Рекомендательные сервисы, предлагающие рекламу в соцсетях, новостных агрегаторах, онлайн-кинотеатрах и маркетплейсах, должны подвергаться независимому аудиту и отключаться по желанию пользователей, предложило московское отделение Независимой ассоциации юристов.
В Госдуме предложение поддержали, потому что считают: у пользователей должно быть право выбора, смотреть контент с рекламой или без нее.
Депутат Госдумы и член Комитета по информационной политике Антон Горелкин в интервью Газете.ру сказал, что алгоритмы рекомендаций позволяют искусственно создавать аномальный интерес к товарам и навязывать человеку какое-либо мнение: «В любом алгоритме есть бэкдор, что бы там ни говорили владельцы и разработчики. Главным образом мы хотим исключить вмешательство в нашу политическую ситуацию».
Пользователи должны получить возможность отключать рекомендательные алгоритмы, не теряя доступ к сервису, а также получать от владельцев платформ пояснения о принципах их работы. При этом алгоритмы необходимо проверять «на предмет выявления аномалий или противоречия законодательству», полагают в Ассоциации.
Однако сами участники рынка считают, что подобное решение может нанести серьезный ущерб цифровой экономике, а некоторых из них, преимущественно иностранные компании, вынудит покинуть рынок.
«Не факт, что на фоне других ограничений иностранные площадки захотят оставаться в России. Они могут уйти, хотя РФ для них достаточно выгодный рынок, но работать в условиях, когда тебя заставляют раскрыть все твои коммерческие механизмы и инструменты под предлогом ответственности, — это чересчур», – рассуждает медиаюрист Алена Денисова.
Как отметил заместитель министра цифрового развития РА Сергей Алымов, все же на первое место должна выходить забота о людях: «Излишнее количество информации, в том числе рекламного характера, в новостных порталах многих раздражает, вынуждает менять сервисы. Считаю правильным, если пользователь сам будет решать, нужна ему эта информация, или нет».