бюджета плюс 50 миллиардов рублей из региональных бюджетов. В ближайшие три года около 300 миллиардов должно быть выделено и освоено. К некоторым направлениям совершенствования системы первичного звена здравоохранения, например к закупке автотранспорта, уже приступили. Самое главное в этом – обеспечить гражданам стопроцентную доступность медицинских услуг.
Что касается выборов в парламент страны в 2021 году, конечно, отличия будут. У нас приняты поправки к Конституции. Парламент получил больше полномочий по целому ряду направлений, в том числе и по формированию Правительства Российской Федерации. Теперь Государственная Дума, по сути, принимает окончательные решения не только по председателю правительства, но и по министрам и вице-премьерам. Президент обязан подписать кадровые решения, которые будут приняты парламентом. И это существенным образом повышает значимость работы депутатского корпуса, ответственность перед страной, в том числе и за работу правительства.
По поводу новых партий – это решают граждане, избиратели. Дает ли наша политическая система возможность большему количеству политических сил принять участие в общенациональных избирательных кампаниях? Да. На следующий год, по-моему, до 16 партий смогут принять участие в выборной кампании без того, чтобы собирать подписи. Я желаю им успехов, но повторяю, что решения принимают избиратели. Традиционные политические партии хорошо известны, они представлены в парламенте в течение многих лет. Надо отдать должное, в парламенте звучат разные, подчас полярные, точки зрения и даже острые дискуссии по целому ряду проблем. Но практически каждая из них выступает с патриотических позиций и так, как она считает нужным, стремится решить стоящие перед страной задачи. Подходы, инструменты решения разные, но цель одна – благополучие и развитие страны
Хуже – было
Вы сказали, что никогда не было так тяжело, как сейчас. Было: в 2000 году за чертой бедности жили 29 процентов населения. Ниже прожиточного минимума – почти треть! В 2017-м мы вышли на планку 12,3 процента. Из-за проблем с пандемией она приподнялась до 13,5 процента (около 20 миллионов человек). Одно из основных направлений деятельности – снижение числа людей, живущих за чертой бедности.
План такой: к 2030 году уйти с сегодняшних 13,5 процента до 6,5 процента населения, уровень доходов которого ниже прожиточного минимума (мы должны исходить из реалий).
…В связи с тем что подросла безработица, мы повысили пособие по безработице.
…Самая тяжелая ситуация складывается у семей с детьми. Выстроена целая программа их поддержки.
…Мы договорились, что сделаем нашим детям подарок – небольшой, скромный, тем не менее всем семьям, где есть дети до семи лет включительно, на каждого такого ребенка выплатим по пять тысяч рублей (к моменту подготовки материала выплаты уже были сделаны).
Цены – под контроль
Теперь по поводу цен. Где-то они растут объективно. Но там, где это не связано с объективными обстоятельствами, не может не вызывать соответствующей острой реакции. У нас урожай рекордный за последние шесть лет (131 миллион тонн или даже больше), а хлеб и макароны растут в цене. С какой стати?!
Сейчас подписаны соглашения между производителями и сетями: и производители снижают цены на определенный перечень и объем, и сети должны в рознице показать снижение по базовым продуктам питания. Надеюсь, реакция будет в течение ближайших нескольких дней, ну или нескольких недель, это уж точно.
Самое главное, конечно, – развивать экономику, выводить ее на новый уровень, отвечающий требованиям сегодняшнего дня, создавать новые рабочие места, современные производства, развивать искусственный интеллект, цифровизацию.
Мусор – в оборот
По «мусорной» реформе. Нужно создать соответствующую отрасль, замкнутый цикл, когда отходы не идут на полигоны, а используются в других видах производства. Необходимо добиться нормальной сортировки, с тем чтобы к 2030 году все распределялось по соответствующим сегментам и перерабатывалось.
Одна из задач – перенести нагрузку за утилизацию упаковочных материалов на производителей этих изделий. В автопроме введен такой утилизационный сбор – и ничего. Во всем мире работает.
Внутренний туризм и стратегические цели
В целом, конечно, очень бы хотелось, чтобы наши граждане, в том числе при поддержке со стороны государства, пользовались возможностями внутреннего туризма, приезжали бы, например, в Петербург.
Для этого границы открывать не нужно, но как только станет возможным, мы это сделаем. Одна из пострадавших отраслей нашей промышленности – авиационные перевозки. И в этом смысле, конечно, очень важно разрешить летать к нам и нашим компаниям – летать за границу. У нас за рубеж летают 32 миллиона человек, оставляя там 35 миллиардов долларов в год. Давайте этот поток перенаправим. Если он пойдет на наши внутренние возможности, на развитие внутреннего туризма, это будет здорово. Государство должно оказывать необходимую, прежде всего инфраструктурную, поддержку. Соответствующие средства будем выделять, они предусмотрены. Будем поддерживать и бизнес в целом, региональный в том числе, создается структура, которая будет заниматься исключительно внутренним туризмом…
Вы упомянули Турцию, она рядышком. Там в течение многих десятилетий выстраивалась соответствующая система и государство оказывало массированную поддержку отрасли! Это не исключение, я уже приводил примеры. Скажем, в области судостроения Южная Корея в свое время создала целую систему государственной поддержки, в том числе на уровне налогообложения. Потом, когда отрасль выросла, они все нормализовали, и сейчас самые крупнотоннажные суда строятся именно в Южной Корее. То же самое в Турции делали в отношении туристической отрасли. Мы примерно в этом же направлении будем двигаться. А средства, которые, повторю еще раз, были предусмотрены, 15 миллиардов на этот год, перенесем на следующий.
Стратегические цели никуда не исчезли, они не откладываются.
«Это любовь. Но это не секрет»
Конечно, пандемия внесла поправки. Некоторые программы были сдвинуты – нужны были источники, чтобы оперативно решать вопросы, связанные с борьбой с коронавирусной инфекцией, с поддержкой людей и пострадавших отраслей экономики. Только на прямую поддержку граждан направлено 838 миллиардов рублей. Но стратегических целей никто не отменял. Правительство работает достаточно эффективно.
Что касается кадровых изменений, это инициатива председателя правительства, он вправе набирать свою команду.
Здесь, конечно, приведены (с сокращениями) ответы далеко не на все заданные вопросы. Говорили и об отношения с Украиной, и о сотрудничестве с другими государствами, и о «Се6верном потоке-2», и об образовании с его нынешними онлайн-нюансами, и о пенсиях, и о гражданских свободах, и о гонке вооружений, и о глобальной безопасности и о многом другом. По ряду вопросов чиновники, в том числе региональные, получили поручения, к решению других проблем приступили, не дожидаясь таковых.
Вопросы были и общего, и личного характера, и совсем серьезные, и почти шуточные. Кто-то ратовал за друзей и знакомых, кто-то – за регион, страну или всю планету. В который уже раз не переставала удивляться: как президент просто физически выдерживает несколько часов непрерывного разговора с разными людьми – даже если ему помогают, при одном взгляде предоставляя нужную информацию, все равно это очень сложно. А если учесть, что у тех, кто задает вопросы, разные и настрой, и стиль разговора, и даже уровень воспитанности…
В конце пресс-конференции Владимиру Путину задали вопрос о секрете семейного счастья. «Это любовь. Но это не секрет», – ответил президент.
Айгуль Тайтова, главный редактор газеты «Кан Чарас»: «Понравился каждый ответ»
– Меня, как маму троих детей, очень обрадовала информация о выплате по пять тысяч рублей детишкам до семи лет. Вообще понравился каждый ответ президента. В особенности ответ журналисту Би-би-си: «По сравнению с вами – да, мы белые и пушистые». А еще слова «моя главная задача – отстаивать интересы россиян».
К сожалению, мне вопрос не удалось задать. Мои дети, оказывается, целый вечер просидели перед телевизором, чтобы увидеть маму, смотрели пресс-конференцию от начала до конца. Шестилетняя дочь отметила: «Наш президент очень строгий и умный».
Ксения Тудуева, главный редактор «Чемальского вестника»: «Пресс-конференция позволила обменяться опытом с коллегами»
В Чемале в советские годы была построена первая ГЭС на Алтае. С 1935-го в течение нескольких десятилетий станция обеспечивала недорогой электроэнергией всё село.
Сегодня жители Чемала, как и всей республики, платят за электроэнергию больше, чем жители многих других регионов страны.
Ранее стало известно, что Президент РФ Владимир Путин поддержал предложение о переходе на установление единого тарифа по передаче электроэнергии в некоторых смежных субъектах Российской Федерации. Среди регионов, в которых это позволит снизить энерготарифы для жителей, есть и Республика Алтай. По предварительным расчетам, тариф должен будет снизиться на 20%. Когда жителям Республики Алтай стоит ожидать реального снижения стоимости?
Этот вопрос среди других мне, представителю прессы от Республики Алтай, хотелось бы задать президенту на состоявшейся 17 декабря пресс-конференции.
Но возможности не представилось. Вероятно, потому, что внимание основного и региональных модераторов чаще привлекали броские плакаты (например, «Я беременна»). Корректный, но упрек в адрес таких чересчур креативных участников конференции прозвучал от журналистов Санкт-Петербурга – как говорят, культурной столицы России.
Наши коллеги из издания Amic Алтайского края планировали, но также не смогли задать актуальный для соседнего региона вопрос о вымирающих деревнях.
Из шестидесяти участников конференции в Новосибирске вопросы задали только двое. В самом злободневном из них корреспондент спрашивала, поддерживает ли Владимир Путин идею максимальных штрафов для тех, кто наносит экологический ущерб природе, окружающей среде.
«Есть проблемы текущего характера и техногенные происшествия, виновники которых должны быть установлены соответствующими контрольными органами, и ими же должны быть приняты решения о степени ответственности. И эта ответственность лежит прежде всего на плечах загрязнителей, они должны нести ответственность. Какой она должна быть? Она должна соответствовать не угрозам, а уровню реального ущерба, который нанесён загрязнителями окружающей среде и людям, которые живут в той или иной местности», – ответил президент.
Журналистов и других жителей страны, дозвонившихся на горячую линию», беспокоили задачи продвижения русского языка и культуры, гонка вооружений, рост цен, «переписывание» истории и многое другое. Всё это не оставляло равнодушной и меня. Я очень рада, что благодаря участию в пресс-конференции услышала ответы президента практически из первых уст, – если закрыть глаза на онлайн-ограничения из-за пандемии.
К сожалению, в наше время журналисты гораздо реже видят своих коллег из других СМИ, чем раньше. Ещё десять-двадцать лет назад, а также во времена СССР, работники районок собирались для обмена опытом не реже раза в год.
Поэтому я очень благодарна организаторам пресс-конференции еще и за возможность встречи и общения с коллегами. Перед её началом я, как и другие мои коллеги из Республики Алтай, с интересом пообщалась с журналистами из разных видов СМИ. Посмотрела газеты, которые выпускают ранее не знакомые нам коллеги по цеху, узнала о том, что беспокоит журналистов и читателей газет в других уголках Сибири, будь то в Туве, Хакасии или Омске.