Мэтр авторской песни Ирина Орищенко отмечает юбилей
Начать юбилейный материал с истории о строительстве собачьей будки? Почти невозможно. И если бы его героиней была не Ирина Орищенко, этого бы не случилось. Но накануне нашей встречи Ирина Валентиновна написала, что разговор придется отложить, потому что она помогает подруге строить конуру для овчарки. Удивились? Значит, вы не знакомы с Орищенко.
Во-первых и в-главных – подруга. Если у тебя есть друг, его нужно не только любить, но и уделять ему время, помогать в случае необходимости. Это одно из жизненных правил именинницы. Во-вторых – собака. Любовь к этим животным у Ирины с детства. И сейчас обязательно бы завела – не позволяет непоседливая сторона жизни артиста. В-третьих – строительство. Свой дом в Горно-Алтайске, первый и единственный, Ирина Валентиновна возводила своими женскими музыкальными руками. Не одна, конечно, но тем не менее. “Мне это нравится. Я очень люблю, когда мир меняется в лучшую сторону”.
Чтобы закончить тему с конурой, отмечу, что строилась она три дня, в основном двумя женщинами. Зато теперь у питомца апартаменты с утеплёнными полом, стенами и крышей. Обшитые вагонкой. Ах да, еще терраса.
В сиреневом мае
– Ну что, 16-го? – начинаем разговор, когда будка готова.
– 16 мая. Да. Юбилейная дата.
– Как вообще относитесь к дням рождения, к юбилеям в частности?
– Как к праздникам для друзей. Так повелось с Восточного Казахстана. Когда я переехала в Усть-Каменогорск, у меня там появились любимые места, например Вороний камень. Оттуда и пошла традиция сначала давать концерт в честь дня рождения, потом собирать близких на природе. Перед тем как поселиться на Алтае, в каких только городах не справляла – там, где застанет время. А здесь традиция дополнилась тем, что к моему дню рождения стала расцветать сирень. И на концертах мне всегда её дарят. Другие цветы я тоже люблю, но больше в естественной среде. А сирень полезно обламывать – на следующий год еще кустистей будет. Кроме того, я обожаю этот запах. “Килограммами” ем пятилистники, загадываю желания, правда, почти сразу их забываю… Ещё одна здешняя традиция моих дней рождения – выезд на турбазу. Есть любимая на берегу Катуни, с березовой рощей. Просто прозрачная какая-то. Мне там так легко. Говорят: береза – мое дерево. Хотя в любом лесу себя хорошо чувствую. Я человек природы.
– Каждый год в одном месте? И сейчас?
– Да. Когда в первый раз там друзей собирала, переживала. Они же у меня все «разномастные», разных профессий, из разных городов. Но это мои друзья. Для меня было очень важно, чтобы они приняли друг друга. Когда я увидела, что они обмениваются телефонами, была просто счастлива от того, что их знакомство продолжится благодаря мне. Очень люблю своих друзей! И люблю доставлять им радость.
Привыкла петь стоя
– А концерт?
– Три года у меня не было деньрожденческих концертов. В прошлом – помешала пандемия, до этого два года подряд уезжала по приглашению в Казахстан. Когда сейчас городской Дом культуры дал добро, радости не было предела. Народ соскучился, ждет.
– Но он пройдет не в сам день рождения?..
– 16-го у меня прямой эфир в Zoom, а концерт – в субботу, 22 мая, в 14.00 в городском ДК. А потом, очень надеюсь, начнется фестивальная пора, гастроли.
– Наскучались?
– Да. Очень. В апреле, правда, уже съездила в Кемерово на детско-юношеский фестиваль «Цветень». 24 года мы его проводим. К нему подвязала свои гастроли: Новокузнецк – Кемерово – Юрга – Бийск. Наскучались, конечно, наскучались.
– Насколько тяжело далась изоляция?
– Тяжело в том плане, что меньше стало живого общения. Я тактильный человек. Мне надо руку пожать, обнять, в глаза посмотреть. Когда в первый раз онлайн выступала, у меня такая зажатость была… Чувствовала себя не в своей тарелке. Сейчас немного проще стало. К тому же петь приходится сидя, а я привыкла стоя, это тоже мешает. Привыкла быть при параде. Что я, дома наряжаться буду? Домашнюю одежду накину – и всё.
– Юбилейный концерт от обычного деньрожденческого отличается чем-то?
– Юбилейный концерт – это, наверное, все-таки подведение итогов. Программу уже продумала. Хочу немного по своим шлягерам пройтись. Спою несколько песен из нового альбома “Островок”. Кроме того, приедут друзья, которые споют мои песни. Не все, конечно, смогут… Вообще у меня всегда разные концертные программы. Бывает, меняю репертуар на ходу. От аудитории многое зависит. Иногда вижу: человек засыпает. Утомился. Я говорю: “Отдыхайте. Спите. Под мои песни дети хорошо засыпают, значит, они благотворно действуют. Позвольте себе такую роскошь”. Главное, чтобы не храпели.
– С каким багажом подошли к юбилейной дате?
– За текущий год получила Гран-при Международного фестиваля в Болгарии (вы об этом уже писали), выпустила альбом “Островок”, в доме кое-что построила. Посадки новые будут на участке. Песни, конечно, новые. Всё уже как-то привычно – стройка, посадки… Я это теперь достижением не считаю. А вот то, что собачьи будки научилась делать, – это достижение.
– У вас какая-то тяга к строительству. Нравится?
– С детства люблю. Когда езжу на гастроли и там кому-то что-то надо подремонтировать – розетки поменять, сушилку для белья повесить, – делаю без проблем. Это удовольствие. Одно из моих кредо: движение – это жизнь. Причем не я его придерживаюсь, а оно меня держит.
– Как готовитесь к концерту? Репетируете? Или вам это не нужно?
– Я репетирую те песни, которые давно не исполняла. Где-то тональность надо сменить (голос изменился). Ну и новые песни разучиваю.
– Новые будут звучать 22-го?
– Из совсем новых – “Цветень”. Я написала ее, когда была на гастролях в Кузбассе. Рядом был садик. Я просто выглянула в окно – и началось:
Ты не спеши окошко закрывать,
там детский щебет, словно звон апреля,
рассыпался по дворику опять,
и значит, будет доброю неделя…
– Какие у вас все песни добрые…
– Наверное, таким я вижу мир.
Кукол не помню
– Какой я была в детстве? У-у! Пацанкой. Бегала всегда с порванными штанами. Через заборы сигала, по деревьям лазила. Рогатки, луки – всё было моё. Кукол не помню вообще. Уже в три года к маме на башенный кран забиралась. Друзья были только мальчишки. Девчонок презирала. Они сплетницы, плаксы. У них на уме только тряпки, какие-то бантики. А у меня – рыбалка, собаки.
Концерт – огромная ответственность
– Перед концертом не могу заниматься гостями. У меня более важное дело – мне мной надо заняться. Концерт – это огромная ответственность. А у меня повышенное чувство ответственности. И справедливости. С этим непросто жить. За много лет я научилась компромиссам (надеюсь). Но несправедливость всей кожей не выношу. По отношению к себе еще могу сдержаться, но когда при мне обижают людей… Бывает, рявкну, бывает, спокойно скажу, бывает, отзову – шепну на ушко. Это, конечно, самый лучший вариант.
Большие города
– Был период, когда я месяца полтора жила в Москве. И вынуждена была каждый день спускаться в метро. Как сейчас помню: площадь Ленина, спуск в метро, широкие ступени вниз… Я стою наверху, а там – людской муравейник. И у меня мурашки по коже оттого, что сейчас меня будут толкать, прикасаться ко мне… По городу ходила быстрее москвичей, как нож сквозь масло. Помню, нужно было купить струны для гитары на Кузнецком мосту. Я час настраивалась, чтобы выйти из дома и спуститься в метро. Потом после магазина еще час ходила кругами, жуя какие-то дурацкие бутерброды, пока не заставила себя вновь войти в эту черную дыру. Мне в больших городах некомфортны.
Пенсия, которая мне не грозит
– Для меня пенсия – это не возраст, а когда я уже осяду и буду дома. Вот тогда стану пенсионером. А так я себя пенсионером не ощущаю. Иногда в магазине спрашиваю: “А у вас есть пенсионная скидка?” И самой смешно. Какая я пенсионерка?! Когда на 55-летнем деньрожденческом концерте объявила, что ухожу на пенсию, зал смеялся. Думали, шутка. Не поверили, потому что не ассоциируют меня с пенсией.
Чем старше становлюсь…
– У меня есть песня “Чем старше становлюсь, тем проще говорить о близком и о тайном”. Так вот, чем старше я становлюсь… взрослее, мудрее (заметьте, не старее), тем становлюсь избирательнее – где я хочу быть, с кем, сколько. Когда мне говорят “надо”, меня просто «выёживает»! Иголки появляются. Кому надо? Зачем? Мне – не надо! На сегодня я ничего против своей воли делать не стану, только потому, что это кому-то нужно. Правда, если сказала “да”, слово сдержу.
Юлия Цайтлер