Зампредседателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко рассказал в интервью «АиФ» об электронных паспортах и трудовых книжках. Он отметил, что переход на электронный документооборот — общемировой тренд, а ввод электронных паспортов — мера абсолютно своевременная, имеющая много плюсов.
«Электронный паспорт — это пластиковая карта формата обычной банковской карточки. На ней будут фотография владельца, его ФИО и дата рождения. Карта будет содержать электронный носитель информации, он нужен для хранения персональных и биометрических данных человека, включая изображение лица, отпечатки пальцев и адрес регистрации», – сказал Чернышенко.
Вице-премьер отметил, что по желанию можно будет установить мобильный идентификатор. Его нужно будет активировать в биометрической кабине, которая есть в МФЦ.
«После активации приложение будет выполнять все функции паспорта, и вы сами сможете управлять доступом к данным в зависимости от ситуации — при получении посылки в почтовом отделении, при покупке авиа- и ж/д билетов», — пояснил Дмитрий Чернышенко.
Электронный паспорт в России будет использоваться наравне с бумажным, его оформление добровольное. Но после получения электронного паспорта бумажный будет считаться недействительным. Чернышенко сообщил, что с 1 декабря 2021 года такой паспорт смогут оформить и получить жители Москвы. В регионах услуга появится в середине 2023 года.
Зампредседателя правительства добавил, что электронный паспорт станет единым ключом ко всем актуальным сведениям. Так чиновникам не придётся отправлять официальные запросы в смежные ведомства и потом ожидать ответа «в течение 30 рабочих дней»: вся необходимая информация уже хранится в защищённом «облаке», и электронный паспорт сразу же открывает к ней доступ. При желании человек сможет привязать к паспорту свою электронную подпись, это даст ему возможность удалённо подписывать документы и идентифицировать себя.
Кроме того, Дмитрий Чернышенко ответил на вопросы об электронных трудовых книжках. Он отметил, что переход к новому формату трудовой книжки добровольный, и позволяет сохранять бумажную книжку столько, сколько это необходимо:
«Электронная трудовая книжка не предполагает физического носителя, она существует только в цифровом формате. Посмотреть сведения из неё можно в личном кабинете на портале Госуслуг, в том числе в мобильном приложении. У электронной книжки на самом деле много преимуществ. В неё нельзя вписать ошибочную или юридически неверную информацию — все записи можно внести только по строго унифицированному образцу».
По словам Чернышенко, электронная трудовая упрощает процесс трудоустройства на дистанционную работу. Можно выслать работодателю всю информацию о своём трудовом стаже по электронной почте.
Он подчеркнул, что основная цель запуска цифровых государственных сервисов – улучшить качество жизни людей:
«Достигать этой цели планируем за счёт повышения скорости оказания госуслуг, дебюрократизации и удобства пользования нашими сервисами. Граждане доверяют нам свои персональные данные, и защитить их — важнейшая задача государства, иначе ни о каком удобстве и повышении качества жизни не может быть речи. Использовать персональные данные людей без их согласия в любых целях, в том числе для составления социальных рейтингов, государство не собирается».
Также Чернышенко отметил, что пользоваться электронными сервисами — право, а не обязанность. Сегодня существует три способа взаимодействия с государством: лично прийти в МФЦ, лично обратиться в профильное госучреждение и взаимодействие онлайн на портале Госуслуг.
«Вместе с тем идёт масштабная работа по обеспечению интернетом самых удалённых и малонаселённых уголков страны. В этом году установим более тысячи станций для подключения к интернету небольших населённых пунктов, подключим все социально значимые объекты — школы, фельдшерско-акушерские пункты, органы госвласти и местного самоуправления», — заключил Дмитрий Чернышенко.
В Республике Алтай электронные сервисы предоставления государственных услуг набирают все большую популярность. Так, по данным Министерства цифрового развития региона за 2020 год, на портале Госуслуг зарегистрировано около 150 тыс. человек, что составляет более 67% населения в регионе. С помощью Госуслуг жителям предоставляются услуги по регистрации и оформлению документов, получения прав на управление транспортным средством, запись на прием к врачу и в образовательные организации, консультации по выдаче социальных выплат, оплате за ЖКУ и другие услуги. Кроме того, с помощью сервиса граждане могут записаться на вакцинацию от коронавируса.
С начала введения в 2020 году электронных трудовых книжек в Республике Алтай более 11 тыс. предпочли воспользоваться этим нововведением. Одним из главных преимуществ электронного формата является то, что он практически исключает риск потери работником сведений о своём трудовом стаже. Электронные книжки удобны с точки зрения организации дистанционной работы, которая особенно актуальна в сегодняшних реалиях.
Отметим, что в регионе также действует сеть МФЦ, офисы которого работают во всех муниципальных образованиях.