Проверки для среднего и малого бизнеса: когда их ждать и как подготовиться

Дата:

С конца марта 2020 года на проверки малого и среднего бизнеса действовал мораторий, вызванный ситуацией с пандемией. Часть ограничений переносится и на следующий год, но могут ли компании расслабиться? Разбираемся, к каким проверкам нужно готовиться бизнесу в 2021 году.

Наличие онлайн-кассы является обязательным для большинства малых предприятий и ИП. Приобретение аппарата зачастую накладно для небольшой компании. Но можно хорошо сэкономить, выгодно взяв онлайн-кассу в аренду.Арендовать онлайн-кассу

Виды проверок

Контролируют бизнес несколько структур: налоговая, Роспотребнадзор, трудовая инспекция, пожарная охрана, прокуратура и другие. Основной способ надзора — проверки. Они делятся на плановые и внеплановые.

Первые проводят раз в три года по заранее утверждённому плану, который размещают на сайте Генпрокуратуры РФ, поэтому к ним можно и нужно готовиться заранее. Внеплановые используют в двух случаях: когда нужно проконтролировать, как устранили нарушения, выявленные в ходе плановой проверки, либо если требуется отреагировать на жалобы.

По методу проведения проверки могут быть документарными (камеральными), когда надзорный орган запрашивает документы, и выездными — проверяющие сами приезжают на место. Срок проведения контрольных мероприятий — 20 рабочих дней, для малых предприятий — в общей сложности не более 50 часов, для микропредприятий (с численностью работников до 15 человек) — до 15 часов.

Какие изменения вступают в силу в июле 2021 года?

После 1 июля 2021 года со вступлением в силу 248-го закона вместо выездной проверки контролирующие органы могут проводить инспекционный визит. Чтобы сократить число личных контактов, часть проверок может проходить дистанционно с использованием аудио- или видеосвязи. Продолжительность плановой проверки ограничат десятью рабочими днями вместо 20.

Мораторий на проверки: на кого распространяется?

Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса, действовавший с 31 марта до конца 2020-го, продлён до 31 декабря 2021 года. Но есть несколько условий, при которых проверок всё равно не избежать. Среди них:

  • наличие производственных объектов I, II и III класса опасности (например, выброс вредных веществ или транспортировка газа под давлением) или режим постоянного государственного контроля;
  • грубые нарушения за последние три года;
  • лицензируемые виды деятельности;
  • объекты здравоохранения, соцобеспечения, образования и подобные организации;
  • деятельность в ряде сфер с повышенным риском (радиационная безопасность, охрана гостайны).

Кроме того, мораторий не распространяется на налоговые, прокурорские и другие проверки в финансово-бюджетной сфере, которые не регулируются 294-м, 248-м законами.МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕКакому бизнесу не нужна онлайн-касса?

Проверка трудовой инспекцией

Трудовая инспекция проверяет условия труда и отдыха сотрудников, срок и правильность оформления трудовых отношений, начисление и выдачу зарплат, соблюдение прав работников.

Проверить могут любые документы, связанные с кадрами, — трудовые договоры и книжки, расчётные и больничные листы, табели, положения и приказы, в том числе по охране труда. Периодичность плановых проверок — от двух до шести лет. Их вероятность зависит от категории риска, которую определяют количество производственных травм за последние три года, факт задолженностей по зарплате, численность работников и вид деятельности.

План проверок размещают на сайте Генпрокуратуры в конце декабря. Поводами для проверки могут быть:

  • задержка/невыплата зарплаты;
  • размер зарплаты ниже МРОТ;
  • сигналы о нарушениях трудового законодательства, влекущих угрозу здоровью или жизни;
  • запросы и жалобы работников.

Проверка Роспотребнадзором

Это ведомство проверяет соблюдение санитарных норм, безопасность помещений, качество, маркировку и сроки годности товаров, наличие медкнижек у сотрудников, а также лицензий и сертификатов у предприятия.

Для большинства предприятий плановая проверка проходит раз в три года. Чаще — в здравоохранении, образовании и ряде других сфер. Внеплановые проверки устраивают, если есть жалобы от потребителей или по запросу прокуратуры. О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки, а если есть угроза жизни и здоровью людей, инспекторы приходят без предупреждения.

Инспекторы составляют акт, где указывают результат проверки. Это может быть предписание об устранении нарушений и повторная проверка либо штраф. Если нарушение выявлено впервые, штраф могут заменить предупреждением. Если производимая продукция угрожает жизни и здоровью, её могут конфисковать, а работу фирмы — приостановить.

Противопожарная проверка МЧС

По плану пожарная инспекция проверяет объекты раз в три года. Инспекторы осматривают помещения, проверяют, как составлен план эвакуации, приказы о прохождении инструктажа и как оборудованы комнаты для курения. В здании проверяют доступность аварийных выходов, средств для тушения огня, противопожарную сигнализацию.

Новая система контроля МЧС России начнёт действовать с 1 июля 2021 года. Инспектор сможет оценивать соблюдение требований пожарной безопасности путём визуального осмотра объекта без контакта с проверяемым. При необходимости оперативного реагирования на нарушения требований пожарной безопасности инспектор может нанести визит продолжительностью не более одного дня без обязательного уведомления.

На сайте МЧС опубликуют онлайн-калькулятор. С его помощью предприниматели смогут самостоятельно определять категорию риска своего объекта, влияющую на частоту проверок.

Как пройти проверку

Вне зависимости от того, какой орган придёт вас проверять, есть ряд универсальных рекомендаций, которые помогут пройти проверку.

  • Внимательно изучите решение или приказ о проверке, проверьте личность и документы контролёров.
  • Выделите проверяющим отдельное помещение для работы — это ограничит их контакты с персоналом и сбор лишней информации.
  • Присутствуйте при процедурах, но не мешайте проверяющим.
  • Следите за соблюдением сроков проверки — по количеству часов и рабочих дней.
  • Если сомневаетесь в правомерности процесса и претензий, привлеките юриста.
  • Проверьте акт по итогам проверки и сделайте пометку в нём, если не согласны с результатами.

Налоговые проверки

Налоговые инспекторы проверяют правильность платежей и сроки их перечисления в бюджет. Камеральные налоговые проверки проводят на основании сданных деклараций и отчётов. Самые частые причины проведения внеплановых проверок:

  • реорганизация или ликвидация бизнеса;
  • обращения о нарушениях от третьей стороны;
  • подозрение в нарушении платежей. Например, сумма отчислений ниже средней по отрасли или резко изменились показатели финансово-хозяйственной деятельности по сравнению с аналогичными налоговыми периодами. Допустим, пять лет компания получала прибыль в размере 4–5 миллионов ежегодно, а на шестой год образовался только миллион.

Действенный способ избежать внепланового визита налоговых инспекторов — дать исчерпывающий ответ на этапе предварительной проверки, когда ФНС запрашивает пояснения по полученному сигналу о нарушениях.

Как происходит проверка: у налоговой есть соответствующее решение, где уже указано, какие налоги и за какой период необходимо изучить, кто в этом будет участвовать. Налоговая служба запрашивает документы и банковские выписки, осматривает территорию и помещения, опрашивает свидетелей, проводит при необходимости экспертную оценку стоимости объектов и подлинности документов, подписей. По итогам проверки оформляется акт. На его основании могут привлечь к финансовой или административной ответственности, предложить погасить задолженности.

Внепланово ФНС проверяет и правильность использования контрольно-кассового аппарата (ККТ). Вероятность проверок зависит от количества зарегистрированных ККТ и месячного плана налоговой по общему числу проверок. Камерально анализирует данные, поступающие с онлайн-касс. Если обнаружены несоответствия или нарушения, предпринимателя приглашают в налоговую для разъяснения или привлекают к ответственности. На выездных проверках инспекторы фиксируют правильность применения ККТ на фото или видео либо используют метод контрольной закупки.

Большинству компаний без онлайн-касс никак не обойтись. Но в этом есть и плюсы: помимо соблюдения требований закона, при помощи этого аппарата можно выполнить множество насущных задач. Например, маркировать товары или вести бухгалтерию. Кроме того, автоматика сводит к минимуму ошибки из-за человеческого фактора, а значит, не будет и штрафов.Подробнее

Все самые последние новости в нашем телеграм канале

Отправь другу

spot_imgspot_img

Популярное

Другие статьи

«Манжерок» стал площадкой для съемок детского трэвел-сериала

Алтайский курорт привлек внимание юных кинематографистов. В досуговом центре...

На смену курортному сбору

С 1 января 2025 года в России начнет действовать...

Завершилось обучение самозанятых по профессии «Кондитер»

14  ноября в Горно-Алтайске завершилось проведение обучающего курса по...

«Ростелеком» предложил новые тарифы на услуги для дома и семьи, которые не изменятся никогда

«Ростелеком» запустил специальную акцию «Навсегда»: клиенты могут подключить все...